0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Роботы за рулём. Российские беспилотные автомобили выезжают на дороги

Сегодня на дороги общего пользования Москвы и Татарстана впервые выезжают беспилотные автомобили. Это решение правительства, которое в документе обозначено не иначе как эксперимент. До 2022 года специалисты из МВД, Минтранса и мастера робототехники будут следить, записывать и тестировать беспилотные машины в реальных условиях дорожного движения. Лайф разбирался, для чего это нужно, стоит ли бояться аварий на трассах и есть ли уже настоящие российские беспилотники.

Российские водители живут по правилам 1949 года. Тогда в Женеве впервые была подписана Международная конвенция о дорожном движении. Она была дополнена в Вене в 1968 году, но с тех пор основы её не менялись.

Правительственный эксперимент 1 декабря 2018 года нарушает сложившиеся полувековые нормы и даёт зелёный свет машинам, где водителям не место. Беспилотным авто разрешают появляться на отечественных дорогах и трассах. Раньше они такого права не имели. И ездили на закрытых участках заводов или наукоградов.

Для многих станет новостью, что российские беспилотники вообще есть и ездят. Однако уже пять лет в России идёт разработка БПТС — беспилотного транспортного средства, так оно называется официально. Особенно активно разрабатывают два последних года: сразу у нескольких компаний появились действующие образцы.

Но прежде чем разобрать российские беспилотные автомобили, стоит сказать одну важную вещь. БПТС — это не воплощение песни из «Приключений Электроника», где «вкалывают роботы, а не человек». В обывательском представлении отличие обычного автомобиля от беспилотника одно: в первом случае за рулём ты, во втором случае тебя там нет.

В реальности всё чуть сложнее: международным Сообществом автомобильных инженеров разработан стандарт беспилотных авто SAE J 3016 — в нём шесть типов автономности.

Борьба за триллионы

Сейчас единственное массовое беспилотное авто третьего уровня — это Audi A7. Все остальные разработки копошатся на втором уровне, зато там такие гиганты, как BMW, Volvo, Mercedes-Benz. Ну и герой всех новостных лент Илон Маск со своей Tesla тоже не поднялся выше второго уровня. Исключение из правил — корпорация Google: её экспериментальная машинка Waymo — это реально действующий четвёртый уровень. Но её массовым продуктом не назовёшь.

В планах автомобильных корпораций запустить конвейер с беспилотными авто в 2021 году. Но эксперты предполагают, что это произойдёт в 2025-м. И сперва беспилотность будет доступна владельцам авто класса люкс. Но прогнозы поражают. К 2035 году рынок беспилотников оценивают в 2,5–3 триллиона долларов. Борьба за деньги развернётся неслабая. И Россия хочет к дележу «беспилотного пирога» успеть.

В 2016 году в России появилась НТИ (национальная технологическая инициатива) «Автонет» — госпрограмма по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта. В проекте участвует и инновационный центр «Сколково». В Китае, США и Европе также существуют компании и программы для ускоренного развития этой отрасли.

Что касается разрешения выезжать беспилотникам на дороги общего пользования, то Россию слегка обогнали. США приняли Self Drive Act в 2017. Китай тоже начал тестировать наработки.

Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов, в начале декабря на дороги Москвы и Татарстана выйдет около 100 машин-беспилотников. Соотношение по регионам не ясно. А про образцы расскажем.

Беспилотный легковой автомобиль

По информации «Автонета», беспилотные легковые авто разрабатывают и УАЗ, и ГАЗ, и даже ВАЗ. Но работающий образец есть пока только у «Яндекса». В пресс-службе нам подтвердили, что компания будет участвовать в обкатке машин на дорогах России.

«Яндекс» будет принимать участие в тестировании, чтобы расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии. Мы не раз говорили о необходимости инициативы и рады, что её приняли. Надеемся, постановление позволит проводить тесты в полном объёме

Дарья Тросникова, пресс-служба сервиса «Яндекс. Такси»

Впрочем, для сотрудников «Сколково» будущее наступило полгода назад. На территории инновационного центра реально вызвать беспилотник. Он ездит по определённому маршруту. И двигается, пусть в слабом, но потоке обычных автомобилей. Беспилотник, говорят, пока никого не сбил и даже не врезался. «Яндекс» представляет второй уровень автоматизации: хоть водителя в кабине нет, за движением машины дистанционно следит оператор. Впрочем, в «Яндексе» говорят, что сейчас уровень автоматизации у них выше второго.

Беспилотник «Яндекса» — это «тойота-приус». По словам специалистов, её проще всего настроить под свои нужды. Авто нужно укомплектовать внешними и внутренними видеокамерами, парковочными радарами и лазерными дальномерами LIDAR. Эти гаджеты тоже заграничного образца, зато софт отечественный.

Проект разрабатывали с 2016 года. В сентябре 2017-го машину показали Владимиру Путину. В декабре 2018-го машины появятся в Москве. Сенсоры могут заметить машину или пешехода в радиусе 100 метров по периметру. А мозг беспилотника анализирует изменение ситуации 50 раз в секунду. В «Яндексе» не говорят, можно ли будет вызвать беспилотник как обычное такси.

Но, скорее всего, нет: на первых порах правительство обязало посадить водителя в каждый беспилотный автомобиль на случай «вдруг чего случится». Так что робот москвичей до работы не подкинет.

Автобус без водителя — реальность. Пусть и ограниченного тиража. В конце 2016 года научный центр НАМИ вместе с КамАЗом спроектировал и выпустил российский мини-автобус без водителя. Проект рассчитан на 8–12 человек. И внешне больше напоминает космический челнок, нежели пыльную приземлённую маршрутку.

С суровой российской реальностью автобус-беспилотник пока не сталкивался. Ездил только между производственными цехами. Фото: © НАМИ

Позже автобус тестировали в Казани на чемпионате мира. Он перевозил гостей. В ноябре в «Сколково» открыли второй полигон для испытаний НАМИ. Разработка КамАЗа — это тоже второй уровень автономности: хоть руль в конструкции не предусмотрен, удалённо за машиной следит водитель.

Разработка НАМИ — оригинальная, придуманная и собранная российскими специалистами. Это электрокар. Его скорость 40 км/ч и дальность хода 120 километров без подзарядки. Пока автобус больше подходит для предприятий или мероприятий. Для повседневного городского транспорта салон на 12 человек не годится.

Недавно разработка НАМИ была лишь вторым проектом автобуса-беспилотника. Первый разрабатывала компания «Волгобас», и назывался проект MATRESHKA. «Матрёшка» раскладывалась в перспективную картину. Выпустили опытный образец. Прогнозировали отправить работать по городскому маршруту уже в этом году. Но проект заморозили. Однако производители обещают его перерождение.

Фото: © Бакулин моторс групп

Разработчики говорят, проблема в недостатках законодательства в сфере пассажирских перевозок. Непонятно было, как страховать пассажиров, а по закону это необходимо. Авторы не видели перспектив коммерциализации пассажирских беспилотных перевозок в ближайшие пять лет. Теперь конструкторы MATRESHKA переключились на грузовые перевозки.

Сфера грузовых перевозок — одна из самых перспективных и прибыльных. Но идеал не удалось изобрести ещё никому. Volvo тестирует свои образцы с 2010 года. Американский концерн Daimler в 2015 году провёл тест-драйв, отправив компьютерный дальнобойщик на дороги штата Невада. Свою разработку американцы назвали Freighliner — «грузовой лайнер». Не отстают и англичане: крупнейший британский автомобильный консорциум Uk Autodrive испытывает беспилотную фуру.

В России о разработке грузовиков говорили мало. Кое-что пытался делать КамАЗ. Но оригинального беспилотного грузовика не было. Возможно, первым станет Hydrogen. Его разработкой занимается компания EV Tech. Генеральный директор Антон Поппель рассказал, что беспилотный грузовик будет существовать в двух вариациях: перевозящий лёгкие грузы до одной тонны и для перевозки до 40 тонн.

На чьих мощностях производится грузовик — пока секрет. Но мы можем показать первые изображения большого беспилотного грузовика. Малую форму пока не хотят показывать публично.

Грузовики проходят дорожные испытания на закрытых площадках. Производители надеются выпустить их на дороги общего пользования в феврале. Авторы уверены: у проектов огромный коммерческий потенциал.

У автомобиля итальянская рама, а все остальные компоненты, включая двигатель и софт, российского производства. Автомобиль также проектируется на электротяге с запасом хода до 300 километров без подзарядки. Проектировщики хотят перевести авто на топливные элементы на сжиженном водороде.

Я знаю, что у бизнес-структур уже сейчас есть заинтересованность. Например, перевозка контейнеров на небольшие расстояния между портом и вокзалом. Между складскими терминалами и площадками ожидания вне складских комплексов

Антон Поппель, генеральный директор EV Tech

Российские беспилотные машины ждёт суровое испытание российскими дорогами. В фонде «Сколково» считают, что они смогут его преодолеть. Есть два основных пути приучения БПТС к маршруту.

Первый — путь опыта, второй — путь знаний. Проще говоря, можно или загрузить карту местности со всеми знаками и поворотами, или прокатывать беспилотник по всем маршрутам, чтобы он сам запомнил и зафиксировал все нюансы дороги. Второй путь пока считается более надёжным. Также в «Сколково» обрисовали и примерные перспективы на будущее, назвав три вещи, которые нужны сейчас российской беспилотной отрасли.

«Сейчас нужна корректировка нормативной базы — то, чем сейчас занимается «Автонет». Второе — это все необходимые страховые тарифы как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Третье — это качество связи. Предпочтительной считается 5G: она позволяет постоянно мониторить и удалённо контролировать происходящее», — пояснил руководитель транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

Но, кстати, хоть изменения ПДД ещё впереди, знак для беспилотных авто уже появился.

Российские разработчики и авторы дорожной карты «Автонет» не рисуют безоблачных перспектив. Они подходят к прогнозу прагматично. Правительственная программа по развитию беспилотных авто рассчитана до 2035 года. Первый этап — до 2020 года — предполагает работу над правовой базой. С 2020 по 2025 год хотят готовить условия для массового выпуска. Период с 2025 по 2035 год описан абстрактно: предполагается наблюдать и анализировать происходящее.

Аналитики считают, что объём российского автомобильного рынка не предполагает внедрение беспилотных систем исключительно на российской базе. Это не выгодно. В 2016 году весь отечественный автопром с учётом заводов по сборке иномарок на нашей территории выпустил 1,6 миллиона машин. В то время как лишь Ford за год выпустил 6,6 миллиона авто. А Toyota — 10 миллионов.

Поэтому специалисты предполагают, что прорывным направлением для российских инноваторов может стать начинка и софт для иностранных беспилотников. Все специалисты сходятся в одном: российской науке и экономике нужно как можно плотнее и быстрее включаться в эту инновационную беспилотную гонку. Если у нас не будет своих разработок, страна не только потеряет триллионный рынок, но и бесповоротно отстанет в технологическом плане от всего остального мира.

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Статья о том, какое будущее, возможно, ожидает беспилотные автомобили в Европе и в России. Примеры беспилотников. В конце статьи — интересное видео о перспективах беспилотных машин.

Содержание статьи:

  1. Беспилотные машины в Европе
  2. Российские примеры беспилотных автомобилей
  3. Как изменится жизнь с появлением беспилотников
  4. Что может помешать развитию транспорта без участия человека
    • Правовые вопросы
    • Безопасность
    • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак
    • Отсутствие необходимой инфраструктуры
    • Высокая стоимость беспилотников

  5. Видео о том, какое будущее может ожидать беспилотные автомобили

В будущем беспилотный транспорт полностью сменит привычные всем автомобили, автобусы, поезда, управляемые человеком. Это обязательно произойдет! Вопрос только, когда именно. Многие эксперты сходятся во мнении, что это случится примерно через 20 лет. Беспилотные автомобили заменят традиционные машины, как те когда-то заменили лошадей. Что нужно сделать Европе и России, чтобы к этому подготовиться? Какие проблемы существуют и можно ли их решить?

Беспилотный транспорт в Европе

Если кто-то думает, что беспилотный транспорт можно увидеть только в фантастических фильмах, то он сильно заблуждается. Разрабатывать беспилотные авто начали еще в 80-е годы. Тогда военные специалисты из Германии опробовали микроавтобус Mercedes, оборудованный роботизированной системой управления, в основе которой были видеодатчики. Автомобиль смог разогнаться до 100 км/час. Правда, трасса была пустой. Но начало было положено.

Уже сегодня на европейских трассах можно встретить беспилотные автомобили. Пока речь не идет о массовых проектах, в основном такие машины тестируются, но их разработчики утверждают, что в скором времени смогут их выпускать серийно. А так как в эти проекты инвестируются сотни миллиардов долларов, их словам можно верить.

Вот некоторые примеры успешной работы беспилотного транспорта:

    Весной 2016 года по европейским дорогам проехали 10 грузовиков разных производителей: Daimler, MAN, Scania, IVECO, Volvo, DAF. Машины выехали из Швеции, Бельгии и Германии 29 марта, а 6 апреля приехали в Роттердам. Общая протяженность их маршрута составила 2100 километров. При этом водители в кабине были, но они не управляли грузовиками. Ими управлял искусственный интеллект с помощью беспроводного доступа.

При этом расход топлива авто снизился на 10%, поскольку грузовики ехали друг за другом на расстоянии 0,5 м., что уменьшило лобовое сопротивление. Обычные дальнобойщики не могут держать такую дистанцию, а роботы с этим справляются легко. При этом ни один автомобиль не нарушил ПДД.

Владельцы крупных транспортных компаний заинтересовались возможностью приобретения беспилотных грузовиков, так как при этом снизятся их издержки и увеличится прибыль (не придется платить зарплату водителю, и меньше денег нужно тратить на топливо).

Крупнейшие производители планируют к 2025 г. выпустить около 8 млн. подобных грузовиков.

Renault-Nissan выпустил автомобиль «Pivo 2», который может двигаться в городском потоке автомобилей без участия человека. Беспилотник обменивается данными с другими машинами и выбирает правильную дистанцию, чтобы избежать столкновений. При этом машина может ехать даже боком.

Volkswagen разработал модернизированный Passat, который оснащен видеокамерами и датчиками. Автомобиль был успешно протестирован на дорогах Берлина. Как показали испытания, автоматика быстрее человека реагирует на возникающие риски.

Audi разработал беспилотный гоночный автомобиль TTS, который безошибочно проехал 20-километровую трассу с опасными поворотами.

В Голландии работают беспилотные электрические автобусы WEpod EZ-10, которые возят пассажиров на 11-километровом маршруте. В этих автобусах установлена инновационная система GPS-навигации, радары и видеокамеры, которые позволяют избегать неожиданных препятствий. Беспилотники передвигаются по дорогам общего пользования. При этом за 6 месяцев работы не было ни одного ДТП с участием беспилотных автобусов.

Подобные автобусы работают и в греческом городке Трикала. Их разработала французская компания RoboSoft. Во многих городах Европы в метро активно используются беспилотные поезда.

Этот список можно продолжать бесконечно долго. Ясно одно, беспилотные автомобили – это уже реальность в Европе. Пока в ограниченном количестве, но все меняется.

Беспилотный транспорт в России

РФ пока сильно отстает в этом плане. Правительство ежегодно выделяет отечественным компаниям деньги на создание технологий автопилота. Автономная система управления появится примерно в 2020 году, и уже через год производители планируют серийно выпускать отечественные беспилотные машины.

АвтоВАЗ активно сотрудничает по беспилотникам с ФГУП НАМИ. Уже была протестирована работа автопилота в Lada Kalina. Группа ГАЗ демонстрировала беспилотную «ГАЗель Бизнес». Топ-менеджеры компании заявляли, что начнут выпуск беспилотных авто до 2030 года. Правда, для этого нужна господдержка.

По мнению экспертов, до 2025 года в РФ появится около 200 беспилотных машин, а к середине этого века их будет уже 11 миллионов.

Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников

Беспилотные автомобили внесут глобальные изменения в мировую экономику. Стоит понимать, что многие фирмы и заводы перестанут существовать. Однако безопасность на дорогах существенно вырастет, а количество аварий уменьшится (на 80%). Это позволит сохранить тысячи человеческих жизней. Машиностроительная отрасль модернизируется, так как почти все беспилотные проекты работают на электричестве.

Беспилотные авто будут в массовом порядке использоваться в качестве такси. Причем стоимость проезда существенно снизится, так как пропадет человеческий фактор.

Как показали исследования, автовладельцы проводят в своих машинах только 4% времени в год, остальное время автомобиль стоит на парковке или в гараже. Это нерационально, учитывая стоимость обслуживания авто. Поэтому многие люди станут пользоваться услугами беспилотных такси. Владение личным автомобилем потеряет всякий смысл.

Со временем пропадет рынок автострахования, так как беспилотные автомобили не будут попадать в аварии. Исчезнут парковки, занимающие сейчас огромные площади возле офисов, домов и торговых центров. Беспилотные авто будут постоянно двигаться, поэтому им парковки не нужны. Профессия парковщика исчезнет.

Что может помешать развитию беспилотного транспорта в Европе и в России

Прогрессу ничто не сможет помешать. Беспилотный транспорт рано или поздно станет обыденностью в нашей стране. Это факт, с которым нужно смириться и к которому надо подготовиться.

Однако проблемы есть, и их придется решать во всех странах. Технических вопросов практически нет. Производители доказали, что могут создать беспилотные машины, которые практически без аварий могут передвигаться по общественным дорогам. Но есть другие проблемы. Вот основные из них:

  • Правовые вопросы;
  • Вопросы безопасности;
  • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак;
  • Отсутствие инфраструктуры;
  • Дороговизна автомобилей.

Теперь рассмотрим эти все проблемы более подробно.

Правовые вопросы

Самой главной проблемой все эксперты считают отсутствие нормативно-правовой базы. Ведь не понятно, каким юридическим статусом обладает электронная система, управляемая авто, какая на ней лежит ответственность в случае возникновения ДТП.

Дальше всего в этом плане продвинулись в США. NHTSA в некоторых штатах (Флорида, Мичиган, Невада) официально уравняло водителя, который управляет автомобилем, и робота, управляющего беспилотным авто Google. Этого решения ждали все американские производители беспилотников, так как оно устраняет ключевую проблему на пути развития таких систем.

Отдельные законодательные инициативы, касающиеся бесплотного транспорта, приняты в странах ЕС. При этом все страны обязаны соблюдать Венскую конвенцию о дорожном движении, согласно которой водитель должен постоянно контролировать свой автомобиль. А именно этот пункт Конвенции препятствует появлению беспилотных автомобилей на трассах общего пользования. Евросоюз планирует уже в этом году внести в Конвенцию специальные поправки, которые позволят активнее развивать беспилотную технологию. Страны ЕС призывают Голландию, которая председательствует в этом году, максимально ускорить процедуру внесения данных поправок.

Увы, в России пока нет законодательства, регулирующего использование беспилотников. Однако работы в этом направлении ведутся. Так, в конце марта 2016 года российские депутаты предложили разрешить применение беспилотных машин на дорогах только с водителем в салоне, чтобы тот мог при опасности взять управление транспортом на себя.

До сих пор не понятно, кто будет отвечать в случае возникновения ДТП с участием беспилотника – водитель, компания, которая разработала систему искусственного интеллекта, или автопроизводитель, который продал этот автомобиль. Пока на эту тему идут споры. На данный момент за все отвечает водитель.

Отечественным парламентариям придется вносить изменения в Уголовный и Гражданский кодексы. Но при этом они обещают все сделать к концу текущего года.

Безопасность

Вопросы безопасности относятся к ответственности разработчиков ПО. Как показали исследования, беспилотные автомобили редко попадают в ДТП. Однако редко – это не значит никогда.

Так, 14 февраля 2016 года самоуправляемое авто компании Google столкнулось с муниципальным автобусом. Это случилось, когда гугломобиль объезжал мешки с песком, которые лежали на дороге. В ДТП никто не пострадал, только был немного поврежден левый борт автобуса.

Но, увы, на счету беспилотников есть уже и человеческая жизнь. 7 мая 2016 года во Флориде авто Tesla Model S, которое работало в режиме автопилота, столкнулось с автопоездом, выехавшим на перекресток. Как сообщили в компании Mobileye, которая занимается настройкой оптических камер в Tesla, их продукция позволяет избежать попутного наезда, однако не воспринимает помехи справа или слева. Систему активно дорабатывают.

Нужно понимать, что все беспилотные автомобили настроены на безукоризненное соблюдение ПДД. При этом никто не гарантирует, что другие участники движения будут соблюдать правила, а это может приводить к авариям. Особенно в России. И примеры уже есть.

Итальянские ученые недавно организовали беспилотный пробег авто из Европы в Китай. Однако после пересечения границы РФ они столкнулись с российской культурой вождения. Они жаловались, что в Москве, где очень плотное движение, никто не соблюдает правила. В таких условиях беспилотникам работать крайне сложно.

Поэтому ДТП, конечно, возможны. Но их количество все равно существенно снизится.

Возможность взлома автомобилей и хакерских атак

Поскольку автопилот – это компьютер, то его можно взломать. Профессиональные хакеры могут с легкостью взломать даже самый совершенный автомобиль. На одной конференции хакеры взломали автомобиль Tesla.

Это очень опасно. Представьте, что может произойти, если на скорости 100 км/час будет взломан автомобиль. Мало того, этим могут заниматься террористы.

Поэтому компании тратят миллиарды долларов, чтобы защитить беспилотники от взлома.

Отсутствие инфраструктуры

Пока ни в европейских, ни в российских городах нет надлежащей инфраструктуры для развития беспилотного транспорта. Учитывая стремительность развития отрасли самоуправляемых машин, чиновники из отечественного Минтранса создали специальную межведомственную группу для решения этих задач.

Для беспилотников планируют построить магистраль из Москвы в Санкт-Петербург. При этом трасса должна иметь оборудование для постоянного поддержания связи и информирования об опасных ситуациях.

Высокая стоимость беспилотников

Поскольку беспилотные авто являются новинкой, их стоимость будет высокой. Поэтому не каждый россиянин сможет приобрести подобную машину. Естественно, со временем цена снизится.

Это ключевые проблемы, мешающие развитию беспилотного транспорта.

Подведем итоги

Дни, когда люди управляли автомобилем, сочтены. Через 20-30 лет бездушные компьютеры будут управлять транспортом вместо человека. И к этому нужно всем подготовиться уже сейчас.

Видео о том, какое будущее ожидает беспилотные автомобили:

В Госдуму внесён законопроект о беспилотных автомобилях на дорогах общего пользования

В Госдуму РФ внесён законопроект № 710083-7 «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Авторы законопроекта предлагают следующее:

  • выпуск на дороги общего пользования по всей России дистанционно управляемых автомобилей без руля и людей в салоне;
  • в случае возможного ущерба в ДТП пострадавший получает страховку в размере 1 млн руб (минимальная сумма страхования для беспилотников).

На сегодняшний день тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования разрешено постановлением правительства №1415 в Москве и Татарстане в рамках эксперимента. В проекте участвуют или планируют участвовать «Яндекс», университет «Иннополис», «Аврора Роботикс», МАДИ, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем». Используются серийно выпускаемые модели (Toyota Prius, Kia Soul, Ford Focus и т. д.) с датчиками, камерами и другим оборудованием. Каждую машину сначала проверяют в научном центре НАМИ. По сведениям «Коммерсанта», пока сертифицированы только машины «Яндекса», которые уже в мае появились на улицах Москвы. «На начальном этапе тестирования на месте водителя будет находиться инженер-испытатель», — сказал в комментарии для Хабрахабра руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук. Флот беспилотников «Яндекса» в этом году доведут до 100 автомобилей.

Однако действующее законодательство не позволяет выпускать на обычные дороги автомобили вообще без людей в салоне и без органов управления (например, без руля и педалей), что сильно ограничивает конструкторов и угрожает эмиграцией ведущих специалистов за границу, считает Сергей Жигарев, один из авторов законопроекта. Новый законопроект в значительной степени снимает эти ограничения.

В «Яндексе» концептуально поддержали документ: «В данный момент сфера беспилотного транспорта регулируется исключительно подзаконными актами, — сообщили в пресс-службе компании. — На законодательном уровне регулирование отсутствует, в результате сохраняются неопределенность и противоречия, которые являются барьером для дальнейшего развития и внедрения технологии. Законопроект может помочь в их устранении. Мы готовы делиться своим опытом, участвовать в обсуждении и доработке документа».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что проект вносится для создания благоприятных правовых условий для опытной эксплуатации высокоавтоматизированных (инновационных) транспортных средств: «Предлагаемые в законопроекте изменения позволят повысить степень инвестиционной активности в области тестирования инновационных технологий в сфере транспорта и создать условия для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств».

Законопроект определяет понятия для регламентации тестирования робомобилей, вводит для них особый правовой статус и регламентирует порядок выдачи разрешений на проведение опытной эксплуатации на дорогах общего пользования.

Вот некоторые интересные моменты из законопроекта.

Беспилотные автомобили в тексте называют «высокоавтоматизированным транспортным средством». Есть также понятие «инновационных транспортных средств», в которых применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие основные эксплуатационные показатели, и которые нельзя оценить в соответствии с действующими документами по стандартизации.

Водителем транспортного средства считается не только физическое лицо в салоне, осуществляющее управление им, но и человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления». Другими словами, водителем считается и техник, который выпустил робомобиль на дорогу, и оператор, который имеет доступ к дистанционной системе управления.

Согласно закону, оператор обязан «прилагать все возможные усилия для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, обеспечения сохранности имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, независимо от того, пользуется ли он автоматизированной системой вождения или самостоятельно осуществляет управление».

Высокоавтоматизированное транспортное средство должно быть оборудовано системой, позволяющий немедленно отключить автоматическую систему вождения и принять на себя управление водителем или оператором.

Проводить тесты беспилотников в РФ имеют право не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, которым автомобиль принадлежит на праве собственности и у которых «есть специальное разрешение либо намерение получить специальное разрешение».

Порядок выдачи «специальных разрешений» позже должно установить правительство РФ. Обязательным условием получения специального разрешения является «предоставление собственником инновационного транспортного средства доказательства заключения договора страхования его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении опытной эксплуатации инновационного транспортного средства, на сумму, минимальный размер которой определяется правительством РФ, однако не менее, чем двукратный размер страховой суммы возмещения потерпевшим причиненного вреда, установленной законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Участники отношений, возникающих в связи с опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, «несут ответственность за вред, причинённый опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации».

Законопроект предусматривает страхование на сумму, «вдвое (или более) превышающую максимальную страховую выплату по ОСАГО», то есть на 1 млн руб. Это в десять раз меньше, чем страховая сумма, прописанная в действующем постановлении. Из-за этого координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов сначала раскритиковал проект: «После принятия этого закона над гражданами России совершенно официально будут ставить опыты, — заявил он. — И если что пойдёт не так, то виноваты в этом будете вы, ваши дети и близкие, а не программист «Яндекса», который косякнул и допустил баг в программе. Баг уберут, а на могиле вашего ребёнка напишут, что его смерть была не напрасной. Зато у вас, помимо осознания великой миссии, ради которой погибло ваше чадо, будет миллион рублей».

Но спустя несколько дней авторы законопроекта пригласили Петра Шкуматова в Госдуму на встречу, где он пообщался со старшим научным сотрудником в ИГП РАН и заместителем руководителя по регулированию киберфизических систем в Госдуме Андреем Незнамовым. По итогам встречи Шкуматов удалил старый пост и написал похвальный отзыв: «Мы все вместе провели замечательные два часа в коллективном мозговом штурме… Надеюсь, что продолжим общаться по беспилотникам и дальше. Сам процесс внедрения автономных автомобилей уже пошёл и насколько он будет гуманным по отношению к нам с вами (то есть к человеку) зависит в том числе и от всех нас… Удивительно (или нет), но в России это всё по умолчанию бесплатно и бескорыстно. В отличие от той же Европы, где автопроизводители скидываются на дела ассоциаций по этой теме, на научные исследования и прочую деятельность. И в отличие от США, где подобные институты уже давно существуют и работают не только за государственные деньги».

В общем у меня новости ) Сегодня сходил в Госдуму по теме беспилотных автомобилей и познакомился с замечательными и.

Беспилотные автомобили в России – есть ли преграды для будущего?

Сегодня вопрос о беспилотных автомобилях можно считать вторым схоластическим вопросом о первенстве яйца или курицы. Эксперты приводят самые удивительные доводы и стараются убедить окружающих в правоте именно своей точки зрения. Но проблема в том, что для беспилотных автомобилей пока больше преград, чем преимуществ их эксплуатации. По крайней мере, в России это не самое лучшее решение. Вы можете найти на рынке не совсем легально ввезенные авто с автопилотами. Впрочем, и легальных машин с возможностью автоматического управления становится все больше. И уже на этой технологии можно заметить, что до беспилотных авто пока нам далеко. Чтобы убедиться в этом, можно включить автопилот на Tesla Model S и попробовать проехаться из точки А в точку Б в городе и на трассе. Если во втором варианте что-то может получиться, то в первом все будет совсем печально.

Для запуска беспилотников нужно иметь отличную инфраструктуру без единого изъяна. Попробуйте удержите Теслу в беспилотном режиме на дороге в своей полосе, если нет нормальной и логичной разметки. Да и другие особенности российских условий говорят о том, что пока о машинах без водителей думать не приходится. Впрочем, можно рассчитывать на постепенное введение автомобилей без управления водителей. С одной стороны, есть противники этого процесса, которые утверждают, что машинам нельзя доверять столь важное и опасное занятие. Но прогресс движется, и это этого никуда не денешься. Скорее всего, большинство компаний заинтересованы в том, чтобы грузы между городами на фурах возили автомобили без водителей и без человеческого фактора. Но пока это кажется настолько далеким будущим, что и говорить о нем смешно. Или нет?

Как обстоят дела с беспилотными машинами в мире?

Наверное, одна из самых главных задач современного автомобильного мира — создание беспилотника с достаточно хорошими характеристиками. Но на деле сделать это далеко не так просто, как хотелось бы. Проблема отсутствия человека в автомобиле не решает массу непредсказуемых моментов. Плюс есть множество противников, которые боятся восстания машин и утверждают, что такой подход к поездкам на авто вскоре приведет к огромным жертвам, смерти на дорогах. Но дела обстоят не в угоду противникам. Можно отметить такие достижения:

  • уже к 2020 году одна из европейских компаний собирается запустить в работу фуры без водителей, такую технику сегодня разрабатывают ведущие компании в данной сфере;
  • сегодня в США и Японии продолжается введение беспилотников в аэропортах для перевозки пассажиров от места посадки самолета до выхода из здания и наоборот;
  • системы беспилотного вождения, которые устанавливаются в современные авто, усовершенствуются, многие из них могут порадовать невероятными характеристиками;
  • простые автомобили в автосалонах уже оснащены практически полноценными автопилотами, но их все еще нужно контролировать (преуспели в этом Volvo и Tesla);
  • коммерческая сфера грузоперевозок во всем мире начала активно интересоваться разработками беспилотных фур Илона Маска и других передовых личностей в этой сфере.

Среда беспилотных поездок остается одной из самых перспективных в сфере автомобилей. Если десять лет назад разработка эффективного и качественного электромобиля была таким преимуществом для производителя, то сегодня это автопилот. Интересно, что передовые компании вкладывают миллиарды, которые, похоже, никогда не удастся окупить. Вскоре технологии беспилотного вождения будут нормальным явлением для каждого концерна.

Как работают основные функции машины без пилота?

Есть несколько сотен факторов, которые управляют современной машиной без водителя. Конечно, такой транспорт напичкан датчиками, каждый из которых управляет определенными деталями машины. Все здесь работает исключительно автоматически, все режимы зависят от особенностей окружающей среды. Ест интеллектуальный механизм, который сканирует знаки и разметку, есть датчики приближения объектов со всех сторон. Вождение имеет несколько важных основ:

  • автомобиль управляется движением по конкретной полосе, при съезде на обочину с дороги авто останавливается и самостоятельно возвращается на утерянный путь;
  • реализован фактически искусственный интеллект, который способен быстро и активно сканировать ситуацию на дороге на многие десятки метров вокруг, реакция незамедлительная;
  • если впереди на дороге появится препятствие, беспилотный автомобиль быстрее сможет затормозить, чем это сделает любой человек, машина способна предсказывать выход людей на дорогу;
  • реализованы функции превентивных объездов людей и велосипедистов на дороге с определенным запасом, всегда производится сканирование боковых зон и встречной полосы;
  • безопасность поездки такого автомобиля оказывается намного выше безопасности передвижения человека за рулем, так как водитель может уснуть или плохо среагировать.

Конечно, такое количество датчиков и функций требует определенных затрат энергии, поэтому аккумуляторы в машинах огромные. Они требуют определенной подпитки, что увеличивает и расход ресурса. Но за счет разумных решений «водителя» расход топлива часто удается сократить на 10-20% в сравнении с живым водителем. Так что технология придется по вкусу корпорациям и представителям бизнеса в любой сфере, где нужны перевозки.

Беспилотные проекты в России — есть ли история?

У нас пока больше противников этого передового решения, чем тех, кто поддерживает развитие сферы беспилотного управления транспортными средствами. Скорее всего, это система менталитета, которая у нас очень сложно принимает все новое. Но затем мы активно начинаем пользоваться новинками и уже забываем о том, что когда-то не хотели принимать все негативные черты этого нового. Итак, в России мнение о беспилотных авто довольно понятное и недвусмысленное:

  • это вызовет безработицу в сфере водителей автомобилей, не нужны будут дальнобойщики, не потребуются таксисты, будут бастовать и нервничать миллионы людей;
  • русский человек любит управлять автомобилем, ему не нужен никакой автопилот, разве что в качестве интересного дополнения в комплектацию авто, которое даже не будет использоваться;
  • инфраструктура не готова — нет нормальной продуманной системы знаков, хороших уверенных дорог, отличной разметки без изъянов и других приятных деталей цивилизации;
  • нет истории использования беспилотного транспорта, такой как во многих других странах, наше государство может просто не принять новинку, как и многие другие технологии;
  • отсутствует политическая и корпоративная воля, лишь некоторые представители бизнеса заинтересованы в появлении беспилотных автомобилей, как витка развития будущего в транспорте.

Проблема в том, что рабочая сила в России достаточно дешевая. За зарплату в 1000 долларов в месяц многие водители готовы садиться за руль и ехать непрерывно без выходных из Москвы во Владивосток по довольно ужасным дорогам. А вот с беспилотниками дела обстоят иначе — здесь придется полностью соблюдать законы, а также покупать и ремонтировать очень дорогие технологии. Так что пока воли бизнеса практически нет.

Первая заря автопилотов — главные факты для России

Но никуда не денешься от мирового прогресса. Беспилотники рано или поздно придут в Россию и станут важной частью инфраструктуры транспорта в стране. Одной из самых активно инвестирующих в данную сферу компаний является UBER, который сегодня успешно работает в нескольких городах России. Вполне возможно, что такси станет важной первой сферой использования такой техники. Но скорее всего, очередность будет иной:

  • технический транспорт на полигонах, который не слишком ограничен в параметрах движения и не несет никакой угрозы, автомобили на военных базах с повышенной секретностью;
  • коммерческий транспорт в аэропортах, а также городской пассажирский транспорт, который курсирует по заранее установленному маршруту — его легче контролировать;
  • коммерческие авто, такие как большие фуры и прочие грузовые автомобили, которые смогут экономить деньги для бизнеса и снижать расходы компаний на перевозки грузов;
  • такси и прочие коммерческие сферы эксплуатации автомобиля, служебный транспорт предприятий, которые не будут вынуждены нанимать и содержать штат водителей;
  • сервисы проката автомобилей, а также каршеринга, которые активно развиваются в Европе и в крупных городах России, они также заинтересованы в беспилотных проектах.

Автомобиль без водителя можно контролировать с определенного дата центра. Так что компания сможет смотреть, где находится авто, с какой скоростью движется, сможет подключаться к камерам в конкретной машине, оценивать обстановку. Это дает определенные преимущества и для работы полиции, которая может получить доступ к сети камер и прочих регистраторов. Предлагаем небольшое видео о смысле и наработках беспилотных машин:

Подводим итоги

На сегодняшний день опыт использования беспилотных автомобилей в мире достаточно большой. Google использует для сканирования всех Соединенных Штатов именно такие технологии. Tesla уже разработала миллионы технологий в данной среде и активно запускает их в действие. Компания Mercedes работает над созданием первого в мире беспилотного и автономного проекта грузовика. Есть собственные разработки у UBER, шведских компаний, китайских и японских корпораций. Так что от этого прогресса уже не уйти, он наступает на пятки обычным автомобилям и просит водителей подвинуться в гонке за право владения рулевым колесом.

Нужно заметить, что противников технологии становится все меньше, но они есть, особенно в России. Мы — консервативная страна, которая стремится к стабильности. И автопилоты не радуют своими перспективами в сфере разрушения этой стабильности. Но рядовой гражданин может считать, как ему угодно, а бизнес заинтересован в данном проекте. Любители порулить также могут получить явные выгоды от этого процесса. В частности, они смогут ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой и заметной яркой системой знаков. Разве не об этом так долго мечтал российский автомобилист? У каждой новинки есть преимущества и недостатки. А что вы думаете по поводу беспилотных транспортных средств?

Беспилотный транспорт в России: будущее и настоящее

Несмотря на все возникшие трудности в России, идея создания беспилотного транспорта все еще жива. Первые опытные образцы автоматизированного транспорта появились совсем недавно, а первостепенная задача инженеров — это наладить выпуск беспилотников для военных и сельскохозяйственных нужд

В последние годы в сфере IT активно развивается технология компьютерного зрения. С его помощью машина обучается находить, определять и отличать друг от друга объекты. Данная технология набирает популярность в сфере автотранспорта: у разработчиков всего мира появилась мечта создать полностью самоуправляемый автомобиль.

За рубежом

О разработке технологий для беспилотного транспорта (БПТ) заявили многие мировые бренды: BMW, Nissan, Volvo, Uber, Daimler, китайский Baudi, и даже Google.

В 2012 году беспилотный автомобиль Google проехал 500 тысяч км без водительского контроля. Именно эта компания получила первую в мире лицензию на испытания БПТ. Через 2 года Uber запустил на дороги США первые самоуправляемые такси. В мае этого года французы испытали беспилотную гоночную машину.

К слову, идея о создании БПТ немолода. Большинство зарубежных компаний приступили к разработкам еще во второй половине предыдущего десятилетия. Однако в нашей стране такая инициатива появилась сравнительно недавно.

Автопилот в России: спасти сельское хозяйство

В сентябре прошлого года рязанская компания «КБ Аврора» протестировала беспилотный трактор «АгроБот». Это небольшая автономная машина без кабины, которая может самостоятельно удобрять и поливать землю, сажать семена и ухаживать за почвой.

Благодаря разработке «Агробот» сельскохозяйственные предприятия смогут автоматизировать аграрные работы. Это увеличит производительность компаний и поможет сельскому хозяйству решить серьезные проблемы: преодолеть отсталость отрасли, решить вопрос нехватки работников на полях.

Проект отличается высокой экономичностью. Все устройства — датчики, антенны, электроника — устанавливаются вместо базовой кабины трактора. Это значит, что любой трактор технопарка можно оборудовать системой «Авроры», не создавая специальную платформу.

Интересный факт

Глава компании «Волгабас» Алексей Бакулин пообещал, что в 2018 году появится беспилотный автобус «Матрешка». Он сможет вместить до 20 пассажиров. Но «Матрешка» и трактор «Авроры» — далеко не предел российских разработок беспилотного транспорта. Разработчикам еще есть, чем вас удивить!

Сognitive technologies: самоуправляемый комбайн

Технологии беспилотного управления с/х техникой создает компания Cognitive Technologies. С 2012 года СТ разрабатывает проект «умного сельского хозяйства».

В рамках проекта компания разработала систему управления беспилотным комбайном Cognitive Agro Pilot. Она основана на технологии глубокого обучения нейронных сетей. В течение прошлого года разработчики собирали данные — видео и изображения полевых условий. С помощью этих материалов нейронные сети обучались распознавать объекты и реагировать на ситуации, которые могли встретиться на испытаниях. В итоге машина научилась отличать нескошенную часть поля от обработанной, замечать и определять препятствия на своем пути (например, дерево или человека).

Инновация Cognitive Agro Pilot — разработка технологии высокоразвитого компьютерного зрения. Все сенсоры распознавания объектов размещены в одной видеокамере, тогда как зарубежные разработчики используют камеры с несколькими объективами.

Беспилотная уборка полей

«В 2017 году беспилотный комбайн с нашей системой компьютерного зрения вышел на с/х работы в Ростовской области. Это первый в России случай, когда уборку урожая производила самоуправляемая техника», — рассказывает вице-президент по развитию бизнеса Cognitive Technologies Александр Шкилев.

Проезд беспилотного комбайна Cognitive Technologies

В этом году Cognitive Agro Pilot также прошел ночные испытания, где маневрировал в разное время суток. Так, беспилотный комбайн разворачивается и двигается «змейкой» как днем, так и ночью.

Ночная уборка поля в беспилотном режиме, маневрами и т.д.

Дополнительное отличие «Cognitive Agro Pilot» от конкурентов — умение идентифицировать разные типы границ поля (кромки, валка). Если этого навыка у системы нет, приходится устанавливать специальные датчики и приборы. Однако это требует дополнительных затрат.

По словам Александра Шкилева, компания Cognitive Technologies планирует в ближайшее время перейти к опытно промышленной серии. Тогда российские беспилотные комбайны смогут на равных конкурировать с зарубежными аналогами.

Грузовик без водителя

Параллельно с проектом «Cognitive Agro Pilot», компания Cognitive Technologies разрабатывает ПО для управления беспилотным грузовиком Камаз. Проект запустили в 2014 году.

Россия и дороги

Отличие проекта от зарубежных аналогов — работа с неидеальными дорожными условиями. Большей частью российские дороги непригодны даже для обычного транспорта с водителем. По данным Минтранспорта, лишь 10 % федеральных трасс соответствуют современным требованиям по скорости, безопасности и качеству.

Чтобы беспилотный Камаз справился с российскими дорогами, разработчики создали систему компьютерного зрения, способную распознавать границы дороги, ширину полос, а также учитывать значительные вертикальные колебания автомобиля.

Расширение границ

На разработке технологий для БПТ, задействованных в бизнесе, компания не остановилась. В 2015 году Cognitive Technologies объявили о собственном проекте по созданию беспилотного автомобиля к 2022 — 2023 году.

Разработчики строят модели компьютерного зрения и искусственного интеллекта, которые имитируют человеческие органы восприятия и мозг. «Мы создавали свои технологии, обучали нейронные сети, проводили испытания в отечественных реалиях: снег, дождь, плохие дороги, малое световое время и т.д. Для создания безопасного автопилота компания была вынуждена создавать более продвинутую математику, в отличие от зарубежных конкурентов, проводивших испытания в комфортных условиях Калифорнии при температуре +25», — поясняет Александр Шкилев.

Испытания проводятся на опытном образце легкового автомобиля Nissan X trail.

Поведение беспилотника Cognitive Technologies на реальной дороге

Результатом усилий разработчиков СТ стала технология Cognitive low level data fusion. Данный метод позволяет повысить качество распознавания объектов на дороге на 20% — 25% и сделать движение более безопасным. В январе 2018 года Cognitive Technologies продемонстрирует инновацию на международной выставке электроники CES в Лас-Вегасе.

«Mы словно собираем нейронную сеть над нейронной сетью. Это позволяет понимать смысл происходящего на дороге. Например, автомобиль распознаёт выкатившийся на дорогу теннисный мячик. Искусственный интеллект понимает, что это не просто мелкий объект: за ним может выбежать ребенок. Поэтому надо более внимательно наблюдать за этой областью, чтобы успеть снизить скорость», — пояснили в пресс-службе компании.

Сколько это стоит

Общий объем внутренних инвестиций в проекты компании составил 22 млн. долларов. Вложения обещают окупиться: беспилотный транспорт показывает высокую экологичность и экономию ресурсов. Если на дороги пустят БПТ, на 14,1% увеличится пропускная способность дорог, а расход топлива — наоборот, снизится на 40%. К таким выводам пришли ученые из университетов Аризоны и Иллинойса в исследовании от 4 мая 2017 года.

Выгоды могут быть и экономическими. В случае с БПТ риск аварии по вине водителя сводится к нулю. Тарифная ставка на перевозку груза без учета человеческого фактора будет гораздо ниже, чем если бы этот фактор учитывался.

Нерешенные вопросы

Но не все в этой отрасли гладко. Главные препятствием для внедрения БПТ остается российское законодательство. Оно не предусматривает передвижение машины с автопилотом на территории нашей страны. В Европе эта проблема частично решена: беспилотные автомобили Volvo уже 2 года ездят по дорогам Германии. В США на БПТ выдано 25 тысяч лицензий.

Кроме легализации БПТ необходимо оборудовать трассы специальной инфраструктурой. К решению этого вопроса в России подошли поближе. В августе 2017 года в правительстве обсуждали разработку карты «Автонет», а также установку объектов, необходимых для передвижения БПТ по дорогам и трассам.

Открытым остается и вопрос безопасности. К примеру, всегда существует угроза хакерского взлома системы. Неясно также, кто будет нести ответственность в случае аварии. Однако по данным исследования McKinsey от 5 марта 2015 года, широкое внедрение БПТ может сократить количество дорожных аварий на 90%.

Крайне важна и остра проблема людей, чья профессия связана с вождением автомобиля. По сообщению ВШЭ от 18 апреля 2017 года, водителями в России работает 7% населения. На сегодняшний день эта профессия — одна из самых востребованных, причем во всех регионах. Все эти люди рискуют остаться без работы с внедрением БПТ, поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной.

Научная фантастика или реальность?

Кажется, что беспилотное будущее уже дышит в спину. Но, несмотря на весь прогресс, мы пока что достаточно далеки от повсеместного использования самоуправляемых машин. Их появление на всех дорогах страны реально, а, может, и неизбежно — но это картина, скорее, завтрашнего дня, чем сегодняшнего.

Читать еще:  Коробка передач X Tronic
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector