1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересные моменты истории бренда Skoda

История Skoda: крупнейший чешский бренд, подаривший миру множество бестселлеров

ŠKODA Auto a.s. – бренд, пришедший из Чехии. Штаб-квартира корпорации расположена в городе Млада-Болеслав. Шкода известна по всему миру, как производитель легковых и коммерческих автомобилей. С недавнего времени является частью корпорации Volkswagen Group.

Начало истории и личность основателя чешского бренда

История Шкода начинается еще в XIX веке. При этом важно учитывать, что автомобильная компания стала результатом слияния двух фирм, занимающейся автомобильной и литейной промышленностью в городе Пльзене. Помимо этого у истоков стоит машиностроительная фирма Laurin&Klement Co. Основание Skoda неизменно связано с фамилией талантливого предпринимателя Эмиля Шкода. В поисках идей для собственного бизнеса, в 1869 году он покупает фабрику, которая специализируется на выпуске оборудования для пивоварен, частей металлических мостов, котлов, паровых моторов и пр. После покупки компания несколько преобразилась и взяла курс на изготовление литья и ковки для кораблей, в том числе и военных. Шкода не стал отказываться от производства сахарных мельниц, которые уходили на экспорт.

На «ручнике» или передаче: как правильно оставлять автомобиль с МКПП на парковке?

Нужно ли нажимать кнопку на «ручнике» при его использовании? Эксперты дали ответ на распространенный вопрос автомобилистов.

«Предъявите диагностическую карту!»: правомерно ли такое требование инспектора ГИБДД?

В 1899 году компания превратилась в акционерное общество и стала одной из крупнейших компаний в Австро-Венгрии вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо этого, компании присуждают такие достижения, как установка трубопровода в Ниагарском водопаде и участие в постройке шлюза в Суэцком канале.

Первая мировая война уравняла большинство производств: все усилия были направлены на вооружение армии. В это время у Шкода уже появилось зарубежное предприятие, которое давало более 35 тысяч рабочих мест. После окончания военных действий, все усилия были сосредоточены на выпуске кораблей, паровозов, станков, турбин, автомобилей, оборудования для электрических станций. Автомобильное производство было запущено только благодаря своевременной покупке компании Laurin&Klement Co. Последняя была организована талантливым механиком Вацлавом Лаурином и его напарником-книготорговцем Вацлавом Клементом. Интересно, что начало пути этой компании началось с покупки велосипеда и пристрастию Клемента к велоспорту. Мужчина хотел использовать купленный транспорт для участия в велогонках, но качество покупки оказалось низким и велосипед почти сразу развалился. Мужчина написал гневное письмо-претензию, на что немецкий производитель прислал ответ, где просил описать претензию на немецком языке. Клемент самостоятельно отремонтировал развалившегося «железного коня» и, в его голове зародилась мысль о необходимости создания современного предприятия по выпуску качественного велотранспорта.

Вместе с механиком Лаурином Клемент организовывает новую фирму, где выпускают велосипеды с названием «Славия». За первую пару лет были представлены пять абсолютно новых моделей. Дизайн новинок разрабатывали самостоятельно. Стоит сказать, что бизнес набирал обороты, а продукция оказалась востребованной. Спустя несколько лет, в 1899 году появился первый велосипед с моторчиком. Последний обладал 4 цилиндрами и был признан немецкими жителями. Найти покупателей среди местного населения было трудно.

В 1905 году Laurin&Klement выходит на новый уровень и показывает первый серийный автомобиль – Voiturette. К особенностям можно отнести выбор кузова – двух- и четырехместный. Новая Шкода еще не получила современного названия, но уже можно было купить авто с водяным мотором объемом 1005 «кубов», которые соответствовали 7 лошадиным силам. Модель стала участником гонок и даже смогла одержать победу в Семмеринге. В 1906 году выходит новое поколение для расширения модельного ряда. Купить Шкода можно с 4-цилиндровым мотором, а немного позже появился и 8-цилиндровый.

Развитие компании и расширение модельного ряда чешского производителя

В 1907 году к основателям приходит мысль о тесноте рамок собственного бизнеса. Однако для расширения требуются инвестиции, которых у производителя нет. В итоге, компания вынуждена искать сторонние фонды, способных вложить капитал в развитие. Для юридического обоснования, Шкода преобразовалась в акционерное общество.

В 1911 году появляется Модель S с 14 л.с., а спустя четыре года на рынок приводят Модель М, относящуюся к премиальному классу. Последний получил инновационные системы, которые могли позволит только ТОПовые автомобили. В числе современной техники были электрический стартер, стальные диски и фары. Во время Первой мировой на базе этого автомобиля был создан проходимый авто с грузоподъемностью до 3 тонн, которая усиливалась 6,0-литровым двигателем. Его выпуск продолжался вплоть до 1920 года.

Помимо этого в списке модельного ряда компании значилось несколько легковых автомобилей, небольшие автобусы и грузовики, которые импортировались в другие страны. Примечательно, что почти треть продукции была отправлена в Россию, где и пользовалась большой популярностью. Во время войны ассортимент пополнился авиационными двигателями, моторными плугами и моторизированными комбайнами.

Автомобильный бренд ŠKODA появился при неблагоприятном стечении обстоятельств. Из-за бедности населения дела у L&K шли не так хорошо, как хотелось бы основателям. Помимо этого в 1924 году произошло возгорание, которые сильно повредило мощности завода. В связи с этим пришлось искать поддержку из вне, а автомобильный концерн ŠKODA был у всех на слуху, чем и воспользовались владельцы. Так, на рынке появился бренд Skoda. В этом же году появляется первый автомобиль с двигателем на 6,6 литра и 100-сильным мотором. Один из экземпляров находится у президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика.

Расширение модельного ряда происходит посредством новой модели L&K 100. Двигатели Шкода рассчитаны на объем 1771 «куб» и 4 цилиндра. Ожидается, что эта модель станет одной из самых успешных на рынке. Спустя пять лет на рынок выйдет усиленная модификация. В 1929 году список пополнится моделью 860, которая комплектуется двигателем на 60 л.с от Шкода. Комплектации подразумевают два варианта кузова: кабриолет и лимузин. Предельная скорость – 100 км/час. Ожидалось, что авто привлечет внимание профессионалов, но за трехлетний выпуск удалось реализовать всего 49 экземпляров Шкода. Цена одного авто достигало 127 000 чешских марок, что было неподъемной суммой для местных жителей.

Отделение ŠKODA в качестве самостоятельного бренда произошло в 1930 году. Главной стратегией дальнейшего развития стало обособленное производство легковых автомобилей. В 1935 году руководство представляет большой автомобиль 420 Popular, который станет бестселлером второй половины 30-х годов. Небольшой вес в 650 килограмм и динамика до 80 км/ч приносят авто славу. Более того, он продается по доступной цене в 17 800 крон. У чехов появляется возможность купить недорогой четырехместный кабриолет или двухместный родстер. Модель стала популярной после тестового пробега для индийского путешествия. Более того, его стали использовать в качестве кареты скорой помощи и авто для поставки товаров.

Вторая мировая война заставила Шкоду выпускать военную технику и грузовики. Специально для Восточного фронта инженеры спроектировали гибрид трактора и грузовика. После окончания военных действий название было пересмотрено в Национальное предприятие автомобильных заводов. Заводы марки сильно пострадали, но уже в 1945 году были восстановлены и за 2-летний период было выпущено почти 5,5 тысяч экземпляров Popular.

Расширение географии и появление новых моделей – 1950-1990 года

Окончание войны позволило руководству продолжить путь в осуществлении собственных целей. Шкода выходит на новый уровень экспорта и налаживает поставки в страны социалистического лагеря. В конце 50-х появляются универсалы Шкода 1200, которые популярны в работе скорой помощи вплоть до 60-х годов. Особые чувства дальнобойщики питали к тягачам от чешской марки.

В 54-м году дебютирует прототип Спартак, который спустя год появляется под индексом 440, но первоначальное название не отстает от новинки и ее продолжают называть «Спартаком». Под капотом разместился 1,1-литровый двигатель с отдачей в 40 «лошадей». Чуть позже появится усиленная модель 450 со складной крышей и двигателем с дополнительными десятью лошадиными силами.

В 1959 году происходит обновление модельного ряда за счет избавления от цифровых названий в пользу именных. Так, 440-ой становится Шкода Октавия, также известная, как первое поколение Шкода Тур, 445-ый называется Шкода Супер, а 450-ый — Шкода Фелиция. Помимо этого в новинках значится Шкода Тауринг Спорт с двигателем на 50 л.с. и Шкода Естат, выпускаемый до 71-го года.

Нельзя упустить из вида двухдверное спортивное купе 110R. В движение авто приводил 62-сильный двигатель с объемом 1,1 литра. В 1976 году в Брно привозят Модель 120, которая отличается от имеющихся вариаций новым кузовом, современным дизайном приборной панели и салона в целом. Радиаторная решетка также преобразовывается и становится неузнаваемой.

Главным периодом для визуального обновления становятся 80-е. Появляются пластиковые бампера и 13-дюймовые колеса. В 84-м году дебютирует новинка Модель 130 с 5-скоростной коробкой. После «недозрелых» трансмиссий, поклонники отмечают легкость в управлении. Двухдверный Garde начинает устаревать, поэтому на его смену приходит новое поколение, которое переименовывается в Шкода Рапид.

Современный Шкода: развитие компании после распада СССР – 1991-н.в.

В 1991 году компания ŠKODA становится одним из подразделений немецкой компании Volkswagen. При поддержке местных инженеров на свет появляется авто с новыми моторами в кузове пикап и универсал – Фелиция от Шкода. Модельный ряд в 1996 году пополняет лифтбек Шкода Октавия, а через два года появляется предшественник современной Шкода Комби.

В 1999 году Фелиция уходит из модельного ряда, уступая место Шкода Фабия, разработанной на платформе Фольксваген А04. Модель также становится успешной за счет запчастей немецкого производства высокого качества. Стоимость модели была ниже немецких аналогов. В 2000-х годах выходит несколько серий в разных кузовах. А в 2003 появляется 130-сильная версия, способная развить до 206 км/ч.

В 2001 году компания предлагает премиальную модель – лимузин Шкода Суперб, в основании которого лежит популярный немецкий авто Фольксваген Пассат. Очередное обновление новинки появится только в 2006 году, но тогда станет заметен качественный скачок: появятся новая светотехника, радиаторная решетка, интерьер. Второе поколение обзаведется универсальной дверью Twin-Door. На данный момент продается третье поколение, представленное в 2015 году.

В 2009 году компания предлагает покупателям компактный кроссовер Шкода Йети. Авто в самое короткое время попадает в рейтинг Top Gear Magazine, как «Семейный автомобиль года». Ему немного не хватает баллов до ведущей тройки «Европейского автомобиля года 2010». В качестве инновационных достижений значится сдвижной люк, противотуманки, подключаемый полный привод, панорамная крыша и пр. С 2016 года в продаже появился среднеразмерный кроссовер Шкода Кодиак, а спустя год представили продолжение линейки — Шкода Карок, компактный кроссовер.

Читать еще:  Шумы под капотом — возможные причины и способы их устранения

На данный момент Шкода 2019 производится и на территории России. Марка организовала официальные представительства и заключила договор с «Группой ГАЗ», который позволил выпускать новинки в Нижнем Новгороде и Калуге. Это стало возможно при участие Фольксваген. В 2012 организовывается полный цикл выпуска автомобилей Шкода. Официальный план говорит о возможности открытия завода для выпуска фирменных двигателей. Помимо этого нельзя отрицать положительные высказывания в сторону качества Шкода. Отзывы отмечают высокое качество шин, дисков, стекол и бамперов. В 2014 году производителю удалось продать больше миллиона единиц за год по всему миру. Прибыль на заданный период составила 817 млн евро, что позволило реализовать новую стратегию по продажам. Автор: Н. Плотникова

Вехи истории Škoda

Фундамент всемирно известной фирмы Škoda был заложен в далеком 1895-м, когда жители чешского городка Млада Болеслав – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент создали компанию по производству велосипедов

Фундамент всемирно известной фирмы Škoda был заложен в далеком 1895-м, когда жители чешского городка Млада Болеслав – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент создали компанию по производству велосипедов. Двухколесный транспорт под именем Slavia пришелся ко двору, что привело к увеличению выпуска продукции и росту амбиций предприимчивых компаньонов. Осознавая «радужные» перспективы моторных видов транспорта, они переключились на мотоциклетную тему. Первый образец – по сути велосипед с примитивным двигателем внутреннего сгорания – увидел свет в 1899-м. Новинка от Laurin&Klement, как к тому времени стала называться компания Slavia, тоже оказалась успешной и востребованной. А потому пригодной для освоения внешнего рынка. Уже через год во многих европейских государствах о продукции Laurin&Klement знали не понаслышке. За десять лет было выпущено свыше 4 тыс. мотоциклов. Прибыли Laurin&Klement росли как на дрожжах, что в конечном счете подтолкнуло компаньонов к покорению новых высот. А именно – к созданию автомобиля.

2-х цилиндровый мотоцикл L&K

Первенец чешского автопрома – Voiturette A появился в 1905-м. Под капотом машины стоял мощный по тем временам 2-цилиндровый литровый 7-сильный мотор. Впоследствии различные модификации Voiturette оснащались куда более серьезными 4-цилиндровыми силовыми агрегатами. За три года было выпущено 250 экземпляров Voiturette, что красноречиво говорило о популярности модели. С каждым годом Laurin&Klement набирали все больший вес на европейской арене. Это было обусловлено непрерывным совершенствованием выпускаемой техники и внедрением в производство новых технологий.

1905 L&K Voiturreta A

Успех первого автомобиля Laurin&Klement был закреплен новинкой с индексом S, дебют которой состоялся в 1911-м. Простая и надежная машина с передовой жидкостной системой охлаждения двигателя мощностью 14 л.с. быстро получила признание публики. Модель S выпускалась на протяжении 14 лет – до 1925 года. Следующим знаковым продуктом Laurin&Klement стала модель с индексом М. В отличие от предыдущих машин компании, которые были раcсчитаны на широкий круг покупателей, «эмка» классифицировалась как автомобиль премиум-класса. Она была оснащена 4-цилиндровым двигателем в 4713 куб. см мощностью 50 л.с. В числе инноваций значилась, например, такая «экзотика», как динамо-фары, электрический стартер и др. Во время Первой мировой войны этот автомобиль был переоборудован в машину большой грузоподъемности (до 3 тонн) с двигателем объемом около 6 литров. Автомобиль получил маркировку MS и оказал армии большую помощь во время войны. В производстве он оставался до 1920 года.

1906 L&K FDL

Наряду с несколькими моделями легковых машин в то время понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы. Автомобили экспортировали в Германию, Великобританию, Россию, Новую Зеландию и Японию. После Первой мировой компания из Млада Болеслава, помимо автомобилей, выпускала и иные изделия, например сельскохозяйственную технику, в частности, моторные плуги Excelsior, разработанные совместно с Roudnice company. В послевоенные годы для выживания компании потребовалось объединение с сильным индустриальным партнером. Поэтому в 1925 году Laurin&Klement слилась с компанией Škoda из города Пльзень – машиностроительным концерном, основанным еще в 1869-м Эмилем Шкодой.

1906 L&K type C

Именно с этого момента «заходит солнце» Laurin&Klement и начинается настоящая история марки Škoda. На этом этапе производились автомобили сотой серии. Построена «сотка» была на базе классического шасси, а под ее капотом скрывался 4-цилиндровый мотор объемом 1771 куб. см. Многочисленные модификации «сотки» смогли найти своих поклонников и принесли производителю существенную прибыль. После слияния компаний дела холдинга резко «пошли в гору». Одним из ярких плодов сотрудничества стала Škoda 860, появившаяся в 1929-м. Основные технические характеристики новинки были зашифрованы в ее индексе: цифра 8 указывала на количество цилиндров в моторе, а цифра 60 – на его мощность. Несмотря на совершенство конструкции Škoda 860, за четыре года удалось продать всего 49 экземпляров машины. Причина крылась в высокой цене, составлявшей 127 тысяч крон.

1907 L&K type F

В 1930 году подразделение Škoda, занимавшееся производством легковых автомобилей, отделилось и стало самостоятельной компанией Škoda ASAP (Автомобильное индустриальное акционерное общество). Во второй половине 30-х годов увидела свет Škoda 420 Popular, модель, которая вскоре стала легендой. Это был компактный автомобиль весом всего 650 кг, развивавший скорость 80 км/ч при расходе 7,5 л на сотню. Причем продавался он по сенсационной цене – порядка 18 тысяч крон, в зависимости от модификации. После оккупации во время Второй мировой войны «легковая» Škoda перешла под начало немецкой промышленной группы Hermann-Goering-Werke и переключилась на выпуск военной продукции – внедорожных машин, гусеничных тягачей и т.д. Из наиболее востребованных гузовиков Škoda того времени стоит отметить модель 256 грузоподъемностью 2,5 тонны. Всего до 1943 года было произведено 2662 автомобиля.

1911 L&K type S

По окончании войны компания была национализирована и, изменив название на Škoda AZNP (Национальное предприятие автозаводов), получила монополию на производство легковых автомобилей. Первой послевоенной новинкой стала двухдверная Škoda 1101/1102 Tudor, выпущенная на рынок в 1946 году. Чуть позже появилась и четырехдверная версия грузоподъемностью 300 кг. В 1952-м в производство был запущен четырехдверный седан Škoda 1200. Эта машина с округлым цельнометаллическим кузовом, оснащенная 1,2-литровым двигателем мощностью 36 л.с., символизировала новый виток развития компании Škoda. В пятидесятые годы довольно обширный мировой экспорт автомобилей Škoda сник. Их стали поставлять в основном в страны соцлагеря. Универсалы Škoda 1200, например, работали в СССР в качестве карет скорой помощи. Особым уважением советских водителей пользовались седельные тягачи и самосвалы Škoda. Впрочем, это аспекты совсем другой, «грузовой» истории фирмы Škoda.

1911 L&K type Sc

В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду поменялся в корне. Сняли с производства представительский «Superb». Родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в основном для экспорта. Да и вообще, привилегия ездить персонально в те времена был доступна лишь партийным функционерам. Несмотря на экономические и политические трудности того периода, компания сохранила относительно высокие стандарты производства, иллюстрацией чего, к примеру, может служить модель Škoda 440, выпущенная в 1955-м и более известная как Škoda Spartak. Машина имела двигатель объемом почти 1,1 литра и мощностью 40 л.с. В 1959 году «перелицованные» легковушки были заявлены под новыми именами. Škoda 440 была переименована в Octavia, 445-я – в Octavia Super, а 450-я модель получила имя Felicia. Абсолютно новый автомобиль Škoda 1000 МВ был представлен общественности в 1964-м. 1000 MB имел 4-цилиндровый двигатель с жидким охлаждением объемом 988 куб. см и мощностью 45 л.с., расположенный в кормовой части кузова. Следующая новинка появилась в 1969-м. Новая Škoda 100/110, ставшая переосмысленным вариантом предшественницы, обзавелась свежими кузовом и интерьером, дисковыми тормозами передних колес, усовершенствованным мотором. Двухдверное спортивное купе Škoda 110 R с двигателем 1,1 л и 62 л.с., появившееся в 1970-м, стало ярким явлением, т.к. идеологически диссонировало с продукцией социалистического автопрома. Седан по имени Škoda 110 LS получил аналогичный двигатель. Купе также послужило основой для создания спортивных версий – Škoda 130 RS и Škoda 200 RS.

1913 L&K type Se

Последующая модель Škoda 105/120, представленная в 1976 году, получила совершенно иной уровень модернизации – оигинальные кузов и интерьер. Две базовые модели Škoda 105 с 1-литровым двигателем и Škoda 120 с двигателем в 1,2 л производились во всевозможных версиях: от недорогой Škoda 105 S до престижной Škoda 120 GLS. Бесконечная модернизация семейства 105/120/130 закончилось выпуском последней 120-ки в 1990-м году. На смену ей несколько раньше пришла новая модель – Škoda Favorit, в создании которой принимал участие знаменитый итальянский дизайнер Нуччио Бертоне. Базовая версия Favorit была снабжена 4-цилиндровым двигателем объемом 1,3 л. На основе этой модели был разработан универсал, получивший название Škoda Forman.

1914 Excelsior P5

В 1991-м в биографии Škoda произошло знаковое событие: чешская компания вошла в состав немецкого концерна Volkswagen. Первой моделью, выпущенной под патронажем могучего покровителя, сталa Škoda Felicia, представленная общественности в 1994-м. В 1996 году Škoda показала миру лифтбэк, названный в честь выпускавшейся несколько десятилетий назад модели Octavia. В 1998 году было начато производство этого автомобиля в кузове универсал. Очередное пополнение модельного ряда произошло в 1999-м, когда публике был представлен компакт Škoda Fabia. Как и Octavia, Škoda Fabia очень быстро стала популярной, существенно усилив лояльность потребителя к бренду Škoda.

1922 L&K type 100

В 2001-м произошло возрождение легендарной Škoda Superb. Одноименый автомобиль выпускался чешской компанией с 1934 по 1949 год. Седан бизнес-класса был построен по мотивам Volkswagen Passat B5. В 2004 году увидело свет новое поколение Octavia. Помимо автомобиля, выпущенного в кузовах лифтбэк и универсал, в модельном ряду появилась модификация с полным приводом. В 2006-м был презентован многофункциональный Roomster, позиционирующийся производителем как автомобиль для активного отдыха. Компания Škoda также выпустила новые поколения моделей Fabia и Superb. При обновлении автомобилей были учтены и исправлены все недочеты их предшественников. Благодаря этому продажи обеих моделей после модернизации значительно выросли. Ярким событием 2009 года стало появление первого в истории фирмы кроссовера – Škoda Yeti. Помимо упомянутого, в производственной линейке фирмы сегодня числится популярный в Европе субкомпакт Škoda Citigo. На подходе обреченный на успех Škoda Rapid, новая Octavia, большой кроссовер… Страница за страницей компания Škoda продолжает писать свою историю.

Читать еще:  Как сдать экзамен в ГИБДД с первого раза

Интересные моменты истории бренда Skoda

Те, кто сейчас знают марку Skoda как дочернее предприятие именитого автогиганта Volkswagen, не поверят, что истинными создателями этого чешского автомобиля были велосипедных дел мастер и продавец книг.

Предприимчивые энтузиасты

В небольшом чешском городке Млада-Болеслав два Вацлава – Лаурин и Клемент – патриоты, энтузиасты и спортсмены в одночасье изменили свои жизни, начав собственное производство велосипедов Slavia («славить»). Один был инженером по образованию и просто решил попробовать свои силы, другой устал месяцами ждать велосипедные запчасти из других стран, лишая себя любимых прогулок. Оба поняли, что намного проще производить собственный транспорт, а заодно детали и узлы к нему.

Логотипом транспортных средств Slavia стало колесо, украшенное листьями липы. Так создатели видели символ единства славянских народов. Несколько позднее тщеславие взяло верх, и партнеры вплели в логотип собственные имена.

Уже через 4 года компаньоны решили замахнуться и на мотоциклы, которые являлись в ту пору диковинкой. Новый вид техники им удался с эстетической и технической стороны, что обеспечило их регулярными заказами.

А еще через 6 лет пришла очередь автомобилей. Для любителей бизнес у партнеров шел поразительно хорошо. Их первый автомобиль – Voiturette, оснащенный 2-цилиндровым 7-сильным мотором, неплохо был принят публикой. Тогда друзья стали экспериментировать над аппаратом дальше, сначала укомплектовав его 4-цилиндровым двигателем, а затем и продемонстрировав Европе первую машину с 8-цилиндровым мотором.

Модель имела такой успех, что стала своеобразным эталоном чешского автомобилестроения. Сейчас результат в 250 экземпляров, выпущенных за 3 года, кажется смехотворным. Однако в прошлом веке такие продажи являлись колоссальными, а, главное, стабильными на протяжении всего периода существования автомобиля.

Лаурин и Клемент наглядно продемонстрировали, что машина не обязательно должна служить дорогой и модной игрушкой для богатой публики. Они сделали из нее практичную и доступную вещь для людей разных социальных слоев и возрастов.

И так успешная компания, теперь она обрела европейскую популярность и смогла расширить свои производственные мощности. Объем выпуска был таков, что детище двух товарищей уже нельзя было называть индивидуальным предприятием. Так родился автомобильный бренд в лице акционерного общества Laurin & Klement, один из четверки самых старейших в мире, чья история перевалила за сотню лет.

В новом логотипе инициалы отцов-основателей оказались в ореоле лаврового венка. Видимо, планы на будущее у партнеров были самыми победоносными.

Многогранный Шкода


Параллельно росла и развивалась металлургическая фабрика в городе Пльзень. Сначала она стала монополистом в своей стране, затем вышла на международные рынки, а к первой мировой войне уже вовсю поставляла пушки и боеприпасы. Владел компанией инженер предприниматель Эмиль Шкода, чьи сферы деятельности были весьма разнообразны: производство оружия и оборудования для сахарных заводов, строительство пивоварен и железных дорог, производство деталей, агрегатов и запасных частей для электростанций на Ниагарском водопаде и шлюзов Суэцкого канала.

Удивительно, как трое разных людей, не имевших никакого отношения к машинам вообще, не проходивших обучения по специальностям, касающимся автомобильного производства, совместно создали один из самых популярных европейских автоконцернов.

Слияние


Обычно к слиянию двух самостоятельных организаций прибегают в результате экономического спада, но Лаурин, Клемент и Шкода объединились благодаря огромному успеху. В 20-х годах страна развивалась столь активно, что ей необходимо было все: грузовики, автобусы, сельскохозяйственная техника, авиационные двигатели.

Так торговая марка Laurin & Klement стала отдельным предприятием Skoda Group, совместно выпустив совершившую прорыв Skoda Popular.

После кардинальной смены торгового бренда руководство не спешило принципиально менять логотип. Наименование Skoda вписали в такую же овальную форму и по-прежнему оставили в окружении лавровых венков.

Практически следом появился еще один логотип – тоже уникальный в своем роде. Мало того, что он является одним из самых интересных и стилистически продуманных среди всех автопроизводителей, но и наиболее загадочным. С момента его происхождения – 1926 год – и до нынешних дней доподлинно не известен ни его автор, ни его смысл. Сейчас зеленый индеец в национальном головном уборе с летящей стрелой красуется даже на оригинальных запчастях к автомобилям.

Годы изоляции


В военные годы все предприятия превращались в слуг Третьего рейха, не избежала этого и Skoda. Выпуск гражданского автотранспорта сократили до минимума, полностью развернув промышленность на военные рельсы. Однако сразу же после войны, в 1946 году, компания стала абсолютным монополистом по изготовлению пассажирских машин, что позволило ей достаточно быстро восстановить силы после трудных лет.

Находясь в изолированном положении от остального мира и не имея возможности почерпнуть западный опыт, компания Skoda снова сумела совершить невероятное. Помимо того, что она неизменно поддерживала наивысочайший уровень качества выпускаемых автомобилей, реализуемых на внутреннем рынке и в дружественные страны соцлагеря, она самостоятельно создала конкурентоспособную модель европейского класса.

Переднеприводная компактная Skoda Favorit с фронтально расположенным двигателем впервые была выставлена на автомобильной экспозиции летом 1987 года. Хотя ее внешность была традиционна для того времени, машина была крайне популярна во всей Европе, в том числе и в России. Она производилась с кузовами хэтчбек, универсал и пикап, весьма напоминая отечественные «Лады».

Чехи не ставили целью создать стильный облик, полностью сосредоточившись на эксплуатационных характеристиках и комфорте. Большие окна обеспечивали хороший обзор, система отопления не подводила в любую погоду, салон был отделан не очень дорогими, но качественными материалами.

Нестандартно выглядела двухдверная модель с кузовом пикап, чья аналогичная с легковой передняя часть интересно и гармонично смотрелась с открытой грузовой задней частью. Дополнительно автомобиль можно было оснастить тентом, превратив в своеобразный фургончик.

Падение «железного занавеса» показало руководству компании, что для существования в новой экономической и политической обстановке собственных сил будет недостаточно. Требовался сильный международный партнер, который помог бы выйти на мировой авторынок. Выбор пал на немецкий Volkswagen Group, в состав которого и влилась Skoda в 1991 году.

Спорт в крови


Это одна из самых «спортивных» марок мира и уж точно самая постоянная в своих пристрастиях. С далекого 1992 года бренд Skoda является неизменным генеральным спонсором хоккейного чемпионата мира – этот факт даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее длительная спонсорская поддержка.

Очень активно компания действует и в России, являясь партнёром Федерации хоккея и национальной сборной.

Не обходит стороной и юношеские турниры. Так, с 2012 года под эгидой Skoda в Москве проходит детский турнир, куда приглашают лучших игроков со всех уголков страны.

Но, как мы помним, история компании началась со страстной любви двух чехов к велосипедам. Уже в 1903 году тогда еще Laurin & Klement после самой первой гонки в мировой истории была официально признана ведущим экспертом в велосипедном производстве. Поэтому уже не один десяток лет Skoda – главный партнер той самой велогонки, теперь всемирно известной, сложнейшей «Тур де Франс». Ежегодно компания направляет почти три сотни своих автомобилей на обслуживание соревнования, привлекающего к себе фантастическое количество зрителей.

Ну и куда же автомобиль без автогонок. Специальное подразделение компании занимается разработкой и выпуском раллийных моделей Fabia R5 – одной из наиболее титулованных машин в своем классе. В одном лишь 2016 году они завоевали для Skoda первое место в Ближневосточном, Тихоокеанском и Южноамериканском чемпионатах, в национальных первенствах Чехии, Словакии, Германии и Ирландии, а также в мировом раллийном чемпионате в категории WRC 2.

В качестве постскриптума…

Большая часть населения Чехии передвигается на автомобилях Skoda. Обосновывают они это не столько техническими характеристиками или стоимостью на модели, а простой национальной гордостью за родной бренд, который более ста лет назад два полных профана в бизнесе и производстве начали на голом энтузиазме, пережили войну и слияния с более крупными корпорациями, но не растеряли свой уникальный облик.

А вот немцы, к примеру, практически не ездят на своем автопроме…

10 фактов о марке Skoda, которые вы не знали

Основатели компании заново “изобрели велосипед”

История марки Skoda началась не с автомобилей, а с велосипедов. В конце XIX века молодой чешский книготорговец Вацлав Клемент увлекся популярным и одновременно дорогим хобби того времени — велосипедным спортом. В 1894 году он купил велосипед Germania производства дрезденской фирмы Seidel & Naumann. Однако немецкое изделие неприятно удивило низким качеством. Поэтому Клемент отправил его обратно, приложив письмо с критикой. Но вместо отремонтированного велосипеда в ответ пришла гневная отповедь, в которой от Вацлава требовали научиться писать “на понятном языке” (то есть, на немецком). Такая высокомерность не могла не задеть гордого чеха, поэтому, объединившись с механиком Вацлавом Лаурином, он решил заняться производством по-настоящему качественных велосипедов. В противовес “Германии” свою первую модель два Вацлава назвали Slavia. Довольно забавный факт, если вспомнить, что почти через 100 лет именно немецкий Volkswagen станет компанией, которая вдохнет в “Шкоду” новую жизнь.

Предвестники “Шкоды” побеждали в России еще до революции

Отто Хиронимус (он же “Хиро”) — известный немецкий и австрийский гонщик, автомобильный конструктор начала ХХ века. В 1907 году Вацлав Клемент пригласил его к себе в команду. И ставка оправдалась: Хиро принес марке L&K множество побед. Но самым большим успехом обоих стало ралли Санкт-Петербург-Москва, когда Хиронимус за рулём 16-сильного Laurin & Klement FC опередил соперников, среди которых встречались даже 100-сильные машины. Кроме того, пробег продемонстрировал невероятную надежность автомобилей L&K.

L&K стал “Шкодой” из-за пожара

Во время Первой мировой войны завод Laurin & Klement был стабильно загружен заказами, которые предприятие выполняло для нужд армии. А вот распад Австро-Венгрии оказался сильным ударом по L&K, ведь большинство покупателей неожиданно очутилось в новообразованных странах. Да и с деньгами у них было не очень, в отличие от жителей былой империи. Постепенно автозавод приходил в себя и наращивал мощности, но 28 июня 1924 года все успехи уничтожил пожар, вспыхнувший на предприятии. Оправиться от него L&K уже не смог — потребовались серьезные инвестиции. Поэтому предприятие в Млада-Болеславе объединилось с промышленным концерном Skoda . В результате руководство решило продавать новые автомобили под маркой Skoda.

Читать еще:  Kia Telluride 2019

Автомобили Skoda раньше были праворульными

Этот факт может показаться удивительным, учитывая, что Чехия — страна в самом центре Европы. Однако в начале ХХ века большинство стран Старого света придерживалось левосторонней схемы движения. А в Чехословакии такая ситуация сохранялась аж до 1938 года.

“Народный” — это не только о Volkswagen

Впрочем, в Skoda очень хорошо понимали: чтобы завоевать популярность, автомобили должны быть массовыми. В кризисные 30-е годы ХХ века это означало — простыми и недорогими. Так в 1934 году на свет появился Popular — самая доступная модель в линейке чешской марки. Автомобиль первого поколения оснащался мотором мощностью всего лишь 18 л.с., но небогатых покупателей того времени это не беспокоило. Popular оказался весьма удачным и продержался на конвейере аж до 1946 года, сменив несколько вариаций. Последняя версия — Popular 995 — получила от чехов ласковое прозвище Liduška от слова lidový — народный.

Гитлер интересовался “Шкодой”

Нападение нацистской Германии в 1938 году и дальнейшая оккупация стала не самым светлым временем в истории Чехословакии и марки Skoda. Завод в Млада-Болеславе стал частью промышленного конгломерата “Рейхсверке Герман Геринг” и был переформатирован на производство компонентов для военной техники и оружия. В период с 1939 по 1944 годы выпуск автомобилей упал с 7052 до 683 единиц, из которых лишь 35 штук приходилось на гражданскую технику. И это — несмотря на то, что к машинам Skoda проявил интерес сам фюрер! Еще в 1939 году Гитлер вместе с Геббельсом посетили Берлинский автосалон, где с большим любопытством разглядывали чешский Popular 1100 OHV.

Марку Skoda рекламировала «Мисс США»

Как известно, после войны в Чехословакии пытались строить “социализм с человеческим лицом”. И это касалось не только музыки и кино, но и автомобилестроения, где дозволялись вещи, за которые в СССР на авторов давно бы завели уголовное дело. К примеру, в 1957 году на посетителей автосалона в Лондоне неизгладимое впечатление произвела открытая Skoda 450, рядом с которой позировала победительница конкурса красоты “Мисс США” Шарлотта Шеффилд. Причем до этого Шеффилд побывала в Праге, где фотограф Вилем Хеккель сделал серию фотографий с участием 450-й модели — снимки до сих пор входят в золотой фонд Чешской республики. Кстати, сам автомобиль оснащался 1,08-литровым мотором отдачей 40 л.с. — прямо скажем, совсем не американский стандарт мощности, даже по тем временам.

У «Шкоды» был кабриолет Felicia

Модель Skoda Felicia родом из 90-х хорошо известна в России. Но мало кто знает, что чехи выпускали еще одну “Фелицию”. Так в 1959 году называли открытую версию модели 450. Технически автомобиль не отличался от последней, зато внешне производил неизгладимое впечатление благодаря открытому верху, фирменному бирюзовому цвету и задним фонарями в стиле американских седанов.

Skoda 1000 MB

В 60-е годы Skoda выпускала модель, которую на Западе знают гораздо лучше, чем в странах бывшего СССР. Речь о Skoda 1000 MB, отличавшегося целым рядом интересных особенностей. К примеру, наличие заднего привода и заднемоторной компоновки позволило сделать в салоне практически ровный пол. Сам мотор был небольшим — всего один литр объема. Зато он сочетал алюминиевый блок с чугунной головкой и располагался под наклоном ради экономии места.

Кроме того, Skoda 1000 MB отличалась очень хорошим сочетанием цена/качество и, конечно, весьма привлекательным дизайном. Все это обеспечило машине невероятный успех на экспортных рынках.

Автомобиль-вампир

В 1971 году компания Skoda выпустила прототип спортивного автомобиля — 110 Super Sport. Он отличался весьма дерзкой внешностью и кузовом, состоящим из двух поднимаемых вверх частей. Правда, техническая составляющая была посредственной: в движение концепт приводился двигателем мощностью лишь 73 л.с., а разгон до “сотни” занимал 12,6 секунд. Естественно, в серию Skoda 110 Super Sport не пошла. Зато машина получила неожиданную вторую жизнь, снявшись в 80-х годах в кинокартине “Вампир Ферата”. По сюжету фильма зловещий спорткар буквально высасывал кровь из гонщиков, рискнувших сесть за руль.

Новейшие слайд-шоу

Музей в Млада-Болеславе открывает неизвестные страницы в истории чешской компании.

Чехия — популярное направление у россиян, выбирающих новогодний отдых за границей. Если собираетесь в Прагу и любите автомобили так же, как и мы, рекомендуем сделать обязательным пунктом маршрута музей марки Skoda, расположенный на заводе в Млада-Болеславе. Причем фраза “на заводе” — вовсе не преувеличение. Во-первых, главная производственная площадка компании занимает довольно обширную территорию, к которой относится и сама выставка. А во-вторых, когда-то именно в этих помещениях осуществлялась сборка первых автомобилей.

Добраться из Праги до музея Skoda достаточно просто.

  • На машине вам понадобится выйти на трассу D10/Е65, проехать около 60 км и свернуть на съезд 44В по указателю на центр Млада-Болеслава, а затем на круговом движении уйти направо (музей будет с правой стороны по ходу движения). На всякий случай публикуем точный адрес и координаты: tř. Václava Klementa 294, 29301 Mladá BoleslavGPS: 50.4188056N, 14.9138750E. На территории есть парковка, хотя администрация честно предупреждает, что мест может не быть. В этом случае рекомендуется оставить машину в торговом центре напротив.
  • Если же любовь к чешскому пиву перевесит желание сидеть за рулём (напомним, в Чехии действует “абсолютный ноль” промилле!), то до музея Skoda можно добраться и общественным транспортом. Лучше всего — автобусом (№260810, 671780, 670930, 260812 и др.) от станции метро Černý Most. Стоимость — 75 крон в один конец (примерно 210 рублей). Также можно поехать и на поезде (85 крон) с Центрального вокзала Праги, но сразу предупреждаем: путь по железной дороге занимает почти два часа — в два раза дольше автобуса.

Интересное из истории «Шкоды»:

Что же касается цен на входные билеты, то простое посещение музея Skoda обойдется в 70 крон (80 крон с 2020 года), экскурсия на чешском — в 100 крон (120 крон с 2020-го), а на иностранном языке, в том числе и на русском — в 130 крон (160 крон с 2020 года). Учтите, что гида обязательно заказывать на сайте заранее. Также помните, музей открыт с 9 до 17:00 в обычные дни, не работает в Рождественские праздники с 24 по 26 декабря, а также на Новый год, а 31 декабря открыт лишь до 14:00.

Skoda

Одна из старейших автомобильных марок Европы

История бренда Skoda вполне традиционна для европейского континента. Она начиналась с компании, которая разрабатывала и выпускала велосипеды. В конце XIX начале XX века это был популярный вид транспорта в Старом Свете. Будущую гордость чешского автопрома основали механик и продавец книг Вацлав Лаурин и Клемент. Они оба были фанатами велосипедного спорта и в 1895 году основали компанию, название которой состояло из их имен. Через 4 года начинается производство мотоциклов. Они весьма успешно показали себя на гоночных соревнованиях.

В начале XX столетия предприятие перепрофилировалось на выпуск автомобилей. Уже первая разработка стала бестселлером и надолго определила направление развития чешского автомобилестроения. Компания, благодаря своему творению, которое получило название Voiturette A, довольно быстро завоевала европейский рынок. В результате предприятие уже не справлялось с производством, и основателями было принято решение привлекать инвестиции для наращивания мощностей. Компанию пришлось реорганизовать, и она стала акционерным обществом. В это же время бренд получает свое нынешнее название.

С началом Первой мировой войны компания начала выполнять заказы для армии. После окончания кровопролитного конфликта Skoda не сбавляла оборотов и уже к 1920 году выпускала двигатели для самолетов, технику для сельского хозяйства, грузовиков и автобусов. Для дальнейшего развития необходима была поддержка мощного партнера. В 1925 году состоялось объединение чешского бренда с компанией Pilsen. Новое коммерческое объединение окончательно утвердило за собой название Skoda.

Новый этап развития

Благодаря экономической мощи группа компаний, куда входил автомобильный бренд без существенных потерь пережил кризисные явления начала 30-х годов. В это время начинается серийное производство модели Popular. Автомобиль стал невероятно популярным.

В 1939 году Чехословакия была оккупирована фашистской Германией, и производственные мощности чешского предприятия стали работать на оккупантов. Это пагубно сказалось на компании и обусловило ее некоторое техническое отставание. После окончания Второй мировой предприятия Skoda были национализированы, а марка получила монополию от властей на производство легковых автомобилей. Это второй фактор, который способствовал техническому упадку марки.

Упадок и возрождение

Отсутствие конкуренции и плановое устройство экономики Чехословакии обусловили постепенный спад технологического уровня, а также качества производимой продукции. Но нужно отдать должное специалистам предприятия, они умудрились сохранить относительно достойные стандарты вплоть до развала Советского Союза.

Возрождение Skoda началось в 1987 году. Это событие ознаменовалась выпуском автомобиля Favorit. Через 2 года руководство компании с разрешения властей начало поиск партнера, который способствовал развитию бренда. В 1991 году им стал концерн Volkswagen. Skoda стала уже 4-й европейской автомобильной маркой, которая вошла в структуру немецкого концерна наряду с Audi и Seat, не считая самого главенствующего бренда.

Новейшая история

Первым плодом совместной работы с «Народным автомобилем» стала модель Felicia. Она выгодно отличалась от предыдущей модели Favorit, хотя внешне была на нее очень похожа. Через 2 года появились культовые модели современности Octavia и Superb. Второй автомобиль был ориентирован на представительский класс. В 1999 году с конвейера сходит компактная Skoda Fabia.

В последующие годы производилась модернизация вышеперечисленных моделей. Новинками стали компактный Citigo, кроссовер Yeti и седан Rapid. Последним творением чешского бренда стала модель Superb третьего поколения.

Интересный факт

У себя на родине автомобили Skoda пользуются огромной популярностью. Большинство населения ездят на машинах модели Octavia. Причем такой выбор, согласно исследованиям, обусловлен в большей степени, гордостью за свой автопром, чем техническими показателями, уровнем комфорта или стоимостью автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector