0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ездить на автомобиле в дождливую погоду

Как ездить на автомобиле в дождливую погоду

Статья о том, как ездить на машине в дождь, какие правила при этом необходимо соблюдать. В конце статьи — видео советы новичкам о том, как ездить в дождливую погоду.

Содержание статьи:

  • Предрейсовая подготовка
  • Манера вождения
  • Аквапланирование
  • Ключевые правила вождения в дождь
  • Видеосоветы по езде на машине в дождливую погоду

Поездка в дождь может вызвать сложности не только для неопытных водителей, но и для автомобилистов со стажем. Сильный ливень способен застать врасплох и в теплый сезон, и в зимнее время, снижая видимость и сцепку с дорожным полотном, а любой маневр в таких условиях приведет к скольжению и заносу.

Чтобы не являться помехой для других участников дорожного движения или самому не стать жертвой аварии, необходимо быть готовым к непогоде и тщательно контролировать поведение своего автомобиля.

Предрейсовая подготовка

Если прогноз погоды обещает дожди, к нему следует прислушаться и проверить состояние поворотников, стеклоочистителей, аварийной сигнализации и оптики перед выездом из дома.

Если автомобиль имеет автоматический датчик света, лучше заранее проверить его работу в условиях дневного, но пасмурного освещения. Нередки случаи, когда автоматика активирует фары исключительно с наступлением сумерек. В таком случае рекомендуется перевести работу фар в ручной режим.

Передние и задние противотуманные фары не следует включать при достаточной видимости на дороге, чтобы не ослеплять остальных автомобилистов. К помощи противотуманок прибегают при падении видимости ниже 100 метров, когда велика вероятность аварийной ситуации. Когда дождь стоит стеной и владелец плохо видит собственные габариты, противотуманные фары просто необходимы.

В грозу рука так и будет тянуться к дальнему свету, но, отражаясь от капель дождя, он будет преломляться и нести очень большую опасность встречному автотранспорту. Мощные потоки дождя, освещенные лучами фар, приобретают свойства тумана, создавая перед автомобилем дезориентирующую световую завесу. Наилучший вариант – передвигаться с подфарниками, но без света, направляющего лучи вверх.

Манера вождения

Каждый выпускник автошколы знает, что мокрое дорожное полотно увеличивает тормозной путь вдвое. Поэтому основные правила при поездке в дождь – скорость и дистанция.

Хороший автомобилист будет держать достаточную дистанцию и в хорошую погоду, но, учитывая вышесказанное, к этой рекомендации нужно отнестись особенно серьезно. Помимо увеличенного тормозного пути чрезмерная близость к другим машинам опасна еще и тем, что брызги и грязь из-под колес будут попадать на лобовое стекло и ухудшать и без того плохую видимость.

Отсюда следует и контроль над скоростным режимом, чтобы в большой луже не потерять управление автомобилем и не стать виновником аварии. Даже если поверхность дороги кажется достаточно шероховатой и возникает соблазн увеличить скорость, любой изгиб, поворот или небольшой участок гладкого полотна может в считанные секунды вызвать занос машины.

Скорость выше средней чревата еще и тем, что можно окатить потоком воды соседний автомобиль, чем на какое-то время лишить его обзора. Это потенциально опасная ситуация, которой лучше избегать.

Всесторонне контролировать ситуацию вокруг автомобиля в непогоду значительно труднее. И плохая видимость, и облака брызг со всех сторон, и скользкая дорога заставляют водителя постоянно находиться в напряжении.

Поэтому движение должно быть максимально плавным, без резких маневров и торможений, которые приведут к потере управления автомобилем.

Если на дороге попадается водитель, которому подобная манера вождения покажется чересчур нерасторопной, не стоит реагировать на его провокации. Собственная безопасность должна быть важнее всего и подстраиваться под агрессивных автомобилистов в столь опасных условиях не следует.

Аквапланирование

Этот термин обрисовывает ситуацию, когда в результате форсирования глубокой лужи колеса теряют контакт с дорогой из-за плотной водной прослойки. Машина отказывается слушаться рулевого колеса, под колесными арками явственно слышится плеск воды – такой серфинг способен вызвать панику даже у опытного автомобилиста.

Самая большая ошибка в данной ситуации – поддаться желанию нажать педаль тормоза. Это действие почти наверняка вызовет бесконтрольное скольжение с последующим перевертыванием машины. При наличии полного привода может возникнуть ощущение, словно кто-то держит автомобиль сзади, не давая двигаться вперед. А вот переднеприводному грозит вращение.

Поступить следует наперекор порыву, то есть убрать ноги с педалей и ожидать самостоятельного замедления хода. Руль надо просто держать твердой рукой, по ровной траектории, так как любые манипуляции не будут иметь никакого эффекта. Кроме того, при появлении сцепки с асфальтом вывернутый руль снова приведет к заносу.

Форсировать такие участки следует максимально осторожно, чтобы не вызвать эффект аквапланирования и не повредить машину. Под слоем воды могут находиться канализационные люки, ямы, дорожные трещины, которые в совокупности с водой могут серьезно покалечить автомобиль.

Помочь может внимание к маневрам соседей по дорожному движению. Если кто-то заметно подскочил на некой подводной преграде, это участок пути лучше обогнуть.

Если движения по подтопленной дороге не избежать, пересекать ее необходимо на минимальной скорости, отслеживая уровень воды. Каждый автомобиль имеет определенную глубину, на которую он может погружаться. В противном случае вода попадет в воздухозаборники, зальет двигатель, чем вызовет аварийную остановку прямо посередине трассы.

Преодолев водную преграду, рекомендуется путем частых, не сильных подтормаживаний высушить тормозные механизмы.

Ключевые правила вождения в дождь

  1. Зная о предстоящей непогоде, автовладелец должен заранее озаботиться техническим состоянием своего транспортного средства. Так он может быть уверен, что техника, электрика и оптика не подведут его в ответственный момент.
  2. Наиболее опасными считаются первые часы с начала непогоды. Покрытая пылью, дорожными реагентами, грязью, остатками автомобильного масла дорога, смешиваясь с дождевой водой, превращается буквально в каток по степени скольжения. Эффект пропадет, когда очень сильный ливень смоет все это месиво с дороги, но в самом начале грозы передвигаться следует предельно аккуратно.
  3. Если по какой-то причине необходимо совершить остановку или же надо притормозить перед светофором или поворотом, педаль тормоза нажимается постепенно, равномерно и очень плавно. Помимо собственной безопасности, раннее торможение даст увидеть соседям по дороге действия автомобилиста и успеть своевременно снизить свою скорость.
  4. В непогоду рекомендуется не пользоваться системой круиз-контроля. Некоторые модели автомобилей оснащены такими программами, которые не умеют адаптироваться к погодным условиям. Таким образом, активированный помощник не распознает грозу и будет вести себя на дороге так же, как в сухую погоду, совершая неправильные маневры.
  5. Лужи среднего и большого размера по возможности следует объезжать. Любая из них грозит потенциальной потерей управления, промокшими электрикой, колодками и прочими частями, а также попаданием в выбоину, что в совокупности приведет к дорогостоящему ремонту.
  6. Если нет возможности обогнуть большую лужу, проезжать ее следует на минимальной скорости, чтобы не залить зажигание и не стать преградой на дороге.
  7. Не стоит стесняться, чтобы стать «рыбой-прилипалой». При недостаточном опыте вождения в дождь следует выбрать в спутники автомобиль, следующий в том же направлении, и ориентироваться на его движение и маневры. Так, на чужом опыте можно избежать многих дорожных опасностей.
  8. В дождливую погоду рекомендуется держаться на расстоянии от грузовиков и автобусов. В силу их габаритов они создают вокруг себя мощные потоки воды, от колес возникает большая масса брызг и грязи, которые существенно осложняют движение соседних автомобилей
  9. Если автомобиль «поплыл», о педали газа нужно забыть. Любое резкое движение приведет к кручению, потере управления и перевертыванию машины.
  10. Опасность несут в себе и мокрые обочины, чей раскисший грунт также вызовет скольжение и съезд в кювет. Если выехать на обочину все же пришлось, выбраться оттуда нужно аккуратно, без резких переключений скорости. На дороге обязательно следует очистить протекторы от налипшей грязи, проехав по небольшой луже или несколько раз нажав на тормоз, чтобы комья отвалились.

Советы новичкам по езде в дождь — в видео:

Как правильно ездить во время дождя?

Самые банальные осадки для многих водителей становятся настоящим испытанием на прочность. Мы расскажем вам, как пройти его целыми и невредимыми

Езда во время непогоды может обернуться настоящим стрессом для водителя. Кажется, что ненастье представляет собой проблему только для начинающих водителей, однако жизнь доказывает обратное – во время дождя резко увеличиваются пробки и растет количество аварий. Стало быть, и опытным автомобилистам стоит подходить к дождю со всей серьезностью.

Читать еще:  Lada Vesta — станет ли она популярной?

Впрочем, на самом деле дождь – совсем не повод отказываться от поездки. Более того, даже в сильный ливень можно ехать абсолютно безопасно. Самое главное – соблюдать меры предосторожности и простые правила. Какие? Сейчас расскажем.

Следите за дворниками

Если пошел дождь, нужно включить дворники – об этом знает даже ребенок. Но вот за состоянием стеклоочистителей многие при этом следить забывают. А ведь эта маленькая деталь отвечает за вашу безопасность ничуть не меньше, чем, скажем, тормоза.

Внимательно осмотрите щетки стеклоочистителей. Вспомните, когда вы последний раз их меняли? Если на стекле остаются разводы или неприятные полоски, самое время купить новый комплект. А учитывая, что у нас резинки стеклоочистителей страдают от реагентов, то разумным будет менять дворники хотя бы раз в год после зимы. Кстати говоря, если у вас старая машина, внимание стоит обратить не только на щетки дворников, но и на сам механизм стеклоочистителей. Если дворники работают недостаточно быстро, или есть какие-то другие проблемы, самое время наведаться в сервис.

Не забывайте про шины

Состояние автомобильных покрышек – второе, что должен регулярно проверять водитель после дворников. Помните, что по ПДД остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 1,6 мм. Поэтому регулярно проверяйте состояние шин, хотя бы визуально. Если резина стерлась, время приобрести новую. Как это понять? Очень просто – современные шины, как правило, оснащаются специальными индикаторами износа, которые выполнены либо в виде цифр, нанесенных на протектор, либо в виде специальных выступов в канавке рисунка протектора. Если индикатор стерся, значит, пора менять резину. Помните, что покрышки меняются или все сразу, или парами – хотя бы на одной оси должны стоять шины с одинаковым рисунком и одинаковой глубиной протектора.

Ну, а почему шины должны быть в хорошем состоянии, можно и не напоминать. Протектор отвечает за отвод влаги и сцепление покрышки с поверхностью. Поэтому сможет ли автомобиль остановиться в нужный момент, и как быстро, напрямую зависит от состояния покрышек.

Включите ближний свет фар

Банальное правило, о котором частенько забывают даже те, кто давно за рулем. Если пошел дождь, обязательно включите ближний свет фар – только таким способом можно сделать себя заметным на дороге. Очень важный момент – включать нужно именно ближний свет, а не противотуманные фары. Работы дневных ходовых огней в случае дождя также будет недостаточно. Не советуем полагаться и на датчик освещенности, поскольку электроника не всегда может адекватно оценить видимость. Также не рекомендуем без нужды пользоваться задним противотуманным фонарем – он может быть эффективным только, если идет очень сильный ливень, а во всех остальных случаях будет утомлять водителей сзади.

В остальном же, у вас в голове должно быть простое правило. Пошел дождь? Включайте дворники и фары.

Избегайте аквапланирования

Аквапланированием называется эффект, когда колеса автомобиля из-за слишком большой скорости движения теряют контакт с поверхностью асфальта и буквально всплывают на водяном клину. Машина в такие секунды фактически становится неуправляемой, поэтому это явление очень опасно. Почему мы это рассказываем? Да потому что при езде в дождь нужно стараться всячески избегать аквапланирования. Прежде всего, снижайте скорость движения. На некоторых дорогах под знаками ограничения скорости неслучайно иногда висит еще и дополнительная табличка 8.16 – «Влажное покрытие». А может быть и просто знак 1.15 – «Скользкая дорога». В любом случае, таким образом водителей предупреждают об опасности заноса в случае высокой скорости. Хотя с аквапланированием можно столкнуться и на самой обычной дороге – достаточно просто въехать в колею, заполненную водой. Или слишком быстро проехать по луже во дворе жилого дома.

Кстати, если вы все уже начали «плыть», то лучшей тактикой будет крепко держать руль и плавно нажимать на тормоз. Резко бить по тормозам не советуем, поскольку это может привести к потере управляемости. А лучше всего, повторимся, вообще избежать этой ситуации, заранее снизив скорость.

user6863 › Блог › Советы автомобилистам осенью: как ездить в дождь

Осень — не самое любимое время года для автомобилистов. Постоянные дожди значительно усложняют процесс вождения. Вы можете избежать ночных поездок, но от дождя никуда не деться. Причем чаще всего он льет именно тогда, когда его меньше всего ожидаешь. Дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что ухудшаются состояние дороги и способность автомобиля передвигаться. Асфальтированное шоссе, которому вы еще недавно не могли нарадоваться, после первых капель дождя превращается буквально в каток.Будьте особенно осторожны на дороге в первые часы после начала дождя. На проезжей части, даже с лучшим покрытием, всегда есть пыль и песок, остатки горюче-смазочных смесей, намокнув, превращаются в незаметный слой грязи. Между поверхностью шоссе и шинами эта грязь такая же скользкая, как смазка. Поэтому нужно очень плавно снижать скорость и воздержаться от резких маневров и торможений. Через некоторое время дождь смоет грязь, и движение станет относительно безопасным.

Если вам нужно остановиться, начинайте тормозить плавно и заранее. Такие действия позволят водителю, едущему за вами, увидеть, что вы собираетесь остановиться, и тоже сбросить скорость.

В дождливую погоду не пользуйтесь круиз-контролем. Во многих моделях эта система не адаптирована под езду в дождь. Машина будет считать, что едет по сухой дороге, что чревато потерей управления.

Старайтесь объезжать большие лужи. Помните, что в них могут быть открытые канализационные люки, большая выбоина, булыжники или вязкая грязь.

Помните, что дальний свет для езды в дождь не подойдет — он будет отражаться от капель дождя и слепить вас. В дождь идеально подходят противотуманные фары.

Если дождь настолько сильный, что вы теряете из виду машину, едущую впереди, лучше остановиться и переждать ливень. Обязательно включите аварийную сигнализацию.

В дождь лучше держаться подальше от автобусов и грузовиков. Из-под их больших колес в дождливую погоду обычно летит много грязи, которая, попав к вам на лобовое стекло, может полностью лишить вас видимости.

Если вы чувствуете, что ваш автомобиль начинает заносить — не давите резко на педаль тормоза и не выкручивайте судорожно руль. Машину может «закрутить». Просто уберите ногу с педали газа и медленно надавите на тормоз.

Дождь снижает видимость, поэтому будьте предельно внимательны. В таких же неблагоприятных условиях находятся и другие водители, а пешеходы, позабыв об осторожности, перебегают через дорогу в самых неожиданных местах, чтобы быстрее где-нибудь укрыться от дождя.

В сильный дождь или в грозу приходится быть готовым и к внезапным естественным препятствиям. Молнии бояться не следует, но вам могут преградить дорогу сломанные сильным ветром ветки, вывороченные деревья. Иногда для крупных неприятностей бывает достаточно лужи, образовавшейся в углублении на дороге, или разлившегося ручья. Вода очень упруга; въехав в такое озеро одним колесом, вы внезапно почувствуете сильное сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди машины так, что зальет ветровое стекло и на мгновение ослепит водителя.

Ещё одна опасность – мокрые тормозные колодки (вода словно выполняет роль смазки и сильно снижает эффективность тормозов). Если с вами случится такая неприятность, не забудьте их тот час же проверить. Чтобы быстро высушить их, достаточно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль. Тормоза согреются, а вода испарится.

В некоторых марках автомобилей вода может проникнуть в электрические приборы автомобиля (например, в распределитель и к свечам) или промочить старые затвердевшие кабели, что приведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, ищите причину, прежде всего, в распределителе, досуха вытрите его внутри. Кабели укрепите так, чтобы они не дотрагивались до металлических частей. Ночью вы легче найдете поврежденное место благодаря искрам, которые днем, к сожалению, не будут видны.

Читать еще:  Контрольные лампы охлаждающей жидкости и износа тормозных колодок

Скорость движения, естественно, рассчитывайте исходя из условий шоссе и видимости. Даже если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой продолжительным дождем, можно ехать сравнительно быстро, не рассчитывайте, что оно будет таким же шероховатым и на поворотах. Одно единственное место с гладким асфальтом может привести к аварии.

Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся и на других автомобилях, а также пешеходов, которые легко забывают об осторожности, стремясь поскорее перебежать дорогу и укрыться от дождя. Если изменяется поверхность дороги, проверьте ее качество заранее, притормозите на прямой дороге, не ждите, пока ее свойства обнаружатся на повороте или в момент, когда понадобится быстро затормозить перед непредвиденным препятствием.

Водителями, умеющими ездить в мокрую погоду, не рождаются. Но если у вас есть желание и упорство, этому можно научиться. Даже среди лучших гонщиков вы найдете таких, которые боятся мокрой дороги. Но есть среди них и те, кто чувствует себя на мокрой дороге, как рыба в воде. У них хватило терпения воспитать в себе тонкое чутье, столь необходимое при управлении автомобилем на скользкой дороге. Если вы захотите научиться этому, вы непременно овладеете этим искусством.

Как нельзя ездить в плохую погоду

Про то, как управлять машиной в непогоду, написано уже довольно много. Но в подавляющем большинстве это советы по контраварийному вождению. Мы же на этот раз сосредоточимся на обычном городском движении.

Навыки контраварийного вождения, безусловно, полезны, но их применяют, когда кто-то из водителей уже совершил ошибку. А вот как ездить, чтобы не попасть в подобную ситуацию?

городские дороги зимой

В Правилах сказано, что водитель обязан соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал в зависимости от условий движения (видимости, сцепления с дорогой и проч.). Но что такое «безопасная дистанция»? Скажем, в условиях пробки, когда скорость движения минимальна, то дистанции, равной длине автомобиля C-класса, будет вполне достаточно для среднестатистического водителя, чтобы не попасть в аварийную ситуацию. Но представьте, что вы движетесь со скоростью 50 км/ч. Если водитель автомобиля перед вами начнет резко тормозить, скорее всего, избежать аварии не удастся. За то время, пока вы среагируете и перенесете ногу с педали акселератора на тормоз, есть шанс «догнать» впереди идущий автомобиль. Так что при выборе дистанции ориентируйтесь на собственную реакцию и навыки вождения. Понимание приходит с опытом, а если его недостаточно, лучше держать дистанцию с небольшим запасом. Когда сзади вас кто-то «подпирает», моргните аварийкой. Если водитель, следующий за вами, не увеличит дистанцию, лучше уступите дорогу, ведь, возникни на пути препятствие, вы успеете остановиться, а он — уже нет.

В любой ситуации полезно порой смотреть не только на задние габаритные огни впереди идущего автомобиля, но и заглядывать за него. Сквозь окна, если они не тонированы, или сместившись на полкорпуса влево, не выезжая из своей полосы. В этом случае не придется ждать, пока перед вами загорятся стоп-сигналы, чтобы начать тормозить. Зная дорожную ситуацию наперед, можно начать замедления заранее, безопасно и более комфортно.

И будьте вдвойне внимательнее, выезжая зимой за пределы МКАДа. В Москве большинство улиц обрабатывают реагентами, которые достаточно быстро справляются с наледью и снежной кашей. «Зацеп», выражаясь языком гонщиков, в таких условиях не хуже, чем летом во время дождя. Но в Подмосковье реагентами обрабатывают далеко не все улицы. Дорожное покрытие скользкое — водителю важно вовремя подстроиться под изменившиеся условия.

занос

городские дороги зимой

Что же касается бокового интервала, то, к примеру, летом все относительно просто. В крупных городах на дорогах есть разметка. Придерживайтесь ее, и в большинстве случаев этого будет достаточно, чтобы не попасть в аварийную ситуацию. Но зимой, особенно во время осадков, разметку порой не различить под слоем снега или грязи. В случае опасности важно не совершать резких движений: к примеру, если попутный автомобиль справа начал смещаться в вашу сторону, не стоит шарахаться от него, не убедившись в безопасности этого маневра. Ведь, окажись слева другой попутный автомобиль, виновником аварии, скорее всего, признают вас. Особенно если контакта с попутчиком справа не произошло.

И, конечно же, шины должны быть по сезону, то есть зимние. И обуты не только на ведущие колеса, а на все четыре. Всесезонные шины лучше не использовать: универсального состава резиновой смеси, который одинаково эффективно работал бы в жару и в холод, не существует. А случись сильные морозы, всесезонка просто задубеет и эффективность торможения заметно снизится.

Вспомните сильные снегопады, которые обрушиваются на города. Обочины и дворы завалены снегом, город задыхается в пробках. Даже самая эффективная коммунальная служба не в силах очистить снег за час. Поэтому в багажнике хорошо бы иметь небольшую лопату, телескопическую, чтобы она не занимала много места. Лопата позволит убрать, скажем, высокий снежный бруствер, который оставил за собой трактор. Или сугроб, который насыпали коммунальщики перед бампером автомобиля, убирая снег с утра. Лопату выбирайте не абы какую, а именно для уборки снега, и лучше всего металлическую, а не пластиковую, или как минимум с металлической кромкой. Пластик может быстро сломаться о слегка промерзший снег.

очистка автомобиля от снега

Выезжая с парковки, избавьте машину от снега. В том числе крышу. Это для вашей же безопасности. Не забывайте очищать оптику, чтобы были видны стоп-сигналы и указатели поворотов. Тогда другим водителям не придется догадываться о вашем намерении повернуть. Не стоит также оставлять снег на заднем стекле и боковых зеркалах, надеясь на функцию электрообогрева. Если слой снега достаточно большой, растает он не сразу, и обзорность будет какое-то время ограничена. Кстати, стоит очищать от снега перед поездкой и задние боковые окна, даже если на втором ряду нет пассажиров. Зачем? Да просто в городе траектории движения автомобилей пересекаются под самыми разными углами, и зачастую уступать дорогу нужно машине, двигающейся в «слепой» зоне, когда ее не видно ни в переднее боковое окно, ни в боковое зеркало.

автомобиль под снегом

Зимняя дорога

Парковаться лучше задним ходом. Собственно, это всесезонный совет. Как правило, просвет под задним бампером больше, чем под передним, так что шансов повредить его меньше. Зимой есть другая опасность. К примеру, даже если вы уверены, что бордюр, к которому вы подъезжаете, достаточно низкий, а снег рыхлый и не поцарапает краску вашего автомобиля, все равно не заезжайте бампером в сугроб. Случись резкий перепад температур, и снег заледенеет, превратившись в камень. Отъезжая, можно запросто расстаться с бампером.

Автомобиль безнадежно застрял в снегу? Не буксуйте, лучше его откопать. Это сохранит и время, и нервы. Если надо проехать через рыхлый участок снега или забраться в подъем, то делать это надо ходом на второй передаче. В случае, если колеса срываются в пробуксовку, добавлять газ не нужно. Так машина окончательно закопается. Лучше, что называется, «прибрать газ», то есть приотпустить педаль акселератора, но не полностью, дав шинам зацепиться. Таким образом можно преодолеть небольшой снежный бруствер или проехать скользкий участок дороги.

автомобиль застрял в снегу

Давление в шинах снижать не нужно. Этот прием поможет, только если вы застряли в очень глубоком снегу где-нибудь в лесу. А в городе ездить на полуспущенных шинах просто опасно. Шина может легко слететь с обода. Скажем, при резком маневре.

Читать еще:  Kia Picanto X

Все движения при езде по зимней дороге должны быть плавными, без резких воздействий на руль или педаль газа. Дерготня только разбалансирует автомобиль. Как следствие — возникнет занос, а в городе справиться с ним непросто даже подготовленному водителю. Это на площадке контраварийной подготовки много свободного места, а на дороге вас окружают другие участники движения, у тротуара стоят припаркованные автомобили, да и пешеход может оказаться на дороге. Потому любой занос может привести к серьезным последствиям.

Тормозить, опять же, нужно плавно и с запасом дистанции. Система ABS уменьшит тормозной путь лишь в сравнении с торможением с полностью заблокированными колесами, но не более того. В первую очередь она создана для того, чтобы машина оставалась управляемой во время торможения. Не стоит пренебрегать и другим электронным помощником — системой стабилизации ESP. Не отключайте ее. Да, на высокой скорости в случае заноса электроника может «задушить» двигатель, превратив водителя в зрителя. Но на городских скоростях ESP скорректирует траекторию, не позволив начаться заносу.

Полноприводный автомобиль ведет себя на скользкой дороге стабильнее моноприводного. Зимой преимущества колесной формулы 4х4 неоспоримы. И на заметенную парковку заедете легче, и на дороге будете чувствовать себя увереннее, чем водители моноприводных автомобилей. Но пугаться автомобилей с задним приводом тоже не стоит. Да, на зимней дороге управлять ими труднее, чем передне- или полноприводными машинами. Важно не торопиться и вовремя убирать ногу с педали газа, если начинается скольжение задней оси.

Главная система безопасности находится в голове водителя. И если человек не отдает себе отчета в том, что делает, не соблюдает дистанцию, превышает скорость, то даже самый дорогой автомобиль, оборудованный множеством электронных систем безопасности, от неприятностей на дороге не спасет.

Особенности управления автомобилем в дождь

Многих проблем с автомобилем можно избежать, но вот от дождя никуда не скрыться. Особенно неприятно, что начинается он чаще всего неожиданно и сразу же тянет за собой массу неудобств. Мало того, что из-за дождя снижается видимость на дороге, так вдобавок еще и ухудшается состояние самой дороги и управляемость автомобиля. Как же справиться с возникающими проблемами? Как максимально обезопасить себя и свой автомобиль, уменьшить отрицательное влияние стихии? Как ездить в дождь, чтобы избежать неприятностей? Одинаково ли опасны для водителя мелкий дождь и ливень?

Почему дорога становится скользкой

Даже самая идеальная асфальтированная дорога с началом дождя превращается практически в каток. Происходит это потому, что на любой дороге лежит слой песка и пыли, которые, намокая, превращаются в едва заметный слой грязи. Когда грязь оказывается между шинами и поверхностью дорожного полотна, она становится своеобразной «смазкой». Кроме того, из проезжающих автомобилей вытекает масло и образует пленку, которая, размокая, увеличивает скольжение. 

С началом дождя песок и пыль, скопившиеся на дороге, превращаются в грязь и ухудшают сцепление колес с поверхностью

Особенно опасно в этом отношении самое начало дождя, ведь потом, если дождь идет какое-то время, грязь смывается, так что сцепление шин увеличивается. Интересно, что мелкий моросящий дождь гораздо неприятнее для машины, чем ливень. Коэффициент сцепления в таких условиях намного меньше, чем на мокром асфальте после сильного дождя.

У различных дорожных покрытий разные свойства сцепления. Особенно осторожно нужно передвигаться по мостовой из крупных булыжников и по асфальту, а вот брусчатка из мелких плиток и бетон значительно безопаснее.

Правила вождения на мокрой дороге

Если на время намеченной поездки синоптики обещают сильный дождь, то лучше выехать заблаговременно. Опытные водители считают, что скорость автомобиля во время дождя не должна превышать 40-50 км/ч.

Во время дождя тормозной путь увеличивается, а это значит, что начинать торможение лучше заранее

Тормозить нужно раньше, чем в сухую погоду, ведь в дождь тормозной путь увеличивается. Кроме того, раннее торможение позволит машинам, едущим сзади, также своевременно сориентироваться и сбросить скорость.

А вот пользоваться круиз-контролем в дождь нежелательно. Зачастую круиз-контроль не адаптирован под сырую погоду, соответственно, система считает, что автомобиль едет по сухой дороге, а это небезопасно.

Передвигаться в дождь нужно с включенными фарами. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы другим водителям хорошо было видно едущий впереди автомобиль. Однако дальний свет в подобных условиях будет слепить, отражаясь от капель дождя. Оптимальным будет использование противотуманных фар.

Также во время дождя необходимо тщательно соблюдать дистанцию между движущимися автомобилями.

Нежелательно выезжать в дождь с неработающими дворниками, видимость в таком случае будет равна нулю.

Случается, что автомобиль на мокрой дороге «заносит». В подобной ситуации главное – не делать резких движений (крутить руль в разные стороны, жать на педали), потому как автомобиль может закрутить.

Также необходимо принять во внимание, что во время ненастья многие пешеходы забывают об осторожности, стремясь скорей укрыться от дождя.

Если дождь чересчур сильный (как говорится, льет стеной) лучше, по возможности, припарковаться и переждать его.

Ограниченная видимость

Если идет сильный частый дождь, то даже находящиеся рядом предметы видны нечетко. Также видимость ухудшается из-за падающих на ветровое стекло капель. В этом случае, конечно, главными помощниками являются стеклоочистители с плотно прилегающей к стеклу кромкой резины (чтобы на стекле не оставалось слепых мест).

Боковые стекла опускать не рекомендуется, несмотря на их запотевание. Ведь в открытые стекла пассажиров и водителя запросто может окатить водой.

Также видимость ухудшают брызги грязи, попадающие на ветровое стекло из-под колес едущих впереди машин. В этой ситуации незаменим омыватель стекла.

Мокрые тормозные колодки

Это еще одна опасность, которую провоцирует дождь: когда колодки намокают, сильно снижается эффективность тормозов. Высушить колодки достаточно просто: нужно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль несколько раз подряд. Тормоза согреются, и вода испарится.

Дождь ночью

Особенно опасен дождь, идущий в темное время суток. Капли, попадая на стекло ночью, образуют слой «маленьких линз». Они сильно преломляют свет встречных фар и слепят водителя. К тому же, сильные потоки дождя под лучом света создают перед автомобилем отсвечивающую стену (подобно туману). В этом случае рекомендуется по возможности ехать с включенными противотуманными фарами.

Естественные препятствия во время дождя

В сильный дождь (да еще и с грозой) на пути следования авто могут возникнуть различные естественные преграды. Например, дорогу автомобилю могут преградить ветки, сломанные сильным ветром, или даже упавшие деревья.

Даже самая обыкновенная лужа может оказаться крупной неприятностью для автомобиля

Иногда неприятностью может стать обычная лужа. Перед лужами скорость рекомендуется снижать по нескольким причинам. Во-первых, под «водоемом» может оказаться яма или люк. Во-вторых, вода может попасть на тормозные колодки. В-третьих, может возникнуть эффект аквапланирования. Суть его в том, что, когда машина проезжает лужу на высокой скорости, вода не успевает вытесняться из-под колес, и машина в прямом смысле слова по ней плывет. Автомобиль при этом становится почти неуправляемым. Для решения подобной проблемы нужно сбросить газ и, не меняя траектории, проехать водную преграду.

В некоторых марках машин существует вероятность намокания проводки (распределитель зажигания, свечи), что может привести к короткому замыканию. Если двигатель вдруг остановится, причину нужно искать в зажигании, предварительно вытерев его сухой тряпкой. В ночное время повреждение обнаружить легче, благодаря искрам, а вот днем они не видны.

Дождь не помеха!

Разумеется, навыки вождения в сложных погодных условиях приходят с опытом. Тем не менее, даже некоторые опытные водители побаиваются мокрой дороги. Многие, наоборот, чувствуют себя в подобных условиях «в своей стихии». Имея терпение, со временем можно воспитать в себе необходимое «чутье» для управления автомобилем в условиях непогоды. Для этого необходимо, прежде всего, соблюдать правила вождения на мокрой дороге: заблаговременно тормозить, держать дистанцию, передвигаться только с включенными фарами и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector