0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно и безопасно ездить в тумане

Безопасность при движении в тумане: основные моменты

Автомобиль относится к транспортным средствам повышенной опасности. Большое значение качество и безопасность вождения оказывают погодные явления. При недостаточной видимости в условиях снежной метели, проливного дождя, яркого солнца и густого тумана даже на идеальной трассе опытный автомобилист может попасть в неприятную ситуацию.

Часто осенью, в утренние часы, на горных дорогах или поздно вечером можно столкнуться с образованием на дорогах туманного облака. Такое атмосферное явление может образовываться рядом с природными водоемами. Оно существенно ограничивает видимость, тем самым значительно повышая риск возникновения различных ДТП.

По статистике, большую часть аварий в условиях тумана составляют столкновения с впереди идущей машиной. При этом упрекнуть водителей в том, что они не соблюдали необходимое расстояние – нельзя. Они следовали всем установленным мерам безопасности при движении в условиях тумана, но избежать ДТП не удавалось.

Почему это происходит, в чем кроется опасность этого природного явления для участников дорожного движения, и какие рекомендации существуют для благополучного преодоления туманного участка шоссе, рассмотрим в данной статье.

Почему опасен туман

При таком атмосферном явлении в воздухе скапливается много воды. Она состоит из многочисленных частиц водяного пара. При холодной погоде оно может не рассеиваться до нескольких суток.

При движении в тумане искажается восприятие многих предметов, цветов, трудно различить ориентиры и дорожные знаки. Они кажутся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Водителям следует знать, что все цвета также искажаются. Желтый сигнал светофора будет восприниматься с красноватым оттенком, а зеленый станет желтым. Единственное, доверять можно красному цвету, он остается неизменным.

Эту информацию необходимо использовать при переезде перекрестка, регулируемым светофором. Именно на таких участках происходят больше всего столкновений. Зачастую он носят цепной характер, то есть в аварию попадают сразу несколько автомобилей, следующих друг за другом.

Еще одной опасностью для водителей является запотевание окон, которое возникает из-за разности температур внутри салона и снаружи, а также оседания капель воды на стеклах. Это делает ситуацию еще более опасной.

Кроме того, необходимо учитывать, что свет от передних фар при взаимодействии с туманным облаком рассеивается в обратном направлении, то есть к водителю. Это явление в лучшем случае создаст перед лобовым стеклом молочно-белую завесу, а в худшем – ослепит водителя.

Безопасность при движении в тумане

Правила безопасности при движении в тумане

О возникновении густого тумана на трассах метеорологическая служба сообщает заранее. Это дает возможность отменить поездку или более тщательно к ней подготовиться.

Следующие рекомендации помогут благополучно достичь пункта назначения, если вы попали в туманную область:

  1. Старайтесь придерживаться правой стороны дороги. Ориентиром могут служить линии разметки (если их видно) либо граница соприкосновения дорожного полотна с обочиной.
  2. Включая передние фары, используйте ближний свет. Учитывая, что при движении в тумане расстояние между машинами трудно определить точно, то дальним светом вы можете просто ослепить других автомобилистов. Кроме того, ближний свет разрешается использовать совместно с противотуманными фарами.
  3. Включайте стеклоочистители во избежание скопления конденсата
  4. Для того чтобы уменьшить запотевание стекол воспользуйтесь системой вентиляции или отопления салона.
  5. Используйте слух. Иногда именно на слух можно определить насколько далеко от вас двигаются другие автомобилисты. Для этого держите окно приоткрытым.
  6. Движение в тумане по ПДД предусматривает максимальное снижение скорости и запрет на обгоны. Скорость должна равняться ровно половине того расстояния, что вы способны разглядеть. Если видимость составляет 50 м, то двигаться вам нужно со скоростью не более 25 кмч.
  7. При снабжении автомобиля противотуманными фарами, они могут автоматически включаться в ситуации, с видимостью менее 50 м.
  8. Следите за показаниями спидометра
  9. Для уточнения наличия впереди транспорта используйте время от времени звуковой и(или) световой сигнал. Особенно это актуально для загородных трасс.
  10. При видимой дорожной разметке займите центральное положение

Действия при попадании в туман

Помимо советов существует и ряд запрещающих приемов, к которым прибегать в условиях тумана не следует. Для определения расстояния не полагайтесь только на свет задних фар впереди идущего автомобиля. Помните, что свет может рассеиваться, а туман зрительно отдаляет все предметы, поэтому у вас возникнет искаженная информация.

Не подъезжайте близко к осевой разделительной линии. Это может привести к созданию аварийной ситуации. Запрещены обгоны и резкие торможения. Не смотрите в течение долгого времени в одну и ту же точку. Напряжение глаз приведет к их усталости, снижению зрения и слезотечению.

Основные рекомендации к технике вождения

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

«Видимость — ноль, иду по приборам!» — фраза из бородатого анекдота про таксиста и лётчика давно стала крылатой среди водителей. В период густых летних туманов выражение становится особенно актуальным — вот только машиной, в отличие от самолёта, нельзя управлять вслепую. Как безопасно ездить в тумане, как сделать машину заметнее и улучшить видимость? Поговорим, как прорваться сквозь белую мглу без потерь.

Опасность тумана. Недостаточная видимость

Туман — одно из самых опасных для водителей атмосферных явлений. Взвесь из мелких капель воды существенно уменьшает прозрачность воздуха, что нарушает движение всех видов транспорта. Сложность вождения в тумане не только в снижении видимости: туман затрудняет ориентирование в пространстве, меняет восприятие скорости и расстояния. Правильно оценить положение предметов, людей и других машин в тумане очень сложно: в реальности они оказываются ближе, чем представлялось, а их скорость — выше.

Оценка собственной скорости в тумане тоже меняется — это как раз тот случай, когда лучше доверять приборам (спидометру), а не своим ощущениям. Растёт психологическая нагрузка на водителя, возникает нервное напряжение и усталость, начинают болеть глаза… В итоге именно в условиях тумана случаются самые массовые дорожные аварии.

Правила дорожного движения относят туман к условиям недостаточной видимости (не путать с понятием ограниченной видимости, где обзору препятствует рельеф местности или объекты вдоль дороги). Езда при недостаточной видимости требует от водителя определённой подготовки и правильных действий.

Как безопасно ездить в тумане

Сделать поездку в тумане полностью безопасной можно единственным способом — отказавшись от неё. И это не фигура речи: иногда дорожные условия настолько плохи, что лучше действительно переждать непогоду, чем испытывать удачу. Но если возможности взять таймаут нет, и ехать сквозь туман придётся в любом случае — будьте осмотрительны и всегда выполняйте несколько простых действий:

  1. Снизьте скорость. Это даст дополнительное время для реагирования на изменение дорожной обстановки и, при необходимости, на экстренное торможение. Но и не крадитесь черепашьим шагом — в густом тумане вы превратитесь в неожиданное препятствие для едущих сзади.
  2. Увеличьте дистанцию до едущей впереди машины. Не жмитесь к её заднему бамперу, пытаясь не упустить из вида. При недостаточной видимости безопасной считается дистанция, которую вы преодолеете за 4 секунды. Таким образом, если вы едете в тумане со скоростью 50 км/ч (13,9 м/с), выдерживайте дистанцию не менее 50 метров.
  3. Включите освещение. Даже если вы едете днём и неплохо видите дорогу, нужно чтобы видели и вас. Дневных ходовых огней в тумане явно недостаточно — включайте ближний свет и противотуманные фары. На них остановимся отдельно.

Противотуманные фары

Многие автомобили оснащены отдельными противотуманными фарами (ПТФ). Они заметно меньше головной оптики и спрятаны где-то в бампере — многие водители не воспринимают ПТФ всерьёз, считая их элементом дизайна или заменой дневным ходовым огням. Но именно противотуманные фары — лучшее оружие против погодных катаклизмов.

В плотном тумане свет от обычных фар отражается от водяной взвеси в воздухе, рассеиваясь и создавая перед водителем белую пелену, лишь ухудшая видимость — этот эффект особенно заметен при дальнем свете. Противотуманные фары работают иначе.

Туман никогда не касается земли, он всегда стелется вдоль неё на высоте примерно полметра. Именно в этом месте — в нижней части бампера — расположены противотуманные фары. Особая форма их линзы или рефлектора даёт широкий и плоский пучок света с чёткой верхней границей. Это позволяет ПТФ подсвечивать дорогу под слоем тумана, не ослепляя водителя.

Из-за особенностей противотуманных фар в них редко встречаются светодиоды и, тем более, ксенон. В ПТФ применяются галогеновые однонитевые лампы формата H1, H2, H3, H7, H11 или HB4. Правда, бывают отличия в их цветовой температуре. Какого же цвета должны быть противотуманные фары?

Цвет настроения — жёлтый

Самые популярные цвета «противотуманок» — жёлтый и белый. Последний можно считать данью дизайну и моде — слишком уж выбиваются жёлтые фары из техностиля современных машин. Но именно жёлтые ПТФ наиболее эффективны в тумане.

Физически свет — это электромагнитное излучение с определённой длиной волны, от которой зависит видимый глазу цвет. Чем короче волна, тем сильнее рассеивание света. В условиях тумана этот фактор становится критичным: коротковолновая синяя часть спектра создаёт перед водителем засветку, поэтому не подходит для ПТФ. Белый свет является приемлемым компромиссом, но лучше всего туман «пробивает» длинноволновой жёлтый свет, почти не рассеиваясь в каплях воды.

Читать еще:  Как сделать панорамную крышу на автомобиль

Длина волны связана с цветовой температурой света, измеряемой в кельвинах (K). Для борьбы с туманом лучше всего подходят тёплые цвета от 2000 до 3500 K — учитывайте это при выборе ламп для противотуманных фар. Хотя если в ПТФ жёлтым выполнено само стекло, то достаточно установить обычную белую лампу согласно заводской спецификации.

Задние противотуманные фары

Противотуманные фары встречаются не только спереди, но и сзади — правда, назначение у них немного другое. Если передние ПТФ призваны без засветки осветить дорогу, то задние — сделать автомобиль в тумане заметным для других водителей.

Обычно задние противотуманные фары являются опцией (проверьте, есть ли они в вашем автомобиле), но у всех официально продаваемых в России машин они должны быть уже в «базе». На многих автомобилях задняя ПТФ всего одна, но её вполне хватает, чтобы эффективно «пробивать» туман. Обязательно задействуйте задние «противотуманки» при недостаточной видимости.

С задними противотуманными фарами есть проблема: некоторые водители включают их и в ясную погоду, считая, что так их автомобиль становится заметнее. Это очень плохая, не имеющая смысла практика, прямо запрещённая ПДД:

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

Яркая задняя ПТФ способна ослепить едущего позади водителя даже днём, что уж говорить о ночи. Ослепление красным светом мешает верно оценивать дистанцию, и шансы, что вас «поцелуют» в задний бампер, только возрастают. Не говоря о том, что это просто дурной тон, сравнимый с постоянно включенным дальним светом ночью. Поэтому используйте задние противотуманные фары только по прямому назначению — для езды в тумане.

Самостоятельная установка ПТФ

Если в комплектации вашей машины нет противотуманных фар, но они устанавливались на более дорогие версии — можно заказать оригинальные ПТФ, сверившись с каталогом запчастей и схемами. Как правило, вся необходимая проводка уже есть в автомобиле, и установка не составит проблем. Если же оригинальных «противотуманок» для машины нет, можно приобрести универсальные ПТФ. Главное, установить их как можно ниже: монтаж в бампере будет предпочтительнее крепления к радиаторной решётке.

Езда с «аварийкой» в тумане

Многие автомобилисты при езде в тумане включают аварийные огни, чтобы дополнительно обозначить машину. Стоит ли так делать? С одной стороны, включение аварийной сигнализации выглядит логично: мигающие жёлтые лампы действительно заметны в тумане, что в теории повышает безопасность. Но есть и другая сторона медали.

У аварийных огней есть совершенно чёткое назначение: сигнализировать другим водителям об аварии или о сломанном автомобиле на дороге. В тумане зачастую мы видим обратное: машины с включенной «аварийкой» не снижают скорость и даже совершают лихие обгоны «вслепую», будто мигающие «поворотники» делают их неуязвимыми. Смысл аварийных огней теряется: когда каждая вторая машина едет в тумане с «аварийкой», на неё перестают должным образом реагировать. В итоге перед реальными ДТП, тоже мигающими жёлтыми огнями, водители недостаточно снижают скорость, что приводит к массовым дорожным завалам.

ПДД предписывают включать аварийные огни на движущейся машине только в двух случаях: при буксировке и при замедлении из-за внезапного ослепления водителя. То есть при движении со скоростью заметно ниже потока. Та же логика применима и при недостаточной видимости: включайте «аварийку», если вы действительно замедлились и крадётесь по первой полосе, словно Ёжик в тумане. Но включать аварийные огни, не снижая при этом скорости — вводить в заблуждение других водителей.

Водительские хитрости

Помимо обязательных действий, прописанных в ПДД, есть и менее очевидные водительские приёмы, помогающие повысить безопасность езды в тумане.

  • Если в вашем регионе туманы — не редкость, откажитесь от модного голубоватого ксенона и холодных белых диодов в головной оптике. Установите галогеновые лампы с низкой цветовой температурой, свет которых в тумане рассеивается меньше.
  • Тщательно планируйте свой маршрут. Если по пути есть особо туманные места (низины, горные серпантины), а погода пасмурна — подумайте над вариантами объезда. Лучше ехать дольше, но безопаснее.

Глаза не боятся. Как безопасно ездить в тумане?

Ежегодно на дорогах мира происходят тысячи ДТП в условиях недостаточной видимости, в частности в тумане. Из-за скопления частиц воды в воздухе контролировать дорожную обстановку становится заметно сложнее, но многие водители продолжают движение в обычном режиме, как ни в чём не бывало. Такая беззаботность приводит к фатальным последствиям. Как, к примеру, в 2011 году в американском штате Теннесси, когда из-за сильного тумана столкнулись 176 автомобилей.

Правильное использование оптики в автомобиле существенно помогает сориентироваться на дороге. Но некоторые водители ошибаются в выборе фар, исходя из логики «чем хуже видно, тем ярче свет». Простое, но в корне ошибочное суждение. Дело в том, что лампочки дальнего света, как самые яркие, имеют обратный эффект в условиях тумана. Мелкие частицы воды отражают свет и ослепляют самого водителя, у которого создаётся ошибочное мнение о ещё более плотной пелене. В идеале следует использовать габариты или ближний свет, но в обязательном сочетании с противотуманными фарами. Во-первых, они неспроста располагаются как можно ближе к дороге. Между слоем тумана и покрытием всегда есть свободное пространство. Получается, что сгустки воды остаются под светом. Во-вторых, у противотуманок есть чёткая верхняя граница пучка, и тот не достаёт до частиц, от которых водителя может ослепить.

И ни в коем случае нельзя забывать про задние противотуманные фары. Если ими не пользоваться, дополнительно для предупреждения других участников движения можно включить аварийку. В сильном тумане лишним это не станет.

Скорость

При движении в тумане забудьте об ограничениях скорости. Если дорожные знаки позволяют ехать, скажем, со скоростью 90 км/ч, это не значит, что надо именно так и делать. Кстати, во многих странах устанавливают отдельные ограничения, которые действуют именно в плохих погодных условиях.

Выбор скорости зависит от конкретных условий — насколько густой туман. Двигаться нужно так, чтобы успеть затормозить в случае неожиданного препятствия за пеленой. Иными словами, тормозной путь не должен превышать видимое расстояние. Казалось бы, элементарно, но водители зачастую едут заметно быстрее. А ведь безопасность мнимая. Это происходит из-за оптических особенностей движения в тумане.

Надо помнить, что тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости. То есть при повышении скорости в два раза на торможение уйдёт в четыре раза большее расстояние. Чтобы не забивать себе голову формулами, лучше запомнить одно негласное простое правило: скорость должна быть в два раза меньше видимого расстояния. Дальше 100 метров ничего не разглядеть? 50 км/ч на спидометре. Тогда любой водитель успеет среагировать на сюрпризы из тумана.

Дистанция и ориентиры

Авария в тумане, к сожалению, очень часто влечёт за собой целую вереницу ДТП. Упомянутый случай в США — не какая-то несусветная редкость. Десятки машин разбиваются «в гармошку» во многом из-за неправильно выбранной дистанции.

Надо понимать, что в тумане расстояние до попутного автомобиля впереди кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому при плохой видимости держитесь подальше, но в то же время не упускайте из виду этот своеобразный маяк. Не пытайтесь сфокусировать зрение только на том, что происходит сразу за автомобилем, или бездумно держаться вплотную за лидером. Никто не гарантирует, что он держит безопасную скорость и внезапно не прилетит в препятствие. А за ним и его «преследователи».

Наконец, особенное внимание стоит обратить на ориентиры. Это может быть разметка вдоль обочины, предметы, деревья у дороги и т. д. Так изгибы трассы не станут неожиданными. Если всё-таки вы решили подождать, пока туман рассеется, лучше найти для этого безопасное укромное место, а не парковаться на обочине. Иначе есть риск самому стать для кого-то неожиданным барьером.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector