0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно водить автомобиль зимой

10 советов безопасного управления автомобилем зимой

Современные автомобили провоцируют полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод, который порой кажется всемогущим, не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Поэтому за рулем следует сохранять предельную концентрацию — особенно в зимнее время, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой реагентной пленкой, а загородные дороги припорошены снегом.

Ниже — десять правил, соблюдение которых сделает ваше вождение зимой максимально безопасным.

1. Не стоит забывать о на первый взгляд очевидных вещах, которыми, увы, пренебрегает большинство водителей. Руление в зимний период — только плавное, нежное, деликатное, лед под колесами не простит вам резкого обращения с баранкой. Объемной теплой одежде, обуви на толстой подошве и мягким подстилкам на сиденье «для тепла» — однозначное нет.

2. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно крайне уважительно обращаться с педалью газа, не топтать ее в пол — и строго следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.

3. Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед (помним об увеличенной дистанции и ограниченной свободе маневра). Основа «правильного» водительского зрения — смотреть не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.

4. Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги (чтобы не напугать других водителей) несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без АБС или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.

5. Если автомобиль ушел в занос, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль газа или лихорадочно жать на тормоз. Чтобы побороть скольжение, следует быстро повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в исходное положение.

6. На ледовом покрытии старайтесь направлять колеса туда, где сцепление с дорогой потенциально максимальное в данных условиях. Асфальтовые проплешины, снежные островки, старый шершавый лед позволяют шинам лучше цепляться за дорогу и стабилизировать автомобиль в начальной фазе скольжений.

7. В снежной каше лучше придерживаться проторенной «первопроходцами» дороги. Если же это по каким-то причинам невозможно, рулить надо резкими короткими движениями и крепко держаться за баранку, чтобы не давать автомобилю «гулять». А лучший способ проехать по глубокой колее — это двигаться, прижавшись колесом к ее краю.

8. Любые, даже самые полезные навыки, освоенные исключительно в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом или взять несколько уроков в школе контраварийного вождения. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться — а этого возможно добиться только практикой.

9. Не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнитетелей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: в противном случае из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.

10. И, наконец, немаловажная составляющая безопасной езды зимой — зимние шины. Шипованные или фрикционные — выбирайте по своему вкусу и своим потребностям, но помните о некоторых особенностях: фрикционные покрышки менее шумные и чаще лучше ведут себя на мокром асфальте и снегу, зато шипованные позволяют чувствовать себя уверенно на льду. Впрочем, в сильный мороз фрикционные шины получают преимущество за счет более эластичного протектора, в то время как шипы не могут уцепиться за затвердевший лед и пасуют в снегу. Вдобавок стоит внимательно следить за остаточной глубиной протектора: если для летних шин достаточно 1,6 мм, то для зимних покрышек лучше оставлять не менее 4 мм. Однако помните, что состояние протектора не стопроцентный залог успеха: резина имеет свойство стареть и становиться менее эластичной, потому совсем уж старые покрышки следует заменить на новые.

Как не надо ездить зимой: пять простейших правил

Все мы очень не любим нравоучений. Но это — вовсе не нравоучения. Речь не об экстремальном вождении и умении ездить в управляемом заносе (хотя и это не повредит), а о простейших навыках, которые, судя по впечатлениям от дорожных сценок моей очередной, тридцать четвертой зимы на колесах, есть не у всех. Говорим о моноприводных автомобилях, которых на дорогах большинство. У переднеприводных и заднеприводных есть, конечно, свои особенности, но то, что написано ниже, применимо и к тем, и к другим. Кстати, отчасти и к полноприводным.

Правило 1: не теряйте тягу на ведущих колесах

GQ7Q7709

Максимально упрощая: если на колесах — постоянная равномерная тяга, автомобиль не уйдет с траектории даже на снегу или на льду. Значит, по возможности тягу надо удерживать небольшой, но постоянной. Проще всего это делать на машине с механической коробкой, соответственно подбирая передачи. Немного потренировавшись, передачу можно удерживать и в автоматической коробке, не давая агрегату включать следующую раньше, чем нужно. У многих современных коробок есть ручной режим. Летом мы о нем обычно забываем, но зимой от него иногда есть польза. Не ездите на нейтрали, а переключаясь вручную, подбирайте передачи так, чтобы тяга менялась плавно и не увеличивалась резко.

Правило 2: не замедляйтесь/тормозите резко

Интенсивное замедление порой не менее опасно, чем разгон. Следите за обстановкой и спереди, и сзади, держите дистанцию. Однако слишком большая дистанция спереди при наших нравах иногда не менее опасна, нежели мизерная — как пить дать кто-нибудь влезет. Тормозить надо плавно и аккуратно, даже если автомобиль оборудован ABS. Эта система, конечно, очень полезна, но на неоднородном или неровном покрытии она периодически срабатывает нечетко, позволяя одному или нескольким колесам заблокироваться, пусть и на короткое время. Автомобиль при этом с большой долей вероятности попытается уйти с траектории. И кроме того, при резком торможении едущему сзади может попросту не хватить тормозного пути. Спора нет, он — виноват, но это, по-моему, слабое утешение.

GQ7Q8899

Правило 3: не буксуйте без толку

Выехать с заснеженной стоянки (речь не о метровых сугробах), подняться в небольшой скользкий подъем порой проще, чем кажется. Общий принцип тот же: держать постоянную небольшую тягу на колесах и не поворачивать руль без нужды, особенно на большие углы. Не забывайте об элементарном упражнении «раскачка». Если застрявший автомобиль тронулся, но тут же забуксовал и вновь встал, газовать бессмысленно. Лучше отъехать чуть назад и повторить попытку. Идеально, если успеете максимально быстро переключиться с задней на первую передач, не дав машине окопаться. На автомобилях с коробками-автоматами такой фокус сделать, конечно, посложнее. Когда автомобиль, наконец, поехал по снегу или льду, не надо резко увеличивать тягу, куда лучше быстро перейти на вторую передачу — пробуксовка ведущих колес станет меньше. Самое главное, опять же — удерживать небольшую, но равномерную тягу. При определенных навыках работы сцеплением на скользком покрытии иногда даже тронуться на второй передаче эффективнее, чем на первой. Вылезая из снежного плена или преодолевая скользкий подъем, старайтесь поменьше работать рулем.

Правило 4: не тормозите в повороте

Торможение в повороте нынче почему-то стало почти нормой. А ведь на заснеженной или обледенелой дороге это — еще опаснее, чем резкое замедление на прямой. Ведь автомобиль может в этот момент быстро и не всегда предсказуемо изменить траекторию. Безопасную скорость нужно выбрать до поворота, опять же без резких замедлений, а поворот проходить на небольшой но постоянной тяге. Немного потренировавшись, при необходимости нетрудно немного уменьшить или увеличить радиус поворота, подачей газа.

Читать еще:  Как оттереть птичий помет с кузова машины

GQ7Q7764

Правило 5: не экономьте на свете

Это уж самое простое! Езда с габаритными огнями всегда, а особенно зимой — в темноте и в снегопады — сродни попытке выполнить упражнение на гимнастическом бревне в зале с погашенным светом. Теоретически может получиться. Штатные противотуманные фары созданы для… тумана. Стоят они низко, загрязняются в первую очередь и сами по себе мало помогают и вам, и тем, кто должен вас увидеть. Так что требование ездить с ближним светом во многих северных странах в правила вписали не случайно. Не стоит экономить на лампочках! А перегоревшую заменить лучше до того, как это придется сделать вместе с крылом и иными кузовными деталями.

Опытные водители, вероятно, сочтут эти советы слишком примитивными. Но судя по тому, что вижу на дорогах, таковых немного. А научиться простым вещам несложно, главное — захотеть.

Как правильно ездить зимой. Полезные советы

Как правильно ездить зимой, мы узнаем из сегодняшней статьи…

Ведь, как известно, водить машину зимой намного тяжелее, да и опасней.

Необходим прежде всего опыт, но его у новичков нет, поэтому важно усвоить хотя бы теорию.

Зима, как всегда, приходит внезапно, а вместе с ней и проблемы по вождению машины в экстремальных условиях.

Как правильно ездить зимой. Опытные водители советуют:

1. Тому, кто не успел сменить резину на зимнюю, на дорогу лучше не выезжать.

2. На льду, чем меньше скорость машины, тем лучше.

3. Дистанцию надо соблюдать обязательно. Расстояние между машинами должно быть равно скорости машины, умноженной на два.

4. Никаких резких движений ни рулём, ни педалями. Иначе, лежать машине в кювете.

5. Если коробка передач механическая, то тормозить надо двигателем.

6. Лучше уступить место на дороге неадекватным водителям, пусть едут.

7. Надо сигнализировать поворотниками о своих намерениях на дороге. Своеобразная дорожная азбука Морзе.

8. На обледенелый подъём лучше взбираться на повышенной скорости. Возможности переключить передачу на склоне не будет.

9. Если машина самопроизвольно скользит по льду, надо уменьшить скорость или направить машину на обочину или в сугроб.

10. На скользкой неровной дороге лучше всего тормозить прерывисто, импульсами. Это серия энергичных, но кратковременных тормозных усилий. Как кошка пробует лапкой тонкий лёд, прежде чем, шагнуть. Так и здесь, импульс – убрала лапку- ногу с газа, опять лапкой – ножкой на газ, как будто щупает дорогу, и опять убрала лапку – ножку с газа.

11. При грозящей опасности водитель рефлекторно нажимает на тормоз, колёса блокируются. Но машина продолжает скользить и создаёт аварийную ситуацию. Так уж устроен человек, что страх заставляет интуитивно давить на тормоз. Это уже отработано до автоматизма. Но лучше применить импульсное торможение. Оно безопаснее непрерывного.

12. Как это не банально звучит – строго соблюдать правила движения.

13. На скользкой дороге не стартовать с места, как ракета, а выжимать сцепление плавно. Передние колёса должны стоять ровно. Иначе машина будет тормозить и буксовать.

14. Если вдруг снег растаял, то надо двигаться осторожно, не делать резких движений, скорость при этом не более 60 км/час.

15. Чтобы стёкла не потели, не следует «тащить» за собой снег в салон. Надо обработать стёкла специальным аэрозолем.

16. Если машина едет по глубокому снегу и чтобы не застрять, то надо делать следующее. Если она с передним приводом, то надо максимально облегчить зад. Разгрузить багажник и высадить пассажиров. А если привод задний, то наоборот, надо «утяжелить» зад. И двигаться на первой или второй скорости.

17. Если машину заносит по гололёду, то ни в коем случае не давить на тормоз! Если привод передний, то руль надо повернуть в сторону заноса и немного добавить газа. А если привод задний, тоже рулить в сторону заноса, но газ сбросить.

18. При движении по зимним улицам, надо всегда сбрасывать скорость перед перекрёстками, пешеходными переходами, светофорами и остановками городского транспорта.

19. Колея представляет опасность и зимой. Её лучше объехать по обочине. Если не получается, то въезжать и выезжать из неё надо на минимальной скорости.

Чтобы зимой ездить так же уверенно, как и летом, надо отработать навыки вождения машины на автодроме или за городом, на неоживленном участке дороги. Потренироваться, чтобы потом в аналогичной ситуации на дороге не теряться и знать, что делать. И на всякий случай, в багажник положить лопату, тёплые рукавицы и валенки. Мало ли что, может случиться в дороге.

Как правильно ездить в зимнее время. Видео

Как правильно водить автомобиль зимой

Статья о том, как правильно управлять автомобилем зимой, на что обращать особое внимание. В конце статьи — интересное видео о контраварийном вождении машины зимой.

Содержание статьи:

  • Влияние зимней погоды на автомобиль
  • Покупаем зимнюю резину
  • Советы по зимнему вождению
  • Видео о контраварийном вождении машины зимой

Конец октября и начало ноября у всех автовладельцев ассоциируется с периодом, когда нужно начинать подготовку машины к зиме. Ожидаются трудности с замерзанием деталей и жидкостей, неустойчивая зимняя езда в условиях гололеда и больших высоких сугробов, и многое другое.

Перед наступлением холодов желательно проверить свою машину в СТО и обратиться к квалифицированным опытным автомеханикам. При необходимости проконсультируйтесь в выборе соответствующих вашей модели автомобиля средств по уходу при пониженной температуре.

Как зима действует на автомобиль

Что ожидает «железного коня» в период пониженных температур, периодического таяния снега и попадание грязи? Автомобиль состоит из множества деталей, выполненных из различных материалов, и не все они приспособлены к условиям морозной заснеженной зимы. Для автовладельцев это целая катастрофа, но если быть готовыми заранее ко всем трудностям, избежать проблем с машиной довольно просто. На что зимой обратить особое внимание:

    Конечно же, аккумуляторная батарея, которая в зимний период находится в особо условиях усиленной работы.
    СОВЕТ: Зарядите аккумулятор или позаботьтесь о наличии проводов для прикуривателя, что тоже не будет лишним.

Дворники и лобовое стекло. Пора покупать незамерзайку или специально созданные для этого жидкости с пометкой «антилёд», которые сохранят мотор стеклоочистителя. Перед тем, как очистить снег с лобового стекла, сметите его аккуратно щеткой, а потом уже включайте дворники. Замерзшее лобовое стекло можно отогреть — заведите машину и направьте поток горячего воздуха на стекло.
СОВЕТ: Купите зимние дворники, которые оснащены резиновыми вставками. На ночь не прислоняйте их к стеклу, так как они могут просто примерзнуть.

Машина не открывается – замерз замок. С этой проблемой сталкивается практически каждый владелец автомобиля. Что делать в таких ситуациях? Купить специальные жидкости с пометкой WD-40, которые способны разморозить не только замок, но и резиновый уплотнитель. Сочетайте их с литиевой смазкой. Не стоит в этом отношении забывать и о бензобаке.
СОВЕТ: Зимняя езда очень изнашивает машину. После поездки обязательно откройте все двери, чтобы горячий воздух вышел из салона, а температура внешняя и внутренняя сравнялись. Уплотнители дверей, специальные резиновые части смазывайте силиконовыми средствами. Это поможет избежать их дальнейшего растрескивания.

Что надежнее при пониженных температурах — дизельное топливо или бензин? В бензобаке машины, использущей бензин, может скапливаться конденсат. Поэтому стоит решить эту проблему, добавляя в него средства для удаления влаги. Дизель потребует добавления антигеля. Как видим, и у дизеля, и у бензина возникают зимой неприятности.

Тормозные колодки тоже страдают от морозной свежести зимы. Если в автомобиле дисковые тормоза, необходимо обливать их жидкостями с содержанием спирта. В случае наличия барабанных – лучше обратиться к специалистам.
СОВЕТ: Не используйте ручной тормоз длительное время. Буксировка в таких случаях не поможет.

Реагенты. Специальные химические растворы, которыми покрыты дороги, помогают авто не застрять в сугробах и ездить без скольжения по магистрали, но они приводят к появлению ржавчины не только на поверхности, но и на деталях машины. Следите за этим и покрывайте машину антикоррозийными средствами перед наступлением зимы.

Читать еще:  Как установить багажник на крышу автомобиля

Как помогут цепи противоскольжения? Длительные поездки по трассе заставляют задуматься о возможных заносах на скользкой дороге. Здесь и пригодятся резиновые и металлические «помощники». Разница их в том, что резиновые более легкие, помогают достичь скорости 80 км/ч, сохраняют шины, а металлические используются в более сложных условиях, поэтому они более жесткие. Скорость при их использовании невелика — до 40 км/ч.

  • Необходимо ли зимой мыть машину? Конечно же, да. Смываете грязь, химические реагенты и частицы других элементов, попадающих на поверхность авто.
    СОВЕТ: Не пытайтесь самостоятельно вымыть автомобиль в холодный период, доверьте это работникам СТО. Главное – не очистить, а хорошо высушить машину.
  • И самое важное: если Вы — новичок вождения, лучше обращайтесь к профессионалам или спросите совета бывалых водителей.

    Покупка зимней резины

    Насколько важна зимняя резина? Как правильно выбрать и купить надежную зимнюю резину? Рассмотрим отдельно, так как с этой проблемой сталкиваются все владельцы автомобилей.

    Производят ее обычно из каучука с добавлением присадок из кремния. Она имеет более громоздкий профиль и меньшую ширину. Использовать зимнюю резину следует при температуре -5 градусов.

    Различают климатические характеристики шин:

    • Скандинавские. Применяются на территориях с обледенелыми дорогами, снежным настом. Имеют ромбовидную структуру рисунка;
    • Европейские. Содержат специальные водоотталкивающие элементы. Созданы для зимней езды по небольшому количеству подтаявшего снега и в условиях мокрой дороги с небольшим количеством льда. Они содержит большое количество прорезей и имеют хорошее сцепление с дорогой.

    Рисунок также имеет свои особенности:

    • Симметричный. Более дешевый вид резины. Создает неудобство автовладельцам из-за небольшого гула в салоне. Приспособлены шины для городского вождения;
    • Асимметричный. Предусматривает вождение автомобиля по городу, магистралям. Не создает дополнительный шум.

    Отдельно каждая категория разделяется по характерным особенностям:

    • направленные рисунки — прекрасно справляются с сугробами и настами снега;
    • ненаправленные изображения помогут от воздействия снега с водой.

    Важный показатель зимней резины — максимальное значение скорости, которую позволяют развивать колеса, «обутые» в зимнюю резину. Здесь необходимо знать буквы и их числовое значение:

    • F – 80 км/ч;
    • G — 90 км/ч;
    • J — 100 км/ч;
    • K — 110 км/ч;
    • L — 120 км/ч;
    • M — 130 км/ч;
    • N — 140 км/ч;
    • P — 150 км/ч;
    • Q — 160 км/ч;
    • R — 170 км/ч;
    • S — 180 км/ч;
    • T — 190 км/ч;
    • H — 210 км/ч;
    • V — 240 км/ч;
    • W — 270 км/ч;
    • Y — 300 км/ч.

    Резина с шипами имеет свои особенности. Первый километр езды на такой резине держите максимальную скорость 80 км/ч, что позволит обкатать «обувь» авто. Этот комплект прекрасно справляется со льдом, заснеженной поверхностью дороги. Маленький тормозной путь на обледенелых участках. Но мокрый и сухой асфальт значительно снижают устойчивость машины. Шум создает неудобство.

    Зимняя резина без шипов проезжает сухой и мокрый асфальт, не реагирует на высокую температуру, практически не издает шума. Но в условиях скользкой дороги такая резина бесполезна.

    Советы по зимнему вождению

    Чтобы зима не стала причиной повышенного уровня аварий на дорогах и возможного с этим травматизма, следует придерживаться и некоторых простых правил вождения:

      Зимняя езда предполагает особо опасный вид передвижения. Забудьте о летних поездках, теперь Вам потребуется внимательность, сосредоточенность и максимально ответственное вождение. Старайтесь установить водительское сидение и подголовники так, чтобы в непредвиденных случаях или возможных ДТП вы были плотно были прижаты к креслу без вреда для здоровья.

    Ремни безопасности. Особенно актуально их использование в зимний период. Не ленитесь их пристегивать — неожиданные ситуации при езде в гололед могут поджидать каждого.

    Ближний свет должен быть всегда включенным. Так улучшится видимость машины для других участников движения и пешеходов в сильный снегопад и туман. При поломке или выхода из строя деталей автомобиля не забывайте прижиматься к обочине дороги и включать соответствующие сигналы аварийного состояния. Используйте специальные знаки со световыми отражателями, особенно в вечернее и ночное время, когда видимость ограничена.

    Зеркала. Не забывайте регулярно их протирать, чтобы зона видимости всегда была хорошо различима — это очень важно. Заранее отрегулируйте положение зеркал.

    В начале пути нужно правильно завести машину и тронуться с места. Не старайтесь играть в каскадера и избегайте буксования. Трогайтесь максимально плавно, немного раскачайте машину назад и вперед. Старайтесь выезжать на второй передаче.

    Тормозить следует также очень осторожно. Если машина оснащена антиблокировочной системой ABS, лучше всего плавно нажимать на педаль. В противном случае блокировка колес вам гарантирована. Если таковая отсутствует, прерывистое торможение поможет в гололед. Передачу выключать не следует.

    Заносы. Коварные и хитрые, подстерегают повсюду. Избегайте скоростной езды, не геройствуйте. Скорость лучше ограничить при движении до 30 км/ч. Машина с передним приводом при увеличении скорости может выехать из хитрого незапланированного заноса. Заднеприводная, наоборот, должна сбросить газ. Водителю придется вывернуть руль по направлению заноса машины. Благодаря центробежной силе и инерции автомобиль примет первоначальное положение. После выхода из заноса следите за движением и поведением машины. Руль постепенно поворачивайте в противоположную заносу сторону.

    Соблюдайте максимальную дистанцию на дороге. Если летом можно было плотно прижиматься к рядом стоящей машине, то зимой лучше этого не делать. Любой, даже небольшой участок со льдом спровоцирует скольжение и, как итог, аварию или небольшое ДТП.

    Следите за дорожными знаками, так как разметка зимой не видна. С осторожностью переезжайте дорожные и трамвайные пути. Избегайте буксования машины на таких участках.

    При движении в горку помните, что необходимо увеличить скорость, а при спуске не надейтесь на нейтральное положение. Включите низкую передачу и осторожно съезжайте, внимательно следите за поведением машины.

    Осторожно перестраивайтесь из ряда в ряд. Проскочить в свободное место в соседнем ряду, как летом, может не получиться. Если нужно, сделайте это медленно, плавно и заранее.

    Входить в поворот не следует на большой скорости. Занос гарантирован.

  • При езде по сугробам и глубокому снегу не стоит набирать скорость, двигайтесь медленно, на пониженной передаче. Чтобы проехать по сугробу, наберите скорость. А лучше его объехать. Если нельзя это сделать, лучше сугроб расчистить или попросить кого-то помочь, чтобы избежать буксования. Будьте осторожны, так как под сугробами Вас могут ожидать сюрпризы в виде пеньков, канализационных открытых люков или ям, кусков арматуры.
  • Это основные зимние советы по вождению. Новичкам хочется пожелать избегать аварийных ситуаций и при необходимости лучше перестраховаться: сбросить скорость, пропустить другую машину вперед, не ездить по льду и сугробам. В холод и мороз всегда возите с собой:

    • шанцевый инструмент (лопату, лом и пр.);
    • буксирный трос;
    • провода для «прикуривания»;
    • автомобильное зарядное устройство;
    • щетка для лобового стекла;
    • фонарик.

    Новичкам рекомендуется не только в зимние время, но и летом использовать соответствующие наклейки на стекло с изображением восклицательного знака. Они помогают опытным водителям объезжать такие машины или пропускать их, зная, что за рулем находится начинающий автолюбитель. Автоледи используют рисунки туфельки.

    Видео о контраварийном вождении машины зимой:

    Как правильно ездить зимой: советы эксперта

    Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

    Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

    Утренние упражнения

    У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

    Читать еще:  Как забрать автомобиль со штрафстоянки

    Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

    Ездим правильно

    Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

    Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

    Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

    Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

    И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

    В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

    Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

    Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

    Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

    Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

    Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

    Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

    Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

    И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector