0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как противостоять «дорожной» агрессии

Агрессивное поведение на дороге: Что говорит наука?

Что такое агрессивное поведение на дороге?

Вы встречали на автодорогах страны агрессивное поведение водителя? Наверняка многие из Вас ответят на этот вопрос положительно. В отличие от других развитых стран в России эта манера езды по дорогам страны встречается очень часто. Но никто наверное из Вас задумывались, что на самом деле означает данное «агрессивное поведение водителя» на дороге? Большинство из нас ошибочно полагают и предполагают о том, что водитель в такой момент ведет себя на дороге прсто агрессивно и нарушает ПДД, хотя на самом деле его действия не являются агрессивными. Уважаемые читатели, наше интернет-издание решило разобраться с этим вопросом и ответить конкретно, что же на самом деле представляет собой «агрессивная манера» управления автомобилем.

На самом деле агрессивным поведением на дороге являются такие действия водителя, которые

непосредственно влияют на всех участников дорожного движения. Например, агрессивное перестроение из полосы в полосу на автошоссе в нарушение правил дорожного движения, или намеренное движение на автомобиле в скоростном ряду на маленькой скорости. Как Вы друзья думаете, а как эти самые водители с агрессивным поведением на дороге могут влиять на всех водителей? Любое неординарное их действие с нарушением естественно правил дорожного движения может сильно испортить настроение любому другому водителю. Но это лишь в лучшем случае. Частенько подобная манера управления автомобилем приводит к серьезным конфликтам на дороге и естественно к серьезным авариям.

Часто в сети появляются видео-ролики снятые на видеорегистратор, где можно увидеть дорожные конфликты водителей, которые очень часто приводят к различным дракам и вместе с тем к телесным повреждениям. Как Вы друзья думаете, а из-за чего именно происходят подобные конфликты на дорогах? Отвечаем. Дело все в том, что законопослушные участники дорожного движения просто выходят из себя из-за горе-водителей, которые ведут себя на дорогах достаточно агресивно. Например, водитель, ничего не нарушающий и двигающийся на машине несколько часов подряд и уже простоявший в многокилометровых пробках не один час, находится в такой дорожной обстановке как правило на пределе и на нервах. И если в такой момент на дороге появляется водитель агрессивно управляющий автомобилем, то у этого добропорядочного водителя просто сдают нервы, что в последствии и приводит к конфликту.

А что же говорят цифры?

По данным исследований некоторых страховых компаний, которые проводили опрос по теме «агрессивного вождения», около 70% всех опрошенных апонентов за последние 12 месяцев сталкивались на дорогах страны с агрессивным поведением других водителей. Однако 65 % всех респондентов не считают себя таковыми водителями, которые ведут себя агрессивно за рулем. А 85% всех опрошенных конкретно заявили, что время от времени управляют автомобилем с признаками «агрессивного вождения», а иногда даже нарушают ПДД.

Что же в конце-концов вызывает агрессивное поведение водителей на автодорогах? Можно ли предотвратить эту свалившуюся на нас «эпидемию»? Как сделать так, чтобы водители на дорогах стали добрее и скромнее, чтобы уважали всех участников этого дорожного движения? На первый взгляд ответы на эти вопросы покажутся нам не трудными. Но если начать более детально и конкретно разбираться в этих вопросах, то сразу становится понятным, что увеличить культуру езды водителей на дорогах не так уж и просто.

Многие эксперты дорожного движения а также и известные психологи во всех развитых странах, уже долгие годы пытаются разрешить эту проблему. Отчасти можно сказать, что успехи в этом есть, но не на все сто процентов. А это означает, что проблема агрессивного поведения на дороге является системной и требует целого ряда решений.

Дело в следующем, вместе с развитием технологий в автопромышленности растет естественно и безопасность современного автотранспорта, а это означает, что водители ощущают себя в машине куда в большей безопасности, чем в старые давние времена, а это в свою очередь дает им ошибочную уверенность в самом себе. Все это вместе и порождает дальнейший соблазн управлять машиной в агрессивном стиле.

Агрессивное поведение на дороге — Проблема на уровне автошкол.

Так что же приводит автолюбителей к таким агресивным действиям на дорогах? В первую очередь необходимо провести конкретную параллель между личностью водителя и его стилем управления (вождения) машиной. Да, безусловно характер человека напрямую влияет на манеру его езды по дорогам. Также очень часто такой стиль управления автомобилем связан с эмоциональным состоянием самого водителя. Каждый из нас является индивидуальной личностью и поэтому мы все по-разному управляем автомобилем. Но даже в том случае, если человек предрасположен к агрессивному поведению на дороге из-за своего нрава и характера, все-равно в последствии возможно сделать так, чтобы такой водитель соблюдал ПДД и не провоцировал других водителей на конфликт. Но для этого необходимо заранее на начальном этапе водительского пути выявлять такие неординарные личности.

К примеру,- в тех же автошколах. Преподавателям автошкол необходимо работать с такими людьми в индивидуальном порядке, чтобы предостеречь на будущее этого человека от необдуманных поступков на дорогах.

Частенько водители, не склонные к агрессивному управлению автомобилем, в последствии становятся «агрессивными водителями». Особенно часто это происходит после покупки ими достаточно мощной машины, которая и начинает провоцировать автолюбителя на неординарное поведение на дорогах.

Также существуют и такие водители, которые специально пытаются спровоцировать других участников дорожного движения на конфликт. Если Вы друзья встретите на дороге такого водителя, то старайтесь не отвечать на его провокации чтобы не стать участником дорожного конфликта, который может незаметно перерасти в драку.

Помните пожалуйста, что конфронтация с другими участниками дорожного движения всегда чревата и опасна, особенно в том случае, когда водитель провоцирует Вас намеренно.

Так что изменить в одночасье манеру езды наших водителей на Российских дорогах просто не получится, на это должны уйти целык годы, если не десятилетия. Так как сама манера управления автотранспортным средством связана напрямую с характером личности, то культуру поведения на дороге в быстром темпе не изменить. Но не все так друзья безнадежно. Опираясь конкретно на зарубежный опыт можно сказать, что даже самые злостные нарушители ПДД являющиеся «агрессивными водителями», в конце-то концов когда-то становятся законопослушными гражданами (водителями) на дорогах, если вокруг них образовалось такое же законопослушное общество. Поэтому со своей стороны мы считаем, чтобы изменить поведение агрессивных водителей на дорогах необходимо в первую очередь измениться нам самим в лучшую сторону.

Вот друзья несколько советов, чтобы не стать «агрессивным водителем»:

Старайтесь не нервничать за рулем. Вырабатывайте в себе привычку быть спокойным во время движения на автомобиле. Проанализируйте Ваш стиль управление своим ТС. Найдите в своем поведение на дорогах конкретные «ошибки». Постоянно работайте над собой и совершенствуйте свой навык вождения машины.

Если в Вашей жизни случилось множество проблем, то привыкайте или постарайтесь привыкнуть, чтобы все эти жизненные хлопоты ни как не влияли на Ваш стиль управления автомашиной.

Поддерживайте свой автомобиль всегда в исправном состоянии, незабывайте регулярно делать диагностику всех систем автомобиля и вовремя проходить техническое обслуживание. Ведь в случае очень частых поломок автомобиля Вы можете стать раздражительным, а это естественно скажется на вашей манере управления автомобилем.

Повздорили с коллегой на работе, или в Вашей семье случилась семейная ссора? Все это может существенным образом повлиять на Ваше психическое состояние, что безусловно потом скажется на манере езды на автомобиле.

Советуем Вам друзья, прежде чем отправится в путь на автомобиле почаще задавать себе такие вопросы: «Повлияет ли мое психическое состояние и мое настроение на стиль управление автомашиной?», или: «Буду ли я соблюдать ПДД?», ну и т.д. и т.п. вопросы.

Если Вы ответите себе на данный вопрос или вопросы,- что Вы не в духе и Ваш стиль управления сегодня будет не безопасным, то советуем Вам в такой день вообще не садиться за руль автомашины.

Старайтесь не вступать ни с кем в конфликт на дороге. Будьте всегда на дороге вежливыми. Если Вы совершили на дороге какую-то ошибку и помешали другому участнику дорожного движения, то включите аварийный сигнал («аварийку») на короткое время, тем самым извинившись перед водителем, которому Вы помешали или который едет позади Вас. Если тот водитель, кому Вы помешали, агрессивно воспринял Вашу ошибку и решил Вас обогнать, то извинитесь перед ним жестом. Если же водитель не отреагировал на Ваше извинение, то советуем Вам просто не смотреть на агрессивно настроенного водителя. И даже в том случае, если агрессивный водитель будет стараться каким-либо способом вывести Вас на конфликт, то старайтесь сохранять свое спокойствие. Рано или поздно этот агрессивный водитель увидет и поймет, что его просто не замечают и на этом успокоится.

Помните друзья, что многие «агрессивные водители» бывают по своей природе очень вспыльчивыми, поэтому вам необходимо помнить, если Вы будете отвечать на оскорбления и угрозы данного агресивного водителя, то это может в дальнейшем привести к серьезным последствиям. Как правило такие водители выпустив весь свой гнев и «пар», в дальнейшем успокаиваются и ретируются.

Как вам самим не стать агрессивным водителем? Помните уважаемые друзья, если Вы сильно нервничаете, то можете начать совершать за рулем грубые ошибки и не будете замечать, что нарушаете правила дорожного движения. Любой человек в том числе и водитель, который начинает нервничать не способен хладнокровно оценивать ситуацию и особенно на дороге. Именно по этой самой причине люди, которые сильно нервничают, частенько попадают в серьезные ДТП и все это происходит по их собственной вине.

По данным исследованиям установленно, что люди в более молодом возрасте, когда нервничают, лучше оценивают ситуацию на дорогах в отличие от людей среднего и старшего возрастов .

Читать еще:  McLaren 570S Spider 2018

Поэтому запомните уважаемые водители, когда Вы сели за руль, то сразу забудьте о своих проблемах и сохраняйте ваше хладнокровие на всем протяжении пути. Стоит здесь сразу отметить, что согласно проведенным исследованиям сами мужчины больше подвержены такому агрессивному вождению, чем те же женщины. Но тем не менее, за последние годы статистика фиксирует рост агрессивного поведения на дорогах именно водителей женщин.

Таким образом необходимо помнить, что в следующий раз, когда Вы сядете за руль автомобиля, подумайте сразу над своим поведением на дороге. Уделите культуре на дороге свое самое пристальное внимание. Убедитесь пожалуйста, что Ваш стиль вождения машины является безопасным как для вас самого, так и для окружающих. Не поддавайтесь своим чувствам разочарования и психологической подавленности, они (чувства) существенно могут повлиять на Вашу безопасность на дороге во время движения на машине.

Начав это делать с самого себя, мы в последующем сможем заставить «агрессивных водителей» вести себя на дороге подобающим образом.

Как противостоять «дорожной» агрессии

Статья о том, как противостоять агрессивному хулиганству на дорогах России. Что делать с агрессивными водителями? В конце статьи — интересное видео по теме.

Содержание статьи:

  • Почему мы злимся
  • Как вести себя с дорожным хулиганом
  • Зарубежный опыт
  • Распознаем агрессора
  • Спокойствие, только спокойствие
  • Видео о том как противостоять агрессивным водителям

Когда в новостных лентах мелькает информация о дорожных происшествиях, слишком часто она напоминает фронтовые сводки. Водители нецензурно бранят друг-друга и пешеходов, догоняют своих обидчиков, чтобы проучить их, иной раз весьма жестоко. Женщины предпочитают атаку из газового баллончика, за что в ответ могут получить пулю из травматического оружия.

Проведенный среди столичных автолюбителей опрос показал, что лишь половина из них спокойно относится ко всем дорожным ситуациям, сохраняя самообладание и собственное достоинство. Из оставшейся половины 24% могут высказать открыто или тихо самому себе все, что думают о нерадивом водителе, но не предпринимают каких-либо активных действий. Зато еще 18% можно в полной мере отнести к агрессорам, которые на все пойдут, лишь бы доказать свою правоту и наказать обидчика.

Каким образом психологи рекомендуют абстрагироваться от неуравновешенных водителей, а адвокаты – защититься от них в правовом смысле?

Почему мы злимся

Если в целом смотреть на обстановку на российских дорогах, то она выглядит вполне ободряющей. Более 75% водителей считают себя вежливыми по отношению к другим, 93% всегда благодарят за уступленную дорогу, 70% не занимают полосу общественного транспорта, 37% осуждают экстремальную манеру вождения, 75% пропускают пешеходов даже в неположенном месте.

Однако оставшаяся доля респондентов настроена менее дружелюбно: 19% ни за что не пропустят вперед другого автомобилиста и не дадут перестроиться в свой ряд, 14% принципиально проигнорируют пешехода, если тот находится не на переходе.

Несоблюдение водителями и пешеходами самых элементарных правил, неуважение друг к другу, постоянная спешка приводят к настоящим баталиям не на жизнь, а на смерть. Отчасти это связано с огромным наплывом приезжих людей, не имеющих даже начального воспитания при избытке наглости и даже хамства. Но в большей степени следует винить ритм современной жизни, когда человеку надо успеть во множество мест, а каждая потерянная минута влечет за собой потерянные деньги.

Поэтому даже в те дни, когда ему никуда срочно не надо мчаться, он торопится просто по привычке или раздражается на медлительных соседей по дороге.

Кредиты, ипотеки, одна, а то и две работы, дедлайны постоянно держат людей на взводе, заставляя терять контроль по малейшей причине. Столичные жители слишком буквально воспринимают классический девиз олимпийцев про «выше, сильнее, быстрее», особенно если владеют спортивными или просто большими, не страшащимися столкновений автомобилями.

Конечно, дорогая или мощная машина говорит сама за себя, но остальные водители могут быть увлечены дорогой или беседой с пассажиром и не заметить «крутизны» своего соседа.

Если же он резко рванет с места, стремительно перестроится в другой ряд, с визгом тормозов войдет в поворот, он однозначно привлечет внимание всех участников дорожного движения вплоть до пешеходов. Таким людям надо не просто добраться из точки А в пункт Б, им надо покрасоваться и морально унизить остальных. Автомобиль является отражением его эго, для которого не существует запретов и моральных принципов, и уж тем более – правил дорожного движения.

Подобные личности особенно опасны, так как раз он с легкостью нарушает такие правила, то с не меньшим пренебрежением он относится и к другим законам. Поэтому конфликт с «нарциссами» в 99% случаев неизбежен, и будет удачей, если он закончится простой перепалкой. Не исключено, что под его сиденьем окажется и бейсбольная бита.

Таким образом, проезд на красный свет, бранная ругань в открытое окно на других автомобилистов, подрезание – все это становится типичным стилем жизни мегаполиса.

Как вести себя с дорожным хулиганом

Начнем с самого радикального случая, если как раз повстречался такой «нарцисс», чей гнев и самолюбование пересиливают здравый смысл.

Если в пробке или на плотно заставленной парковке, откуда трудно выбраться, возник конфликт, угрожающий перерасти в физическое насилие, водителю не следует покидать свою машину. Даже когда агрессор достает биту, лом или прочее подручное оружие, надо заблокировать дверь и вызывать полицию.

Как правило, после пары ударов по капоту или бамперу (по стеклу даже самые отчаянные люди не решаются бить) дорожный хулиган снимает порыв злобы и далее последует разве что брань. Зато если пострадавшая сторона не растеряется и своевременно вызовет органы правопорядка, то обидчика возьмут «с поличным» прямо около разбитой машины, которую ему же впоследствии и придется ремонтировать. Поэтому разговор с явно настроенным на ссору человеком необходимо вести из салона своего автомобиля, желательно даже не открывая полностью окно.

Безусловно, далеко не всегда дело доходит до рукоприкладства, для этого все же нужны определенная смелость и физическая сила. Намного проще «проучить» другого автовладельца путем подрезания его, чтобы спровоцировать на столкновение. Или же самому подставиться под удар, если, к примеру, обогнать соседа по полосе и резко затормозить.

Подобные действия с точки зрения закона расцениваются как создание аварийной ситуации, способной привести к ДТП. Однако для того, чтобы отстоять свои права в суде или перед представителями ГИБДД, водителю придется иметь весомые доказательства: показания очевидцев, фото или видеозапись опасных маневров другого автомобиля. Здесь очень важно собрать как можно больше фактов в свою пользу, так как вторая сторона может заявить, что его действия были вынужденными по тем или иным причинам.

К сожалению, на практике блюстители закона воспринимают происшествия слишком прямолинейно – есть факт столкновения, значит, будет возбуждено дело о нарушении ПДД, нет столкновения – за хамское поведение наказание не предусматривается. Поэтому наглецы и чувствуют себя так вольготно на дорогах, зная, что не будут привлечены к ответственности.

Многие интеллигентные водители просто не хотят тратить время на собирание показаний с очевидцев, обивание порогов ГИБДД с видеозаписью происшествия, ходить на «очные ставки», где обидчик будет доказывать, что на дорогу выскочила собака, поэтому пришлось экстренно тормозить.

Попытка конструктивного диалога с неадекватным возбужденным человеком потребует много терпения и душевных сил. Культурность, благожелательность с элементами заискивания, желание мирно решить проблему он может воспринять как слабость и перейти в нападение, словесное или физическое. Ответная агрессия со стороны пострадавшего водителя почти наверняка приведет к серьезной потасовке, в которой могут пострадать и люди, и их автомобили. Поэтому надо выбрать нейтральное поведение — уверенное, но не наглое, доброжелательное, но без готовности забыть обиду. Агрессора можно осадить без применения оскорблений, если он начнет словесную перепалку, и предложить совместно разобраться в ситуации.

Зарубежный опыт

В противоположность нашей стране, в Европе агрессивные автомобильные маневры, слишком эмоциональное поведение, бранные слова сурово караются представителями законами. Причем даже после опасного сближения с другим автомобилем пострадавшей стороне достаточно всего лишь позвонить в полицию и сообщить номер обидчика, чтобы того привлекли к ответственности.

В России попытались было ввести аналогичную практику, но разработанная целевая программа оказалась настолько «сырой», вялотекущей и слабо пропагандируемой, что нарушители и не заметили каких-то мер против себя. Однако адвокаты все равно рекомендуют фотографировать, снимать видеоролики о дорожных хамах и настойчиво сообщать об этом в полицию и ГИБДД. Начинать надо с малого, чтобы постепенно ввести это в систему.

Если однажды или дважды потешить самолюбие лихача, он будет наглеть все больше, пока не вызовет серьезную аварию. Поэтому обстановку нетерпимости к агрессорам на дороге необходимо начинать с себя: помешали, создали опасную ситуацию – позвонить в ГИБДД, помешали другому – заступиться и выступить очевидцем происшествия. Может быть, если на один и тот же автомобиль будут регулярно поступать жалобы, инспекторам рано или поздно придется завести дело на нарушителя. А тот, в свою очередь, поймет, что его действия могут привести к разбирательствам и ненужным проблемам, а потому начнет вести себя корректнее.

Распознаем агрессора

Чтобы не бороться с автохамами в одиночку, водители создают специальные сообщества, где ведут «черный список» лихачей с указанием модели их машины и номеров, если успевают их записать или запомнить. Описывают они и типичное поведение агрессора, по которому его можно распознать уже издалека. Он ездит на предельно возможной в городском движении скорости, постоянно перестраиваясь, пытаясь выиграть каждый миллиметр и каждую секунду. Он будет резко, с визгом шин, стартовать на светофоре, редко пользоваться поворотниками, не соблюдать дистанцию, обгонять своих соседей по движению, но сам никого не пропустит вперед. Также его сразу узнаешь по постоянному надрывному клаксону его автомобиля и световым сигналам другим участникам движениям.

Читать еще:  Обзор DS 7 Crossback 2018

Спокойствие, только спокойствие

Разные советы можно найти на форумах автомобилистов и в рекомендациях психологов. Кто-то уверен, что надо быть выше этого и «не связываться с дураками». А кто-то считает, что отпор давать надо, чтобы нарушитель понял свою вину.

Пожалуй, единого мнения тут быть не может — все ситуации и люди разные, поэтому происшествие надо оценивать по мере развития событий. Если не хочется портить себе настроение и тратить время на ненужные разборки, то следует пропустить экстремала и не обращать на него внимания. Если сам водитель совершил резкий маневр, то лучше сразу извиниться, моргнув аварийными огнями, чтобы сразу пресечь бурю гнева соседей.

Извинение может не сработать, обиженная сторона способна догнать с целью выяснения отношений. Тогда следует остановиться, объяснить причину поступка и от души, искренне извиниться. Чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы свести конфликт на нет.

Учить автохама или закрывать на них глаза является личным делом каждого. Но с сожалением стоит признать — современный человек таков, что даже если на его глазах начнут избивать безропотного водителя или крушить его машину, он не пойдет на помощь. Вероятнее всего, все остальные участники движения будут увлеченно снимать происшествие на свои смартфоны, но не вызовут полицию и не заступятся за слабого.

Видео о том, как противостоять агрессивным водителям:

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы

Агрессивное поведение водителей давно стало привычным явлением. Причины дорожной ярости лежат в иллюзии защищенности и некоторых других вещах.

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ. Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой. Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих. «Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки. Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными. Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем). А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Стресс — причина агрессии

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле. А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта. Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа. Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции. «Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства. Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это.

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это. “ И варианты ответов:

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику. Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности. Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Причины агрессии за рулем

Нервные, стрессовые ситуации уже давно стали частью жизни современного человека. Не обошла эта негативная сторона и область поведения на дороге. С увеличением количества машин становится больше агрессивных водителей, хамов и просто лихачей, которые создают аварийные ситуации во время вождения. Нарушение правил не значит смелость и своеволие в поведении, зачастую это просто проявление агрессии и гнева. В чем причина подобного поведения? Инструкторы по вождению попытались разобраться в этом вопросе.

Читать еще:  Обзор BMW X2 2018

Причины, вызывающие агрессию

Итак, основных причин, которые вызывают агрессивное поведение водителей за рулем, несколько, и все они кроются в нашем подсознании. Даже самый спокойный человек может стать неуравновешенным типом, садясь за руль. Причинами такого отрицательного «преображения» могут быть следующие психологические аспекты:

  1. Подсознательное разделение водителей на «своих» и «чужих».
  2. Мнимое чувство безопасности за рулем и анонимность.
  3. Частые и долгие пробки.
  4. Плохие дороги.
  5. Производители авто и реклама.

«Свой» — «чужой»

Рассмотрим подробнее первую причину, а именно бессознательное разделение на категории всех водителей. Каждый водитель неосознанно разделяет всех людей на тех, которые вызывают симпатию и тех, которые не вызывают ее.

Если мы видим водителя, непохожего на нас или не вызывающего симпатию, то мы сразу, на подсознательном уровне, начинаем испытывать чувство неприязни к нему.

Хотя эта неприязнь может быть иллюзорной, ведь одна модель поведения может быть неприменима к разным людям, даже если они из одной социальной категории. А мы в это время стараемся делить людей на классы, группы, «вешать ярлыки» и поддаваться стереотипам, что в корне неверно и может пагубно сказаться на дорожной ситуации. Необходимо абстрагироваться от стереотипных суждений и попробовать непредвзято взглянуть на каждого автомобилиста, чтобы сохранить свои нервы и здоровье окружающих.

Мнимая безопасность и анонимность за рулем

Следующей немаловажной причиной является мнимая безопасность и анонимность за рулем. Данное обстоятельство может стать причиной агрессии, когда вы ругаетесь на проезжающий мимо автомобиль, который совершил объезд не по правилам, сидя у себя в машине. Либо нервничаете, пропуская пешеходов, и начинаете тихо выругиваться на них, хотя они вас даже не слышат.

Именно это ощущение, что вы в безопасности, что вы внутри своей машины, и никто не сможет вас идентифицировать, и вызывает причину ругани за рулем, а также отпускания весьма не лестных слов в адрес окружающим водителям и пешеходам.

И опять же здесь роль играет наше неуемное подсознание, выводя наружу потаенные действия, кажущиеся с точки зрения морали неприемлемыми. Особенно это касается мегаполисов: здесь водитель оказывается среди множества незнакомых ему людей, и чувство анонимности только возрастет. Сейчас немного исправляет ситуацию запрет тонировки, так как человек уже не чувствует себя анонимной личностью, и желание сквернословить, а также нарушать ПДД «по-тихому» пропадает. Также для ликвидации «анонимных» нарушителей предлагается ввести специальную программу, согласно которой граждане, заметившие нарушителя, смогут информировать о нарушении органы власти и государственного контроля.

Что касается чувства защищенности, то здесь напрямую играет роль размер автомобиля. Чем крупнее по размерам ваша «ласточка», тем вы будете больше чувствовать себя «выше» окружающих. Поэтому хамов и нарушителей на больших авто можно чаще увидеть раздраженными, чем водителей на небольших машинах.

Пробки на дорогах

Итак, третья причина — это, без сомнения, пробки на дорогах. Изнурительное и долгое нахождение в пробке, может стать причиной стресса и даже нервного срыва. Однако, специалисты утверждают, что основная причина кроется в том, что пробка похожа на очередь, и люди начинают вести себя так, будто долго находятся в этой самой очереди. Отсутствие точной информации о длительности и причине пробки, а также отсутствие общей картины дорожной ситуации перед глазам может привести к стрессовой ситуации. Водитель начинает ворчать на окружающих и мысленно «поторапливать», чтобы автомобили двигались быстрее.

Раздраженность автомобилистов только увеличивается с приближением к окончанию пробки.

Вносит свою лепту и двойственность мышления, возникающая из-за того, что водитель необъективно рассматривает себя и окружающих, то есть всегда считает себя правым на дороге, а окружающих — виноватыми. В такой ситуации важно посмотреть на себя со стороны и подумать: может быть, это вы нарушили правило, а не окружающие вас водители?

Плохие дороги

Состояние и уровень качества дорог также являются немаловажным фактором стресса водителей. Неуравновешенность психологического состояния могут вызвать недостатки самой трассы. Ширина дороги влияет на повышение скорости, а ее качество — на качество самого автомобиля.

Эксперты предлагают устанавливать светофоры и островки безопасности, чтобы водители не разгонялись.

Реклама автомобильной тематики

И последняя причина, но не самая маловажная — это поведение самих производителей машин и содержание рекламных носителей автомобильной тематики. Зачастую реклама сама провоцирует нас быть «быстрее, выше, сильнее» на автомобиле, тем самым подвергая опасности на дороге и делая нас раздражительными. Поэтому воспринимать такую рекламу всерьез не стоит, советуют автоинструкторы, это просто коммерческие компании играют с нашим воображением, чтобы получить свою заветную прибыль.

Можно отнестись к агрессивной рекламе с юмором, ведь ситуация на дорогах постепенно меняется, и в перспективе лихачей, разъезжающих на необъятных автомобилях, может совсем не остаться.

Сейчас многие водители приобретают небольшие по размеру авто для повышения маневренности и снижения затрат.

Видеоматериал на тему причин агрессии за рулем:

Агрессия у водителей: как быть в адекватном состоянии за рулем

Есть много факторов, которые определяют, попадете вы в аварию или нет. Одни зависят от автомобиля или местоположения, другие — от водителя. Опыт вождения очень важен, как и то, насколько опытный человек сидит за рулем. Личность и эмоциональное состояние водителя также играют важную роль. Плохой самоконтроль и негативное отношение к ситуации могут приводить к тому, что называется дорожной агрессией. Она является одной из проблем, непосредственно связанных с поведением водителя. Если человек, управляющий автомобилем, находится в плохом настроении, это повышает риск несчастного случая за рулем.

Злость может прямо или косвенно нанести вред другим водителям или пешеходам.

Импульс за рулем и дорожная агрессия

Для некоторых людей вождение автомобиля — это нечто большее, чем просто перемещение. На самом деле для многих автомобиль является вторым домом, потому что они проводят там много времени. Их машина — как металлический щит. Водитель чувствует себя защищенным, потому что он защищен от угроз снаружи.

Плохой водитель

Люди, проявляющие агрессию на дорогах, имеют склонность к импульсивности. Когда они садятся в машину, негативное отношение заставляет их действовать вопреки устоявшимся нормам и социально приемлемому поведению.

Если вы враждебно настроены или находитесь в стрессовой ситуации, шансы неадекватно отреагировать на раздражитель высоки. Дело не только в темпераменте человека. На ситуацию влияют и внешние факторы — шум, дорожные или погодные условия и многие другие. Их водитель не может контролировать. Например, пробки, отсутствие парковочных мест или нарушение правил дорожного движения.

Такие вещи могут повысить стресс и беспокойство человека за рулем. Это, в свою очередь, усилит враждебное поведение и активизирует агрессию на дорогах. Однако не всем нужны существенные внешние стимулы, чтобы стать агрессивными за рулем. Решающим фактором в возникновении неадекватной реакции водителя является его эмоциональное состояние.

Дорожная агрессия: внутренние факторы

Внутренние факторы связаны с психическим и физическим состоянием водителя. Другими словами, с его эмоциями и способностью концентрироваться на том, что он делает.

Злой человек за рулем

Например, если вы просыпаетесь в плохом настроении, которое вызывает стресс или раздражение, то с большей вероятностью будете страдать от дорожной агрессии. Один и тот же стимул может вызвать различные реакции в зависимости от эмоционального состояния водителя. Человек, который пересекает вашу полосу и тут же приносит извинения за свое поведение, полностью отличается от водителя, который грубо говорит и реагирует агрессивно.

Советы для предотвращения агрессивного поведения на дорогах

Чтобы избежать гнева во время вождения, запомните следующее:

  • Соблюдайте правила дорожного движения. Вы не только будете менее уязвимы к несчастным случаям, но и не станете провоцировать враждебность со стороны других водителей и пешеходов.
  • Контролируйте беспомощность и гнев, которые вы чувствуете, когда другие водители делают глупости. Крики и оскорбления ничего не решат. Будьте вежливы во время вождения, так же, как когда вы не за рулем.
  • Помните, что дорога, по которой вы едете, предназначена для всех. Есть свод правил, которые все должны уважать. Вместе мы едем с тысячами людей, которые торопятся, устали от вождения, от пробок и нетерпеливых водителей. Уважение ко всем, кто находится в дороге, имеет решающее значение.
  • Помните, что вождение автомобиля — это не соревнование. Машина — средство передвижения. Проявляйте адекватность и солидарность, когда находитесь за рулем.
  • Планируйте свое путешествие заранее. Определите реалистичное время в пути и добавьте дополнительное на случай дорожных пробок или аварий. Если вы не торопитесь, меньше вероятность того, что вы станете испытывать стресс или беспокойство.
  • Убедитесь, что обстановка в автомобиле тихая и спокойная. Избегайте громких звуков, ссор и криков. Это позволит вам чувствовать себя более расслабленно при вождении.

Корректное обучение вождению — это решение проблемы дорожной агрессии. В дороге, как и в жизни, вы не в курсе всех обстоятельств. Вы не можете знать, был ли у водителя впереди вас плохой день, болит ли у него голова. Помните, что у всех людей разный опыт на дороге. У некоторых нет быстрых рефлексов или отвлекающих факторов. Важно, чтобы все вели себя уважительно и доброжелательно.

Эксперты убеждены, что решение проблемы дорожной агрессии заключается в повышении образованности водителей. Они считают, что нам нужны четкие сигналы, которые доходили бы до широких слоев населения, особенно до самых молодых. Специалисты также говорят, что в школах должно проводиться изучение этого вопроса. Кроме того, нам важно объяснить детям младшего возраста последствия нарушения правил дорожного движения. И мы сами должны помнить о том, что своим поведением ежедневно подаем пример младшего поколению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector