3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Как ремонтируются дороги в Украине

Добавлено в закладки: 0

Официально: половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта. Лишь 2% дорог в состоянии выдержать без последствий тяжелые автопоезда. Что делает государство для исправления ситуации?

По-настоящему хороших дорог у нас лишь несколько. На карте ниже они обозначены зеленым.

С запада на восток это дорога Чоп-Киев, которая за столицей переходит в трассу Киев-Харьков.

С севера на юг можно относительно нормально доехать из Чернигова в Киев, и далее по дороге вечной реконструкции — в Одессу. Плюс еще несколько трасс, среди которых стоит отметить «варшавскую» на Коростень-Сарны-Ковель и «московскую» на Батурин-Глухов.

Если вы с них ненароком съехали: привет, СТО! Можно легко влететь в неожиданную яму. Даже когда вы знаете, что дорога плохая, но, наконец, появляется нормальный кусок асфальта, у вас нет сил ползти 40 км/ч — и вы давите на газ.

«Вот, черт!» — кричите вы, но уже поздно. Яма показалась словно из ниоткуда, и шина разорвана в клочья. Хорошо, когда только шина.

Карта «Состояние автодорог Украины», разработанная командой сайта «Дороги Украины», хорошо иллюстрирует состояние дел.

Ездить по большинству дорог возможно на скорости менее 70 км/ч, по остальным вы и вовсе будете ползти — 30-40 км/ч.

Почему так случилось?

Одна из причин — фуры, которые вызывают серьезные нагрузки на дорожное покрытие. При этом грузовиками в Украине перевозится пятая часть всех товаров.

С 2006 года количество грузовых автомобилей у нас выросло в 2,5 раза.

По данным Мининфраструктуры, большинство отечественных дорог способно выдерживать нагрузку не более 7 тонн на ось. Обычно грузовой автомобиль имеет 2-3 или 5 (фура с прицепом) осей.

Только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. И только 2% украинских трасс не разрушаются (по утверждению, напомним, министерства), если по ним проедет тяжеловесная фура — до 40 тонн.

Другая причина — хроническое отсутствие средств на ремонт и низкое качество ремонтов.

“К сожалению, в последние годы Госагентство автодорог переживает критическое недофинансирование, — пожаловались ТЕКСТАМ а в Укравтодоре. — Средства поступают по остаточному принципу, что делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

«В результате — половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта.

Также нужно проводить реконструкцию, ведь 2% дорог, предназначенных для тяжеловесных фур, — это ничто.

Количество грузовых перевозок ежегодно увеличивается. Украина стремится использовать свой транзитный потенциал, поэтому постоянно ограничивать движение грузовиков — не выход.

Однако ежегодно эти грузовики уничтожают «остатки» дорог.

Когда перестали ремонтировать дороги?

В Мининфраструктуры утверждают, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капитальный ремонт дорог почти не проводили. Осуществляли только плановое латание дыр.

В целом на протяжении этих четырех лет отремонтировали не более 2 тыс. км. При этом минимальная годовая потребность — 5 тыс. км.

С каждым годом недостаточный ремонт дорог и неправильная эксплуатация привели к тому, что все украинские дороги не отвечают современным требованиям прочности и ровности.

В 2016 году ситуация немного изменилась, но продолжают проводить только текущий средний ремонт.

Объемы работ увеличились, но не достигли минимальной потребности. Если же не выполнять минимальные нормы, то в ближайшее время не останется вообще хороших дорог, придется восстанавливать всю сеть.

Почему не проводят надлежащий ремонт?

Строить и ремонтировать дороги — дорого. Цена в каждом конкретном случае может отличаться в разы.

Для понимания порядка цифр приведем пример: Винницкий автодор взял у государства 159 000 грн за ремонт 7 км дороги Кинашев-Клебань-Ладыжин. Этот путь территориального значения Т 0237 соединяет райцентры, он узкий и не приспособлен для движения тяжелых фур, поэтому ремонт — дешевый.

Год назад чиновники Мининфраструктуры говорили, что для восстановления всех дорог ежегодно нужно выделять от 50 до 100 млрд грн в течение 10-20лет.

В этом году на ремонт дорог из всех источников финансирования предусмотрено 10,4 млрд грн.

Bозьмем, например, недавно завершенный ремонт дороги в окрестностях города Острог, дорога регионального значения Р-05 Городище — Ровно — Староконстантинов.

Председатель Ровенского областного совета Александр Корнийчук рассказал о том, как удалось осуществить ремонт этой автодороги:

«Дорога была аварийной, особенно зимой. Нужно было внести ее в списки ремонта дорог на текущий год, ведь она является дорогой государственного значения и распоряжается ею Укравтодор. Год назад я начал активно лоббировать данный вопрос. Общались со многими людьми. С министрами, профессиональными чиновниками, также помогал мне в этом нардеп Юрий Вознюк. Мы уже и не надеялись, что ремонт завершат в этом году. Но нас услышали».

17 ноября 2016 года во время Дня инфраструктуры было утверждено постановление, создающее законодательные условия для передачи дорог «на места». Это позволит местным советам самим определять уровень приоритетов.

Какие меры нужно принимать?

Как всегда, все «упирается» в деньги. Именно хроническое недофинансирование и привело к тому, что 74% дорог с твердым покрытием — в ужасном состоянии.

В утвержденных в ноябре 2016-го законах предусмотрено создание и функционирование целевого фонда финансирования дорожной отрасли.

По словам назначенного в октябре и.о. председателя Укравтодора Славомира Новака [бывшего министра инфраструктуры Польщи], действующий дорожный фонд «даст возможность введения принципа сети, где все крупные города Украины будут между собой качественно соединены».

Во-вторых, надо строить по современным стандартам и технологиям, используя качественные материалы.

Украинские дорожники вполне способны это делать: упомянутую в начале материала автомагистраль М-06 на Батурин-Глухов ремонтировала киевская фирма еще в 2007 году. Этот путь еще почти в идеальном состоянии, несмотря на суровые погодные условия Черниговской и Сумской областей.

Когда на автобанах Германии появляются ямы и выбоины, их не ремонтируют латанием дыр (часто под дождем), а проводят капитальный ремонт сразу большого участка. Что в разы увеличивает срок эксплуатации и экономит — в долгосрочной перспективе — немалые средства.

В-третьих, после проведенных работ нужно защищать свои дороги от перевозчиков, не соблюдающих весовых норм. Нужно устанавливать большие штрафы, ведь после поездок перегруженных фур придется где-то брать деньги на дорожный ремонт.

В 2015 году Министерство инфраструктуры разработало стратегию реформирования и развития дорожной отрасли.

Документ, в частности, предусматривал децентрализацию системы управления автомобильными дорогами общего пользования — передать в распоряжение областных властей дороги местногозначения, вместе со средствами на их содержание. Соответствующий закон ВР приняла 17 ноября 2016 года.

Планировалось разделить полномочия заказчика и исполнителя работ. Ведь и заказчиком, и исполнителем, и контролером выступало Государственное агентство автомобильных дорог Украины.

Сейчас, как сообщили в Укравтодоре, исполнители работ определяются в ходе тендеров. При этом учреждение перешло на электронную систему закупок Prozorro.

Заказчиком дорожных работ выступает Укравтодор — как балансодержатель дорог общего пользования (государственного значения).

Функции контроля сегодня лежат на соответствующих работниках областных филиалов Укравтодора, а также на ГП «Доркачество».

Поскольку средства в Укравтодор поступают по остаточному принципу, это делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

Поэтому было предложено создать Дорожный Фонд: средства с акцизов на топливо, ввоза нефтепродуктов и т.д. будут напрямую поступать в Укравтодор и распределяться между всеми областями. Эта идея также была поддержана Верховной Радой.

Как сообщили в Укравтодоре, строительство платных дорог в ближайшее время не предвидится:

«Главной задачей агентства на следующие несколько лет является полное восстановление и приведение к европейскому уровню существующей государственной сети дорог.

Позже, с возрождением экономики возрастет интенсивность транспортных потоков и появится спрос на более быстрое транспортное сообщение. Тогда и возникнет предпосылка для заинтересованности инвесторов такими проектами.

Сейчас мы находимся на подготовительном этапе — поиск оптимальных направлений будущих дорог для концессии по привлечению инвестиций».

«Укравтодор» отказался ремонтировать региональные дороги

Киев – 13 августа, АиФ Украина. В 2014 году «Укравтодор» передаст местным властям 117 тыс. километров дорог, что составляет 70% дорожного покрытия страны. Отдавать же планируют трассы в том состоянии, в котором они существуют сейчас.

Читать еще:  Lexus RX 350 2016, полностью новый дизайн

«Неправильно, когда решение относительно ремонта того или иного участка дорог между селами любой области принимается в Киеве, и ресурсы распределяются в Киеве», – считает глава «Укравтодора» Евгений Прусенко.

По словам Прусенко, за «Укравтодором» останется функция мониторинга состояния дорог. А постройку новых трасс местного значения будет курировать Министерство инфраструктуры и Государственное агентство автомобильных дорог. Они же будут заниматься и дорогами национального значения. В тоже время, в 2014-м году начнутся реформы автодорожных служб.

На местах такую инициативу будут поддерживать, только если вместе с дорогами им выдадут технику и деньги. Так считает, к примеру, глава Кировоградской областной госадминистрации Андрей Николаенко.

«Сегодня идет решение ряда технических вопросов относительно того, кто именно будет балансодержателем и какая судьба будет ждать районные автодоры. Есть области, в которых это довольно слабые организации, даже район от района они отличаются», – отметил он.

В 2013 году «Укравтодор» подлатал «ямочным ремонтом» дороги почти по всей Украине, кроме Черниговской, Черкасской, Львовской и Ивано-Франковской областей. На это потратили 757 млн грн.

В следующем году на ремонт 3 тыс. км дорог местного значения в ведомстве планируют потратить еще 5 млрд грн. Но водители уже не верят чиновникам. Их, помимо собственно качества трасс, беспокоит и срок их ремонта.

Недавно «Укравтодор» опубликовал список украинских дорог, которые планирует отремонтировать в первую очередь. На их ремонт требуется 50 млрд. гривен, но пока бюджет выделил только 18.

Днепропетровск – Донецк – Луганск,

Херсон – Джанкой – Симферополь,

Винница – Умань – Знаменка,

Киев – Белая Церковь

Насколько капитальным будет ремонт на этих участках, зависит от поступления средств.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, КОМПАНИИ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ПОЛЕЗНЫЙ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, МНЕНИЯ, ВЫБОРЫ, ПРЕСС-РЕЛИЗ, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 04080, Киев, ул.Кирилловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Ремонт дорог в Украине: где, когда, за сколько

В этом году беспрецедентные суммы будут направлены на ремонт украинских дорог. Но даже очередные финансовые рекорды не могут исправить плачевное состояние отечественных трасс и шоссе

Миллиарды

Рекордное финансирование поступит в этом году на ремонт и строительство дорог в Украине. Более 50 миллиардов гривен получит в 2019 году недавно созданный Государственный дорожный фонд. Об этом на одном из недавних заседаний Кабинета министров Украины заявил руководитель «Укравтодора» Славомир Новак. Мало того, с учетом средств международных финансовых организаций эта сумма увеличивается до около 55 млрд гривен.

Правда, не вся сумма, которая поступит в Государственный дорожный фонд, будет использована на дороги «Укравтодора». Служба сможет оперировать только 33,4 млрд гривен. Остальные деньги уйдут в виде субвенций на дороги местного значения, за которые отвечают облгосадминистрации (14,6 млрд гривен), и на разнообразные цели, направленные на повышение безопасности на дорогах (2,1 млрд гривен).

И еще одна правда состоит в том, что даже не все 33,4 млрд грн, которые останутся у «Укравтодора», будут направлены непосредственно на ремонт и строительство дорог. В первую очередь 8,5 млрд гривен будут направлены на погашение долгов «Укравтодора» за предыдущие годы. Кроме того, 6,1 млрд грн будут использованы на текущий мелкий ремонт и эксплуатационное содержание путей.

Таким образом, непосредственно на ремонт, реконструкцию и строительство новых дорог государственного значения, которые находятся в ведении «Укравтодора», остается только 17,4 млрд гривен.

Инфографика Татьяны Кравченко/Delo.ua

В частности, в текущем году больше всего средств — 4 млрд гривен — планируется направить на реализацию проекта GO Highway — ремонт трассы, которая соединяет порты Черного и Балтийского морей, в частности от Одессы до Гданьска. В «Укравтодоре» утверждают, что за два предыдущих года службе удалось полностью отремонтировать GO Highway на участке Львов — Тернополь, а также наиболее разрушенные участки в Винницкой и Черкасской областях. В этом году будет продолжен ремонт во всех областях, где проходит эта дорога, чтобы уже в следующем году полностью завершить первый этап GO Highway на участке Львов — Умань.

Кроме того, в 2019 году параллельно начнется ремонт части этого проекта, который проходит по трассе М-05 Киев — Одесса. В частности, начаты работы в Черкасской области — от границы с Киевской областью и по направлению на юг. Также на М-05 в Одесской области планируется ремонт моста через Хаджибейский лиман, где работы были заморожены еще в 2008 году.

Примечательно, но вышеуказанная часть дороги Киев — Одесса на юг будет отремонтирована с использованием цементобетона. В «Укравтодоре» объясняют это двумя причинами — дефицитом качественных битумов, а также высокой интенсивностью движения на этом шоссе.

Кроме того, бетон будет использоваться и при ремонте других трасс, в частности Н-31 Днепр — Решетиловка. В 2019 году на этот проект будет направлено 2 миллиарда гривен. В «Укравтодоре» утверждают, что эта новая дорога обеспечит качественное сообщение Днепра с Киевом.

Также бетонные технологии будут применяться при ремонте трассы Н-14 Николаев — Кропивницкий, на обновление которой будет использован один миллиард гривен. В «Укравтодоре» обещают, что в этом году будут закончены работы в пределах Кировоградской области, а в Николаевской области будет начат капитальный ремонт. По сути, это будет строительство новой бетонной дороги, отмечают в службе.

Особое внимание в «Укравтодоре» планируют уделить дорогам на востоке и юге страны. В частности, еще по одному миллиарду гривен будут направлены на ремонт дорог Н-08 Запорожье — Мариуполь и Р-51 Мерефа — Павлоград. Кроме того, 1,5 миллиарда гривен будет направлено на завершение ремонта коридора М-15 Одесса — Рени.

Читать еще:  Замена тормозных дисков на автомобиле

Не забывают власти и про дороги на западе страны. В 2019 году в рамках специального инвестиционного проекта будет направлено 500 млн гривен на дороги Львовской области.

Много работы

В 2016-2018 годах в дорожное хозяйство из всех источников финансирования были направлены десятки миллиардов гривен средств на восстановление 6,8 тысяч км дорог общего пользования, в частности, в 2016 году — 0,9 тысяч км, 2017 — 2,1 тысяч км и 2018 — 3,8 тысяч км.

К примеру, за последние годы были отремонтированы целые дороги или некоторые участки на них на Р-46 Харьков — Ахтырка, Т-19-07 Шостка — Кролевец, М-15 Одесса — Рени, Н-17 Львов — Радехов — Луцк и так далее.

По данным «Укравтодора», на конец 2018 года около 14 тысяч км дорог государственного значения нуждались в ремонте. При этом в капитальном ремонте нуждались около 5,9 тысяч км, а в текущем — около 8,1 тысяч км. В службе отмечают, что в первую очередь нуждаются в ремонте такие трассы, как Н-14 Александровка — Николаев, Н-11 Днепр — Николаев, Н-09 Мукачево — Львов, Н-08 Борисполь — Запорожье и так далее.

Инфографика Татьяны Кравченко/Delo.ua

По расчетам «Укравтодора», для того, чтобы провести капитальный ремонт на всех участках дорог в течение 2019-2022 годов, необходимо выделять на эти цели около 99-123 млрд гривен ежегодно. А для текущего ремонта — 8-12 млрд гривен также ежегодно.

Безумие цифр

Выделенных в этом году в Государственный дорожный фонд 55 млрд гривен однозначно мало для ремонта украинских дорог, считает эксперт консалтинговой компании BRDO Владислав Притоманов.

«По нашим расчетам, в целом необходимость в финансировании ремонта дорог составляет от 2 до 5 триллионов гривен. Для этого надо выделять от 200 до 500 миллиардов гривен на протяжении 10 лет. Эти суммы колеблются в зависимости от того, хотим ли мы просто привести в порядок дороги, до того, хотим ли их отремонтировать до состояния «как в Германии». При этом в эту сумму входит только ремонт имеющихся дорог без строительства новых», — рассказывает он.

При этом председатель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков считает, что для поддержания дорожной инфраструктуры в приемлемом состоянии, стоит прислушаться к совету, который пару лет назад дал Всемирный Банк.

«Тогда он рекомендовал нам внедрить весовой контроль на дорогах и постоянно обновляемую систему мониторинга состояния дорог. После чего тратить на текущие и капитальные ремонты до 140 миллиардов гривен в течение 2018-2020 годов. Из них 47 миллиардов гривен стоило направить на национальные и международные дороги, которые должны были стать ключевыми приоритетами, — рассказывает он. — Что из этого вышло? За четыре последних года мы потратили 93 миллиарда гривен и, к сожалению, так и не запустили весовой контроль и рекомендуемую систему мониторинга состояния дорог».

Мало того, даже после создания Государственного дорожного фонда в прошлом году, не сильно резко возросло финансирование дорожного хозяйства, продолжает Станислав Гвоздиков.

«В 2017 году на содержание и текущий ремонт существующих дорог по всей Украине было выделено 9,8 млрд грн, а в 2019 году — 11,8 млрд грн. То есть средств стало выделяться всего лишь на 15% больше, — продолжает он. — Более существенно увеличилось финансирование строительства или капитального ремонта — с 2,2 миллиарда гривен в 2017 году до более чем 10 миллиардов гривен в 2019 году (по данным «Укравтодора», 17,4 млрд грн, — Delo.ua). Но этих денег хватит только для того, чтобы начать строить или ремонтировать 6-8 дорог. Правда, за последние годы увеличились и расходы на выплаты по ранее взятым кредитам — с 5,3 миллиардов гривен в 2017 году до 8,5 миллиардов гривен в 2019 году».

Эксперт автодорожной отрасли, экс-советник председателя «Укравтодора» Андрей Мартенс рассказывает, что в целом в 2018 году в Украине на ремонт и строительство дорог было запланировано направить 24,4 млрд грн на 1569 км.

«Но фактически было выполнено работ на сумму 22,63 миллиарда гривен и введено в эксплуатацию 1412 км дорог, — рассказывает он. — Правда, 2018 год был переходным и новаторским, в основном в части децентрализации и создания Государственного дорожного фонда. В первую очередь в выигрыше оказались местные дороги, получившие беспрецедентное финансирование в размере почти 12 миллиардов гривен. Тот год дал сигнал к появлению на рынке строительства, ремонтов и эксплуатации новых компаний-игроков».

Андрей Мартенс обращает внимание на то, что в целом в 2019 году на ремонт и строительство дорог государственного значения запланировано направить 25,3 млрд грн. «Но почему-то в 2019 году стоимость всех видов работ возросла, в некоторых случаях в два раза», — говорит он.

Владислав Притоманов оценивает действия правительства в последние годы, направленные на ремонт дорог, кардинально позитивными, но не достаточными.

«Создание и работа Государственного дорожного фонда и передача части дорог на уровень облгосадминистраций — это первый шаг к конкуренции и независимости финансирования на рынке. Кроме поверхностного понимания, что это прозрачные деньги, ибо видно, откуда они берутся — от акциза за продаваемое топливо, и того, что есть ответственный за те или иные дороги — конкретно тот или иной председатель облгосадминистрации, тот или иной облсовет или горсовет, это привело к еще трем позитивным моментам. Во-первых, это независимость финансирования, что, в свою очередь, влияет на то, что подрядчик гарантированно получит деньги за свою работу. Во-вторых, это привело к конкуренции между проектами и областями за финансирование. В-третьих, это гарантия того, что не уменьшится финансирование дорог».

Вместе с тем Станислав Гвоздиков считает, что сегодня ремонт дорог в Украине проводится без изучения состояния трассы до ремонта и без мониторинга ее состояния после ремонта.

«Соответственно, не ясно, в плохом состоянии была дорога и улучшилась ли она после ремонта. Это создает коррупцию в огромных масштабах, — считает он. — Цифровизация существующей в «Укравтодоре» системы сбора, обработки и предоставления геоданных и электронное взаимодействие на базе системы электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов «Трембита» могла бы обеспечить: ремонт действительно плохих дорог, а не ежегодное списание бюджетов на ремонт одних и тех же дорог; оплату подрядчикам только за фактически выполненные работы надлежащего качества, а не безвозвратное авансирование фирмам-однодневкам; дополнительные средства на строительство дорог европейского качества от МФО».

Станислав Гвоздиков отмечает, что при текущем среднегодовом финансировании в 25 млрд гривен и с условием того, что в Украине заработал бы жесткий весовой контроль грузовиков и мониторинг состояния дорог, приведение более 44 тысяч км дорог государственного значения в порядок заняло бы от 50 до 100 лет.

«За 25 миллиардов гривен в течение года в Украине можно построить 218 км полностью новых дорог, ведь, согласно тендерной документации, стоимость километра дороги составляет на сегодня около 115 миллионов гривен за 1 км, — продолжает он. — Но можно отремонтировать и 834 км, если менять только первые два слоя асфальта. В таком случае километр обходится примерно в 30 миллионов гривен. Если же менять только верхний слой, то можно отремонтировать 1500-2500 км».

Есть вопрос и относительно технологий, применяемых при ремонте и строительстве дорог, решить который необходимо чиновникам.

«Строительство бетонных дорог — недешевый способ обеспечить стабильное качество дорожного полотна на длительный период времени. Ведь нужно помнить о том, что вместо каждого километра бетонной дороги можно построить 1,8 километра дороги с асфальтовым покрытием. И срок окупаемости бетонной дороги, по сравнению с асфальтовой, начинается после 8-10 лет эксплуатации, что подходит скорее для строительства под долгосрочные кредиты МФО», — считает Станислав Гвоздиков.

Читать еще:  Citroen C5 Aircross 2017

Трудные советы

В целом Андрей Мартенс считает, что для того, чтобы улучшить ситуацию в дорожной отрасли необходимо предпринять несколько шагов со стороны правительства. «Стоит продолжить децентрализацию дорог, в частности, местные дороги надо передать вместе с финансированием ныне создаваемым громадам, — говорит он. — Также необходимо ликвидировать ГАК «Автомобильные дороги Украины», а его структурные подразделения (филиалы) продать или сдать в аренду с правом выкупа профильным компаниям или трудовым коллективам на конкурентных, рыночных условиях. Кроме того, стоит реструктурировать и оптимизировать структуру Укравтодора».

Вместе с тем Владислав Притоманов думает, что для того, чтобы украинские дороги после ремонта не разрушались раньше положенного срока, необходимо дабы «Укравтодор» составил план строительства и не отклонялся от него 5 лет (а облгосадминистрации — 3-5 лет), перенял принципы управления инфраструктурными проектами у мировой практики, принял критерии отбора и процесс проведения конкурса от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также ввел принцип технологической нейтральности и отказался от смет.

В то же время Станислав Гвоздиков считает, что для решения вышеуказанной задачи необходимо предпринять несколько действий со стороны правительства.

«Во-первых, стоит внедрить прозрачный алгоритм распределения финансирования по областям на содержание дорог по единой формуле. Если следовать логике, то при распределении денег на поддержание дорог надо делать привязку к протяженности дорог, которые надо обслуживать в каждой конкретной области Украины. В результате чем больше дорог в области, тем больше должно быть финансирование. Дороги не должны зависеть от того, «винницкие» при власти или «криворожские», — говорит эксперт. — Во-вторых, стоит запрашивать финансирование от МФО, поскольку при нынешнем финансировании отрасли без инфраструктурных инвестиций от этих организаций достичь заметного результата невозможно. В-третьих, нужна гарантия на сделанные дороги не менее 10 лет при прозрачном распределении средств на их содержание.

Прозрачность и эффективность станет дополнительным стимулом для мировых финансовых институций инвестировать в нашу инфраструктуру. В-четвертых, экспертизу качества содержания дорог нужно отдать на аутсорсинг. Например, предложить европейским компаниям. В таком случае инвесторы будут уверены в эффективности вложения средств и их скором возврате, а также смогут оперативно корректировать объемы вливаний в украинскую инфраструктуру в зависимости от результатов экспертиз. Все это требует несложных правок в законодательство».

Ремонт дорог в Украине: планы, проблемы, перспективы

О плохом состоянии наших дорог знают не только владельцы собственного транспорта. Практически все направления автотрасс нуждаются в скорейшей реконструкции, представители «Укравтодора» считают, что это около 85% украинских дорог. Что делается в этом направлении, какое финансирование ожидает дорожную отрасль в 2020 году, расскажем в приведенном обзоре.

Проблемы дорожного покрытия в Украине

Главными «врагами» дорожного покрытия выступают не только условия постоянной эксплуатации, возраст и физический износ материалов. В первую очередь покрытие подвергается повреждениям от перегруза, ведь нет подходящих технологий строительства дорог, способных выдержать вес фуры в 100-1500 тонн. Частично эту проблему должны решить пункты весового контроля, а также установленные с сентября 2019 года внушительные суммы штрафов за превышение веса и габаритов перевозимого груза .

Существующие технологии ремонтных работ постепенно совершенствуются. В частности это касается пресловутого «ямочного» ремонта, который сейчас заменяется «картами». В этом случае снимается больший участок покрытия. В перспективе затраты на аварийный ремонт дорог должны снизиться, а расходы на содержание — увеличиться, как и общая протяженность качественного покрытия.

Большой проблемой является и чисто бюрократический вопрос, касающийся подотчетности проведенных работ. Согласно действующему законодательству нет четко регламентированных норм получения отчетности и информации о ремонте и обслуживании дорожного покрытия. Кабмин ежегодно выдает распоряжение (постановление) с перечнем автодорог местного и государственного назначения, подлежащих восстановлению. При этом данные о проведенных работах, полученные от дорожного агентства, не подкреплены никакими цифрами.

Финансирование на 2019 год

В 2019 году на ремонт, строительство и обслуживание автомобильных дорог выделено порядка 50 млрд. грн. из Государственного дорожного фонда, созданного в начале 2018 года. В него поступают акцизные сборы за продажу автомобильного топлива, транспортных средств и комплектующих. Согласно принятому в сентябре 2019 года закону №1063 еще одним источником финансирования Государственного фонда является сбор штрафов на несоблюдение габаритных и весовых норм грузового транспорта. Дополнительно 5 млрд. грн. на дороги поступило от международных финансовых учреждений. Эти средства планируется направить не только на восстановление дорожного покрытия, но и для регулярного проведения аудита.

Распределение средств дорожного фонда:

  • 60% (33,4 млрд. гривен) — ремонт, реконструкция и строительство автомагистралей государственного значения;
  • 35% (14,6 млрд. грн.) — дороги местного значения;
  • 5% (2,1 млрд. грн.) — мероприятия, направленные на повышение безопасности на украинских дорогах.

Проекты, над которыми планировалась работа в 2019 году

Технологии дорожного строительства меняются, предоставляя больше возможностей для создания качественного покрытия. В частности, на Украине сейчас намечается тенденция возведения бетоно-цементных дорог вместо привычных асфальто-цементных. Первому варианту отдают предпочтение США, в то время как привычные нам асфальто-цементные покрытия больше распространены в странах Европы. Использование такой технологии планировалось еще с 2015 года.

Бетоно-цементные покрытия отличаются износоустойчивостью. Кроме того, бетонные дороги дешевле по себестоимости и обслуживанию, что в перспективе дает большие возможности для реальной экономии.

В 2018 году дорожная отрасль пережила много новшеств, многие из которых рассчитаны на долгосрочную перспективу исполнения. В частности, в 2019 году продолжается работа над реализацией «Программы развития дорог 2018-2022». Немаловажным прорывом является проект Go Highway — транснационального транспортного коридора по соединению украинских черноморских портов Одессы и Николаева с польским Гданьском.

Другие проекты дорожного строительства:

  • Ремонт трассы Одесса – Рени.
  • Ремонт дороги Львов – Меденичи.
  • Расширение и сооружение дополнительных съездов по объездной дороге Львова.
  • Продолжение строительства скоростного шоссе Днепр – Решетиловка.
  • Ремонт трассы Запорожье – Мариуполь.
  • Строительство Южного объезда Днепра.
  • Продолжается ремонт дороги Днепр – Кривой Рог – Николаев.
  • Капитальный ремонт автодороги от Кропивницкого до границы Николаевской области.
  • Ремонт дороги от Запорожья до Донецкой области.
  • Ремонт дороги Васильевка – Бердянск.
  • Продолжен ремонт дороги Житомир – Черновцы.
  • Строительство маршрута Ковель – Луцк.
  • Ремонт трассы Киев – Одесса.
  • Ремонт трассы Днепр – Решетиловка.

Большинство строительных и ремонтных работ подразумевает использование бетона в качестве основного материала покрытия.

Итогами годовой работы по ремонту, реконструкции и обслуживанию автомобильных дорог общего пользования в Украине должны стать следующие цифры.

Планируемый объем дорожных работ:

  • 118900,6 км — ремонт и реконструкция дорог местного назначения.
  • 7750 км — восстановление покрытия вследствие разрушений или деформации на автомобильных дорогах государственного назначения.
  • 744,6 км — капитальный ремонт дорог государственного назначения.
  • 86,5 км — ввод в эксплуатацию дорог государственного назначения.

Приведенная статистика также включает уменьшение мест концентрации ДТП на 24%.

Мнение экспертов о ремонте дорог в Украине

Несмотря на некоторые продвижения и улучшения дорог в стране, отмечаемые автолюбителями, отраслевые специалисты довольно скептически высказываются насчет выделенной для ремонта дорог суммы. Неоднозначную оценку вызвала сама сумма в 55 млрд. грн, ведь для ремонта и поддержания нормального состояния уже существующих дорог в стране ежегодно требуется примерно 200 – 500 млрд. Эта цифра отображает реальное улучшение существующего дорожного покрытия, без учета строительства новых дорог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector