0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Необходимо ли лишать прав за три нарушения

Лишение прав за тройку

Совсем скоро в КоАП РФ появится новая статья для водителей. Тех, кто постоянно нарушает ПДД. Таким нарушителям будет грозить лишение права управления.

Похоже, что в МВД, правительстве и Госдуме уверены, что только ужесточением наказаний можно приструнить водителей, плюющих на общепринятые нормы поведения на дорогах. Вот только государственные умы сильно заблуждаются. Судите сами.

Для тех, кто садится за руль в состоянии опьянения повторно, придумали уголовную ответственность. За девять месяцев 2016 года по вине пьяных водителей произошло 8389 аварий. Это на 15% меньше, чем в прошлом году за аналогичный период. К тому же, когда произошла авария, «закрыть глаза» на опьянение водителя инспектор ДПС уже не может. Ну, по крайней мере, сделать это ему теперь намного сложнее.

При обычной же проверке водитель, которого поймали пьяным, будет пробовать договориться. А если за «пьянку» тебе светит реальный срок, то ценник на договоренности резко увеличивается.

То есть без неотвратимости наказания, когда на дороге у нарушителей совсем не будет возможности договориться, никакие ужесточения не помогают.

Инспекторы ДПС

Тем не менее в Госдуме уже приняли в первом чтении законопроект, по которому водителям за повторные нарушения светят серьезные неприятности. То, что законопроект будет утвержден в последующих рассмотрениях, сомневаться не приходится. Ведь автором изменений является МВД при поддержке правительства. А раз так, то думское большинство («Единая Россия»), не задумываясь о том, как закон будет исполняться, проголосует за поправки.

В чем же суть предложения полицейского ведомства? В том, что за невыполнение ряда пунктов ПДД (три нарушения в год и больше) водителя будут лишать прав на год-полтора. Для бесправных предлагают штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

В КоАП РФ появится отдельная статья под условным названием «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Именно по этой статье за неоднократное нарушение и будут судьи лишать прав.

Это своего рода ранее действовавшая (во времена СССР) балльная система. Водители со стажем помнят, как за те же три прокола на год приходилось оставаться без машины. Но тогда уровень коррупции был, как мне кажется, намного меньше. Сейчас же, что бы ни говорили большие начальники ГИБДД, на дороге можно решить любые вопросы. Была бы финансовая возможность.

По проекту в качестве основания для лишения прав могут быть учтены три (и больше) любых нарушения в течение года из специального списка.

Проверка документов на дороге

Это, к примеру, превышение скорости на 40 км/ч и больше, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда ж/д переезда, непредоставление преимущества спецавтомобилям, непропуск пешеходов на «зебре», выезд на встречку, поворот или разворот через сплошную. Всего таких нарушений 17. Для лишения прав достаточно в течение года совершить три одинаковых нарушения или по одному из каждого перечня. Если вы развернулись через сплошную, затем через пару месяцев превысили на 40 км/ч скорость, то проезжать пешеходные переходы нужно будет ой как внимательно. Как только инспектор вас оформит за неправильный проезд «зебры», вам грозит остаться без прав.

Список пока не окончательный. Не удивлюсь, если перечень нарушений, попадающих под лишение за неоднократность, увеличится.

А будет ли толк? Если говорить о завсегдатаях сводок ГИБДД по вынесенным постановлениям, основная масса постоянных нарушителей весьма состоятельна. Для таких «водил» накопившиеся штрафы на сотни тысяч рублей весьма распространенное явление. Так неужели они будут ездить по-другому? Сомневаюсь.

Просто изменят направление финансовых потоков. Если раньше они-таки оплачивали штрафы и пополняли бюджет, то сейчас после второго «серьезного» нарушения деньги пойдут мимо государственной кассы.

Те же, кто с уважением относится к закону и ПДД, могут попасть в неприятную ситуацию не по своей вине. Я уже много раз писал, какие у нас дороги, разметка, дорожные знаки. Часто водитель попросту не может вовремя сориентироваться в ситуации. В результате инспектор ДПС, вместо того чтобы навести порядок на вверенном ему участке дороги, выписывает водителю штраф.

лишение водительского удостоверения

А если три набранных штрафа тянут на лишение по новому порядку? Неимущих лишат прав, а те, кто может, откупятся от третьего нарушения.

Вы скажете, что я противоречу сам себе, говоря сначала про отсутствие неотвратимости наказания, а потом, защищая нарушителей, ссылаясь на плохую дорожную обстановку? Вовсе нет.

Я считаю, что если водитель нарушил, он должен отвечать. Но если нарушение было связано с «кривой» организацией дорожного движения, то ответ обязаны держать дорожные службы вместе с ГИБДД. А то получается, водителей собираются наказывать самым серьезным способом, а дорожные службы как будто и ни при чем.

Лишение прав за 3 нарушения — есть ли такой закон на сегодня?

Пожалуй, мы не обманем, если напишем, что сегодня практически у всех водителей есть штрафы — причём, оплаченные штрафы — это тоже штрафы. И у многих есть по меньшей мере три штрафа. Начиная с 2016 года, таких водителей ждёт возможное лишение прав за 3 нарушения (штрафа) и более. Закон на сегодняшний день, 10 Февраля 2020, пока не принят, но с большой долей вероятности он вступит в законную силу. На данный момент закон прошёл первое чтение в Госдуме РФ.

Что же это за закон такой, вводящий лишение прав за 3 нарушения подряд? Закон носит название «Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства«.

Таким образом, закон предлагает ввести в КоАП новую статью — 12.38 (сейчас там 37 статей), в которой будет описана процедура лишения прав на срок от 1 до 1,5 лет за 3 штрафа. Здесь важно отметить два важных момента:

  • лишение прав предусмотрено только за три однотипных нарушения (штрафа) ПДД;
  • не все нарушения ПДД подпадают в «троицу» для лишения.

Есть ещё очень важный нюанс, и о нём мы напишем в конце статьи.

За какие три нарушения ПДД будет предусмотрено лишение прав?

Лишение будет предусмотрено не за все нарушения ПДД, а только за некоторые. Давайте приведём их список:

  1. Превышение скорости более чем на 40 км/ч, в том числе повторное превышение (части 3-7 статьи 12.9 КоАП).
  2. Нарушение правил пересечения ж/д переезда — на запрещающий сигнал или вне оборудованного места для пересечения, в том числе повторное такое нарушение (части 1 и 3 статьи 12.10).
  3. Проезд на запрещающий (красный или жёлтый в определённых случаях по ПДД) сигнал светофора (части 1 и 3 статьи 12.12 КоАП).
  4. Невыполнение требования уступить дорогу на перекрёстке транспортным средствам, пользующимся преимуществом (часть 2 статьи 12.13 КоАП, часть 3 статьи 12.14 КоАП), а также разворот и движение задним ходом там, где это запрещено ПДД (часть 2 статьи 12.14 КоАП).
  5. Выезд на полосу встречного движения в нарушение Правил, в том числе повторный (части 4-5 статьи 12.15 КоАП).
  6. Нарушение разворота и поворота налево там, где это запрещено ПДД (часть 2 статьи 12.16 КоАП).
  7. Непредставление преимущества водителем пешеходу и другим участникам дорожного движения (статья 12.18 КоАП).

Ранее — ещё при введении законопроекта на рассмотрение — нарушений в числе тех, за систематику которых предусмотрено лишение прав, было несколько больше. Но теперь их число решили сократить.

Как видим, инициаторы проекта закона лишения прав за 3 и более штрафа просто взяли одни из самых распространённых нарушений ПДД, точнее, статьи КоАП. При этом, лишение не будет предусмотрено за 3 нарушения, если эти нарушения были зафиксированы средствами автофиксации (на камеру с «письмом счастья»).

Вот так будет выглядеть новая статья 12.38 полностью:

Статья 12.38. Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством.

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренные частями 3 — 7 статьи 12.9, частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.16, статьёй 12.18 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Читать еще:  Обновленный Hyundai Santa Fe

Как видим, если водитель уже лишён права управления, то на него будет наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей.

За какой срок должны быть 3 нарушения, чтобы лишили прав?

Остаётся неясным вопрос о сроках повторных нарушений. Что, если, например, в первый раз мы получили постановление по одной из вышеприведённых статей лет эдак 5 назад, а за последние две недели получили ещё 2 штрафа по ним же. Ответ на вопрос о сроках нам даёт специальная статья из того же Кодекса об административных нарушениях. Как видим, в статье 12.38 речь идёт о лице, подвергнутом наказанию по этим статьям. И именно срок этой подвергнутости даёт нам статья 4.6 КоАП:

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

День вступления в законную силу постановления — по истечении 10 дней после вынесения, если оно не было обжаловано. Если обжаловалось, то день переносится на дату, когда пройдёт срок обжалования решения вышестоящего органа или суда.

А исполнение наказания, в нашем случае штрафа — это, собственно оплата штрафа. То есть, водитель считается подвергнутым наказанию по истечению 10 дней после вынесения штрафа и в течение года после его оплаты.

Давайте на примерах!

Примеры лишения за 3 нарушения

Для удобства во всех примерах будем считать, что водитель оплатил штраф уже в день его вынесения (и, таким образом, получил скидку 50%). Также допустим, закон о лишении прав за три штрафа вступил в силу.

Пример №1.

  • Водитель получил первый свой штраф по статье 12.18 КоАП (не уступил дорогу пешеходу) 1 января 2017 года.
  • Второй штраф по этой же статье он получил 1 июня 2017 года.
  • Третий штраф он получил 1 декабря 2017 года.

В этом случае водителя ждёт лишение, если его успеют поймать (привлечь) до 2 января 2018 года (1 год после первого штрафа).

Сразу же при выписывании третьего штрафа его привлечь не могут, потому что срок третьей подвергнутости наказанию начинается только через 10 дней — то есть 11 декабря 2017 года.

Пример №2.

  • Водитель получил первый свой штраф по статье 12.18 КоАП (не уступил дорогу пешеходу) 1 января 2017 года.
  • Второй штраф по этой же статье он получил 1 июня 2017 года.
  • Третий штраф он получил 2 января 2018 года.

Теперь водителя не смогут лишить прав за 3 систематических нарушения, потому как срок подвергнутости наказанию за первое нарушение уже прошёл на момент третьего нарушения. Теперь водителю главное не попасться ещё раз до 2 июня 2018 года. Хотя, если быть точнее, то даже до 23 мая 2018 года, потому что у него будет ещё 10 дней до момента вступления в законную силу последнего постановления.

Как избежать лишения за 3 нарушения?

Если хорошенько подумать, то из вышеописанного можно понять, как выиграть сроки, чтобы не лишил прав за 3 систематических штрафа. Как Вы заметили, подвергнутость наказанию начинается в момента вступления в законную силу третьего постановления. Если не обжаловать, то происходит это на 11-й день со дня вынесения. А вот если обжаловать, то срок вступления в силу откладывается на время обжалования. При этом, при обжаловании во многих случаях можно пройти не одну инстанцию (обжалуя каждое решение в вышестоящие органы). Из этого напрашивается очевидный вывод!

А теперь самое интересное. По тексту статьи 12.38 не говорится о том, что все 3 систематических нарушения должны быть по одной и той же статье из приведённых. Получается, что если Вы нарушаете даже разные статьи из списка 3 раза за год, то Вас уже можно лишить прав. К примеру, Вы попадались в течение года (при условии, что 12.38 уже действовала на момент всех трёх нарушений) по части 4 статьи 12.9, части 2 статьи 12.14 и по статье 12.18 КоАП. Всё, Вы попадаете под лишение прав!

Ещё один момент: когда статья 12.38 вступит в силу, она не будет учитывать те штрафы в прошлом, которые были выписаны на тот момент, когда новый закон ещё не действовал. Учитывать старые штрафы ей препятствует статья 1.7 КоАП. Вот её фрагмент:

2. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Как видим, на старые штрафы закон просто не должен действовать.

Штраф за скорость увеличат в шесть раз и будут лишать «прав» за три нарушения ПДД

Первое, что бросается в глаза — кратное увеличение штрафов для водителей даже за минимальное превышение скорости. Сейчас за езду быстрее 20 км/ч от установленного уровня полагается 500-рублевая санкция. Минюст предлагает повысить планку до 3000 рублей! Показательно при этом, что за более серьезное и, по идее, более опасное нарушение — превышение более чем на 40 км/ч — санкцию предлагается увеличить на заметно более скромную величину — с 1500 до 4000 рублей.

«Вишенкой на торте» для миллионов отечественных автомобилистов станет тот факт, что в новой редакции КоАП нет ни слова о 50-процентной «скидке» при оплате штрафа в 20-дневный срок! То есть даже за всего лишь пару лишних км/ч на спидометре водителя предлагается «ошкуривать» сразу на 3000 рублей.

Напомним, что на «скоростные» нарушения ПДД в России приходится порядка 80% штрафов. Львиную долю из них составляют наказания за минимальные, «500-рублевые» превышения. Согласно банковской статистике, «средний чек» при оплате постановлений ГИБДД сейчас равен как раз 500 рублям. Но если новый КоАП вступит в силу в предложенной редакции, этот показатель, скорее всего, увеличится до 3000 рублей, то есть в шесть раз. Бюджеты регионов должны теперь молиться на Минюст!

Еще одна «чудесная» новелла фактически вводит балльную систему наказаний водителей: три нарушения ПДД за год — лишение «прав» на 1,5 года или штраф в 30 000 рублей.

А чтобы стать «бесправным», достаточно трижды попасться в лапки инспектора ДПС по любой из следующих статей:

проезд на желтый сигнал светофора,

превышение скорости свыше 40 км/ч дважды или более 60 км/ч единожды за год,

выезд на перекресток с затором,

непропуск пешехода,

поворот налево/разворот в запрещенном месте или не со своего ряда,

непропуск едущего по главной дороге,

разворот и движение задом в запрещенном месте,

выезд на «встречку».

На практике это приведет к тому, что сотрудники ГИБДД начнут «пастись» возле пешеходных переходов, загруженных перекрестков и мест, где машины из-за особенностей разметки при повороте массово заезжают одним колесом на сплошную осевую линию. Сдуживые начнут целенаправленно отлавливать тех водителей, кто ранее уже получил пару штрафов за вышеперечисленные прегрешения. Такой «клиент» — крайне сговорчивый потенциальный взяткодатель: мало кто рад перспективе остаться без «прав». Другими словами, коррупционная емкость нового КоАП возрастает в разы.

Китайские танки грязи не боятся: первый тест-драйв купе-кроссовера Haval F7x

Если водитель не остановился по требованию сотрудника и спровоцировал тем самым погоню, по новому КоАП его следует лишить «прав» на 2—3 года и оштрафовать на 40 000 рублей. С этой статьей сотрудники ГИБДД получат возможность «разводить» вообще любого автомобилиста на взятку. Служивому будет достаточно голословно заявить, что водитель, якобы, не остановился по его требованию и вынудил тем самым организовать погоню. Доказать обратное автовладельцу будет практически невозможно.

Существует несколько серьёзных нарушений правил дорожного движения, за которые решением суда нарушителя могут лишить водительских прав.

Лишения можно не бояться тем автолюбителям, которые не допускают серьёзных проступков на дороге. Превышение на пару десятков километров в час, парковка на газоне или не пропущенный на переходе пешеход не служат поводом отобрать водительское удостоверение.

Разберёмся, за что могут отнять права в 2020 году, и на какие сроки суд может постановить лишить водительского удостоверения.

Содержание

Лишение прав до трёх месяцев

За разные нарушения в 2020 году предусмотрены разные сроки лишения ВУ. Самым мягким наказанием выступает лишение прав сроком от одного до трёх месяцев. Такое лишение «заработать» сложнее всего, так как оно предусмотрено за весьма редкие нарушения:

  • езда без номеров или скрытие номеров;
  • отказ уступить автомобилю с включенными спецсигналами;
  • неоднократное управление ТС, не состоящим на учёте в ГИБДД.

Ранее многие автолюбители устанавливали на свои машины рамки, закрывающие или переворачивающие госномер. Это делалось для того, чтобы защититься от всевидящих камер контроля скорости или контроля полосы движения. Когда дорожная инспекция выявила резкий рост числа автолюбителей, прячущих номера, появилась инициатива ввести лишение прав за такое нарушение.

Также «приехать» на лишение от одного до трёх месяцев можно, не уступив дорогу автомобилю с проблесковыми маячками синего или красно-синего цветов. Это автомобили скорой помощи, реанимации или полиции. Реже в столицах встречаются чиновничьи «Мерседесы» с «синим ведёрком», они тоже считаются автомобилями со спецсигналом.

Лишение прав от трёх до шести месяцев

На полгода могут лишить прав в 2020 году за более серьёзные нарушения, многие из которых создают аварийные ситуации и угрозу для жизни участников дорожного движения.

Таких нарушений больше, чем в перечне к лишению от одного до трёх месяцев:

  • нарушение правил пересечение железнодорожного переезда;
  • превышение скорости на 60 километров в час;
  • езда по встречной полосе;
  • езда по односторонней дороге против движения;
  • два проезда на «красный свет»;
  • превышение скорости на более чем 80 километров в час (лишение на полгода).

Игнорирование светофора или звуковых сигналов на железнодорожном переезде, как и остановка без повода на рельсах, ведут за собой последствия в виде лишения прав до полугода.

На радость скоростным ездокам, с недавних пор инспектора ГИБДД перестали пользоваться радарами измерения скорости. Лишение прав за превышение будет законным в том случае, если постановление выписал сотрудник инспекции, стационарная камера контроля может лишь оштрафовать на 5 тысяч рублей.

Любая «встречка» также кончится или предупреждением и штрафом в 5 тысяч рублей, который постановляют в суде, или лишением прав за повторное нарушение. Такая же ситуация с рецидивом проезда на красный свет: за первый случай будет выписан штраф на 1000 рублей, за второй – штраф на 5 тысяч или лишение прав на полгода.

Лишение прав от года до двух лет

За самые серьёзные нарушения, которые граничат с нарушением уголовного кодекса и создают реальный риск для участников дорожного движения предусмотрено лишение прав от одного года до двух лет.

Эти нарушения у всех на слуху, и когда разговор заходит о лишении прав, первым делом все вспоминают именно их:

  • вождение с удостоверением, действие которого приостановлено судебными приставами;
  • установка спецсигналов;
  • покидание места ДТП;
  • причинение легкого или тяжёлого вреда здоровью человека;
  • вождение в состоянии опьянения;
  • передача управления пьяному водителю;
  • отказ от медицинского освидетельствования.

За каждое из вышеперечисленных нарушений водителя могут лишить водительского удостоверения на длительный срок. При этом за недействующие права накажут сроком на год, за спецсигналы или оклейку автомобилю «под служебный» на полтора года. Также на 18 месяцев предусмотрено лишение водительских прав за оставление места аварии без уважительной причины.

За легкий вред здоровью человека в ДТП лишение прав до 1,5 лет, за тяжкий – до двух лет. За пьяную езду и за передачу управления пьяному человеку – от полутора до двух лет лишения.

Кроме того, лишить прав могут за невыплату алиментов или длительную неуплату и накопление большой суммы штрафами ГИБДД. Напоминаем, что информация о наличии штрафов сохраняется в истории автомобиля. И если вы соберетесь продавать свой автомобиль, будущий владелец, проверивший историю через онлайн-сервис, может отказаться от покупки.

Желаем, чтобы у вас не возникало ситуаций с лишением прав. Удачи на дорогах!

Необходимо ли лишать прав за три нарушения

Статья-рассуждение о том, нужно ли лишать водительских прав за три нарушения. Особенности предложенного законопроекта. В конце статьи — видео о лишении прав за три нарушения.

Содержание статьи:

  • Ситуация на дорогах и необходимость ужесточающих мер
  • Особенности предложенного законопроекта
  • Целесообразность и эффективность — под вопросом
  • Видео о лишении прав за три нарушения

Борьба за безопасность на дорогах с каждым днём становится всё актуальнее, особенно с учётом постоянно растущего трафика. К большому сожалению, основным механизмом работы в этом направлении в России является ужесточение ответственности за различные нарушения. Последняя законодательная инициатива сводится к предложению лишать прав за три выявленных нарушения ПДД. Постараемся разобраться, насколько это решение эффективно и как скажется на дорожной обстановке.

Ситуация на дорогах и необходимость ужесточающих мер

Если принимать во внимание тот факт, что с каждым годом число ДТП, в том числе и с пострадавшими, неуклонно растёт, необходимость скорейшего принятия мер кажется очевидной. Ежегодно на повышение безопасности российских дорог выделяются внушительные суммы, которые расходуются крайне неэффективно. В качестве же первопричины называется низкая дисциплинированность водителей и пренебрежение элементарными правилами.

Действительно, существует определённая категория автомобилистов, для которых уплата даже внушительного штрафа не оказывает значительного ограничивающего воздействия. Именно стремлением получить рычаги воздействия на них и объясняется регулярное увеличение штрафов и ужесточение административной и уголовной ответственности.

При этом забывается другой немаловажный аспект, который и предопределяет эффективность карательных мер – их неотвратимость. Нет смысла в ужесточении ответственности, если есть возможность её избежать. И вот в этом и заключается главная проблема.

Даже повсеместное размещение камер видеонаблюдения и совершенствование их программного обеспечения, позволяющее выявлять всё больше видов нарушений, не является выходом из сложившейся ситуации. Дело в том, что как и любой прибор, камеры имеют погрешности, их показания могут быть искажены из-за сбоя или технической неисправности, есть способы их обмануть. Кроме того, вполне легально продаются средства их обнаружения. Именно поэтому ряд нарушений, выявленных техническими средствами и непосредственно инспектором, караются по-разному.

Таким образом, назрела острая необходимость создания системы с прогрессивной шкалой ответственности, которая позволила бы обеспечить достижение сразу двух целей – ужесточение ответственности для тех, кто систематически и осознанно идёт на нарушение, и получение так называемого «предупредительного» эффекта, который бы сигнализировал водителям о необходимости повышения ответственности.

Читать еще:  Кроссовер Mitsubishi Outlander 2013

Особенности предложенного законопроекта

Ввиду особенностей дорожной обстановки в России применение столь жёстких мер, как лишения права управления машиной после трёх нарушений, вызывает определённые объективные опасения. Именно поэтому уже на начальном этапе законотворческой деятельности было предложено принимать во внимание не все нарушения, а только особо тяжкие:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 40 км/ч;
  • непредоставление проезда транспортному средству, обладающему преимуществом;
  • нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
  • выезд на встречную полосу;
  • непредоставление преимущества пешеходам.

Как и в случае с другими серьёзными нарушениями, приниматься во внимание будут только те случаи, которые зафиксированы непосредственно инспектором. Именно этот фактор и снижает неотвратимость наказания.

Наибольшее количество вопросов вызывает именно последнее нарушение в приведённом списке, поскольку до сих пор законом не определён порядок предоставления преимущества пешеходу. Под моментом необходимости уступить дорогу в этом случае считают момент выхода пешехода на нерегулируемый переход. Однако менталитет и особенности плотного трафика на многополосных дорогах не позволяют водителям, находящимся в третьем и более ряду от пешехода, вовремя его увидеть и принять меры к плавному и безопасному для других участников движения торможению.

В качестве альтернативного понятия предлагалось ввести термин «проезд без создания препятствий пешеходу», который позволял начинать движение после того, как он пересёк траекторию, но ещё не достиг тротуара. В подобной ситуации единственным механизмом избежать несправедливой ответственности является наличие записи видеорегистратора, по которой можно установить, что совершить безопасную остановку было попросту невозможно, а также готовность доказывать свою точку зрения в суде.

А теперь затронем ещё один немаловажный вопрос – организация дорожного движения. Дело в том, что в ряде случаев автомобилист сталкивается с ситуацией, когда знаки, ограничивающие скорость движения, не соответствуют реальной дорожной обстановке — например, оставлены после завершения ремонтных работ. Существенно превысить скорость в таком случае достаточно просто. То же касается и предоставления преимущества, поскольку перекрёстков с неправильно расставленными знаками предостаточно в любом городе. Таким образом, попасть в категорию злостных нарушителей можно по простому стечению обстоятельств.

Согласно одобренного в первом чтении законопроекта, три нарушении должны быть совершены в течение одного года. Таким образом, в качестве прототипа этого закона была взята бальная система, действовавшая в СССР. Проблема в том, что тогда систему отменили из-за чрезмерной субъективности её функционирования. Так, Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России, утверждает, что возврат к расширению полномочий инспектора неизбежно приведёт к росту коррупционной составляющей.

То, что от инспектора можно будет «откупиться», признаёт и координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов, но, согласно его позиции, все эти проблемы лягут на плечи злостных нарушителей, осознанно пренебрегающих правилами дорожного движения.

Указанный в законопроекте год исчисляется с момента вступления в силу первого совершённого правонарушения. Если же автомобилист обжаловал его в установленном порядке, но всё равно был признан виновным, то отсчёт начинается не с момента вынесения постановления, а, как и говорилось ранее – со вступления его в силу. Если же третье правонарушение было совершено на 366 день с момента исполнения штрафных обязательств по первому нарушению, то лишение прав производится не будет, поскольку первое будет уже аннулировано.

Благодаря шквалу критики, которой подверглась первая редакция законопроекта, из него исключили самые распространённые и достаточно простые нарушения, будь-то парковка в неположенном месте или маневрирование без поворотников. В противном случае под лишение могло попасть абсолютное большинство автомобилистов.

В зарубежной практике существуют прямые аналоги бальной системы, и при совершении определённого числа нарушений (накоплении заданного числа баллов) права изымаются. Водитель может списать часть накопленных баллов, пройдя переподготовку или обучение.

Такая же система предлагалась в России совсем недавно, но была отклонена по причине наличия двойного наказания за одно и то же правонарушение. В нынешней редакции принцип остался прежним, но теперь о двойственности карательных мер не упоминается.

Нужно принимать во внимание и тот факт, что штрафы являются серьёзным источником пополнения бюджета, поэтому в кризисные годы, наряду с налогообложением, увеличиваются и административные сборы.

Законопроект уже одобрен в первом чтении, однако, по мнению Вячеслава Лысакова, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательство и государственному строительству, во втором чтении возможно внесение ряда существенных поправок и смягчения ответственности. Депутат отметил, что принятие закона является вынужденной и остро необходимой мерой, хотя и признал, что эффективность предложенных мер будет крайне низкой.

Целесообразность и эффективность

Если принять во внимание механизмы функционирования предложенного законопроекта, то становится очевидным, что карательная функция будет иметь весьма низкую эффективность. Это связано, прежде всего, с тем, что за последние годы количество стационарных постов ДПС систематически сокращалось, как и число патрульных машин. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев виновник правонарушения отделается штрафом, поскольку данный факт будет фиксироваться с помощью средств визуального контроля.

Что же касается увеличения суммы взимаемых штрафов, то найти ту грань, при которой они будут бить по карману наиболее обеспеченных нарушителей и не станут неподъёмным бременем для представителей среднего класса, практически невозможно. Именно поэтому работу по обеспечению безопасности дорожного движения следует акцентировать и на этом моменте. Так, по мнению депутатов ЛДПР, сумму штрафа необходимо привязать к уровню доходов нарушителя.

В качестве аргументов в пользу принятия законопроекта приводят официальную статистику, согласно которой за год в России в ДТП гибнет примерно 14 тысяч человек, а более 40% всех выявленных нарушений совершают люди, уже имеющие несколько административных взысканий.

По мнению заместителя главы МВД Игоря Зубова, этот закон предоставит сотрудникам ведомства действенные механизмы наказания рецидивистов. Однако подобное высказывание не имеет под собой достаточных аргументов, поскольку даже сейчас за повторное нарушение некоторых правил законом предусмотрено лишение водительских прав, однако это не мешает злостным нарушителям избегать ответственности.

Ещё одним положительным аспектом нового законопроекта является предупредительный характер каждого совершённого нарушения, поскольку при функционировании ещё старой бальной системы было установлено, что в случае приближения суммы накопленных баллов к критической отметке дисциплинированность водителя существенно повышалась.

Подобный принцип наказания вводит элементы прогрессивной шкалы, согласно которой чем больше нарушений совершается за определённый период, тем более серьёзные последствия это будет иметь. В качестве альтернативы трём нарушениям предлагалось принимать во внимание сумму уплаченных за 12 месяцев штрафов, что позволяло исключить непосредственное взаимодействие водителя и инспектора, а также принять во внимание все нарушения, независимо от степени их тяжести.

В такой редакции проект не был одобрен по той причине, что субъекты Российской Федерации имеют установленное законом право корректировать сумму взимаемых штрафов за определённые нарушения, что исключает равенство всех граждан перед законом.

Что касается камер видеофиксации, то исключение их показаний из факторов, учитываемых при подсчёте трёх нарушений, за которые водитель будет лишаться права управления транспортным средством — это, скорее всего, временное решение, направленное на снижение социального обострения.

К большому сожалению, такие нарушения, как превышение скоростного режима, обжаловать крайне сложно, если речь не идёт о завышении в несколько раз относительно максимальной скорости транспортного средства. Что же касается выезда на встречную полосу, то наличие даже на федеральных трассах участков, на которых знаки противоречат нанесённой дорожной разметке, является общепризнанным фактом.

Формально складываются предпосылки по увеличению загруженности судов, поскольку лишение прав заставит многих автовладельцев оспаривать вынесенные решения, которые ранее просто оплачивались, дабы избежать потери времени.

Логичным завершением идеи законопроекта было бы ужесточение ответственности за управление автомобилем лицом, лишённым водительского удостоверения, причём само наказание также определять по прогрессивной шкале.

Заключение

Исходя их подробного рассмотрения особенностей предложенного закона, а также особенностей функционирования непосредственных надзорных органов, можно сделать вывод, что изложенная в документе идея пока не нашла чёткого выражения в виде строго определённых и проработанных системных правил. Проще говоря, законопроект откровенно сырой, и несмотря на явную необходимость принятия подобных мер, должного эффекта он не даст.

Видео о лишении прав за три нарушения:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector