Нужно ли в Украине возвратить обязательный техосмотр
VyacheslavMashke › Блог › Техосмотр в 2019: обязательные проверки и заоблачные штрафы возвращаются в Украину
ОЧЕРЕДНАЯ КОРМУШКА… Появятся экспертные станции, на которых будут проверять машины. А водителям начнут выдавать специальные карты.После восьмилетней паузы в Украине собираются вернуть обязательный техосмотр транспортных средств.
Мининфраструктуры 6 мая обнародовала законопроект, которым владельцев легковых автомобилей обязывают с 1 января 2022 года ежегодно проводить ТО, пишет «Хвиля».
•Вместо «документа о технической исправности транспортного средства» предлагают выдавать «свидетельства о пригодности транспортного средства к эксплуатации».
•Проводить ТО разрешат лишь сертифицированными МВД станциями — экспертам по вопросам проверки транспортных средств (их квалификация будет подтверждаться раз в три года).
•Ежегодное техобслуживание будет обязательным не только легкового, но еще для коммерческого и пассажирского транспорта.
•Вводится понятие «придорожный осмотр». Прямо на дороге будут проверять коммерческий транспорт. Порядок таких проверок Кабмин должен утвердить отдельно, а также правила для установки запрета на дальнейшую эксплуатацию транспорта.
•Вводятся свидетельства о профессиональной компетентности водителя. Это называется —карта водителя. Ее нужно будет периодически обновлять после подтверждения квалификации: международные перевозчики должны получать с 2020 года, внутренние —с 2022 г.
•Коммерческих и пассажирских перевозчиков (автобусы и маршрутки) обяжут с 1 июля 2019-го установить в машинах специальные приборы — тахографы. Они будут фиксировать, сколько водитель находится в пути (для контроля усталости). Тахографы должны будут иметь свидетельства о периодической поверке.
Обычно водителю позволяют «крутить баранку» не более 7 часов. Начиная с 15-минутной переработки шофера его руководство будут штрафовать: от 850 грн. до 3 400 грн. в зависимости от объема переработки.
Коммерческих перевозчиков обяжут установить в своих машинах ограничители скорости с 1 сентября 2019 года.
Все данные о пройденных ТО будут храниться в Единой базе МВД.
За отсутствие ТО, тахографа (или вмешательство в его работу), свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрены штрафы. Получать карту водителя заставят не сразу. По крайней мере, бывалым шоферам, у которых по состоянию на начало 2019-го есть права соответствующей категории, квалификацию утвердят автоматически. Подтверждать ее нужно будет не реже, чем раз в пять лет. Новичкам же придется сдавать тесты в Сервисных центрах МВД.
Для проведения придорожных осмотров планируется увеличения штата инспекторов Укртрансбезопасности.
Коммерческим перевозчикам за отсутствие ТО или его несвоевременное прохождение будут выписывать штраф в 1 700 грн. Аналогичное наказание и за отсутствие свидетельства о профессиональной компетентности. Повторное нарушение чревато лишением прав до полугода или админарестом на 5-10 суток.
За использование неисправного тахографа, вмешательство в его работу или отсутствие ограничителя скорости накажут на 850 грн.
Если водителя застукают за работой не по своей карте — ее изымут и наложат 1 700 грн. штрафа. Такая же санкция предусмотрена за не остановку транспортного средства на требования полицейского или сотрудника Укртрансбезопасности. Непредставление им данных с тахографа сулит расставанием с 2 550 грн. За повторный такой проступок выпишут уже санкцию в 4 250 грн.
До 4 250 грн. штрафа грозит субъектам хозяйствования за выдачу свидетельства о прохождении ТО с нарушением процедуры. За повторное нарушение эксперта по вопросам проверки транспортных средств будут лишать лицензии на проведение такой деятельности на срок до 5 лет.
Также компании оштрафуют, если они:
•Выпустят в пассажирский рейс только одного водителя, если протяженность маршрута более 500 км.
•Выпустят машины на дороги без пройденного ТО, не оборудуют их тахографами, если они переоборудованы без согласования, незарегистрированные в установленном порядке.
•Выехали без страховки (автогражданка и зеленая карта).
•Если водитель не прошел медосмотр перед сменой.
В зависимости от того грузовой это или пассажирский транспорт, за вышеперечисленные нарушения руководство компании будет грозить штраф от 680 грн. до 1 700 грн. Если словят еще раз в течении года — 4 250 грн.
Если пассажиру откажут в льготном проезде, водителю выпишут от 340 грн. до 850 грн. штрафа, а руководству компании — 1 700 грн.
Что проверят во время обязательного ТО: системы тормозного и рулевого управления; внешние световые приборы; шины и колеса; светопропускания стекла; газобаллонное оборудование (при наличии) номера кузова; установленное оборудование, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.
Водителей всех транспортных средств обяжут не только возить с собой страховой полис, но и предъявлять его по требованию полицейского (раньше он требовался только при нарушении ПДД или оформлении ДТП).
Кому не потребуется проходить обязательное ТО:
•транспортные средства, скорость которых не может превышать 25 км/ч.;
•раритетные (возрастом более 30 лет) и гоночные авто, если их не используют на дорогах общего пользования; авто дипломатов;
•транспортные средства, которые перевозят цирковое и аттракционное оборудование, если их скорость не может превышать 40 км/ч.;
•транспортные средства с объемом двигателя не более 125 куб.см.;
•тракторы, уборочная и прочая сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника.
Нужно ли в Украине возвратить обязательный техосмотр
Статья о возможном возврате в Украине процедуры техосмотра — история вопроса, текущее положение дел, есть ли необходимость в возобновлении техосмотра. В конце статьи — о возвращении техосмотра в Украине.
Содержание статьи:
- Немного истории
- Опыт Европы
- Оценки экспертов
- Планы
- Изъятие автомобилей, не прошедших ТО
- Вопрос сроков
- Видео о возвращении техосмотра в Украине
2019 год в Украине может ознаменоваться возобновлением регулярных обязательных техосмотров автомобилей. Такое предложение вынесло на рассмотрение Министерство транспорта и инфраструктуры.
Законопроект опубликован для ознакомления на сайте ведомства. В течение месяца будет идти публичное обсуждение, которое завершится согласованием с кабинетом министров и вынесением для утверждения в Верховную Раду.
Немного истории
В Украине до 2011 года действовали правила, согласно которым все транспортные средства обязаны были проходить ежегодный обязательный технический осмотр. К сожалению, контролирующие органы были вынуждены признать, что к этому моменту процедура прохождения техосмотра выродилась в покупку талона в отделении государственной автоинспекции.
По итогам ряда проверок было принято решение уйти от коррупционной схемы, отказавшись от требований ежегодного обязательного техосмотра частных легковых автомобилей. С 2011 года требование обязательного техосмотра стало распространяться только на коммерческий автотранспорт.
Нельзя сказать, что данная мера получила однозначную оценку: с одной стороны, была уничтожена полулегальная коррупционная схема, которыми украинское государство буквально изобилует в последние десятилетия; с другой – отсутствие обязательного техосмотра немедленно начало сказываться на общем состоянии автомобильного парка страны.
Обязательное освидетельствование технического состояния автомобиля, хоть и с грехом пополам, но удерживало уровень эксплуатируемой автомобильной техники на более-менее приемлемом уровне. Его отмена создала у автовладельцев ложное впечатление, что можно ездить на машине с повышенным уровнем вредных веществ в выхлопных газах, с выработанными или неисправными составляющими активной системы безопасности.
К 2017 году вопрос назрел окончательно под влиянием договора о вступление в Европейский Союз. Согласно одному из пунктов соглашения об ассоциации, обязательный техосмотр снова должен распространиться не только на коммерческие, но и на частные транспортные средства. Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает, что Украина присоединяется к директиве ЕС/40/2009 (положении об обязательном всеобщем техосмотре).
Опыт Европы
Первые серьёзные опасения, возникшие у украинских законотворцев, касались вероятности возобновления коррупционной процедуры, из-за которой, собственно, и был упразднён техосмотр для частников. Стало очевидно, что принимать закон о возобновлении техосмотра можно, только разработав принципиально новую процедуру его проведения, которая исключит возможность возобновления системы «узаконенного взяточничества». В этом украинским законодателям может помочь опыт европейских транспортных министерств.
Европейский обязательный техосмотр транспортных средств организован следующим образом:
- проводят ТО независимые станции техобслуживания или специальные пункты контроля;
- для того, чтобы проводить техосмотр, СТО и пункты контроля должны иметь соответствующий сертификат;
- в случае, если транспортное средство терпит аварию из-за своего неудовлетворительного технического состояния, СТО, освидетельствовавшее автомобиль, теряет свою лицензию на оказание данной услуги;
- расценки на проведение техосмотра не контролируются государством, а устанавливаются по принципу рынка.
Оценки экспертов
Предложенная технология проведения техосмотра, по мнению европейских специалистов, должна привести к следующим изменениям:
- повысить уровень безопасности на автомобильных трассах, подняв его до европейского уровня;
- привести к единообразию реестры пригодных к использованию транспортных средств Европы и Украины;
- улучшить экологическую ситуацию на украинских дорогах.
С первыми двумя пунктами данного перечня украинские эксперты в принципе согласны. Планируется, что аккредитацию компаний, осуществляющих техосмотры, будет проводить
Но всё равно, опасность превращения процедуры в вымогательство денег остаётся высокой, особенно если учитывать экологическую составляющую. Дело в том, что замеры уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, скорее всего, станут «камнем преткновения»: нынешний автопарк в стране в очень небольшой своей части соответствует европейским нормам, которые, кстати сказать, год от года становятся всё более требовательными.
В остальном украинские эксперты указывают на то, что небольшие расценки на проведение техосмотра и независимость проверяющих организаций, скорее всего, должны защитить процедуру от влияния коррупционных процессов.
Планы
Начинать возобновление периодического ТО частного транспорта планируется с 2019 года. Для автовладельцев год начала обязательных техосмотров будет зависеть от года выпуска автомобиля. Специалисты Министерства транспорта и инфраструктуры Украины предлагают избавить от обязательных техосмотров машины, которым меньше пяти лет. Более старые автомобили должны будут постепенно «становиться в строй» проверяемой техники.
Впрочем, государство не собирается пускать процесс техосмотров совсем уж на самотёк: министерство предполагает, что контроль за выполнением техосмотров всё-таки должен существовать, и взять на себя контролирующие функции должны правоохранители.
Изъятие автомобилей, не прошедших ТО
Авторы законопроекта указывают на то, что, вводя обязательный техосмотр автомобилей в соответствии со стандартами, принятыми в Европе, они предполагают постепенно приучить население к мысли, что неисправные автомобили изымаются из автомобильного движения.
Согласно планам авторов законопроекта, автомобили, не прошедшие ежегодное освидетельствование, должны изыматься, и делать это должны правоохранительные органы. Здесь также возникают сомнения: «потянут» ли правоохранители ещё и эту нагрузку, если на текущий момент они и контроль соблюдения правил дорожного движения осуществляют в неполном объёме, ограниченные численностью структуры и большой нагрузкой на сотрудников?
Вопрос сроков
Большие дебаты вызвали сроки внедрения обязательного периодического ТО. Положение ЕС/40/2009 было актуально лишь до 20 мая этого года, но на смену ему пришёл новый принятый документ, ЕС/45/2014. Оба положения предусматривают следующий регламент ТО для автомобилей:
- новые автомобили подлежат ТО через 4 года после первоначальной своей регистрации и далее – каждые 2 года;
- Пассажирский транспорт подлежит ТО через 1 год после своей первой регистрации и далее – каждый год.
Положения европейской директивы должны внедряться поэтапно:
- для автомобилей, применяемых в перевозках грузов международного уровня – на протяжении года;
- для автомобилей, применяемых в перевозках пассажиров международного уровня – на протяжении трёх лет;
- для остальных автомобилей – на протяжении пяти лет после ратификации соглашения.
Договор об ассоциации ЕС и Украины был ратифицирован 1 сентября 2017 года. Таким образом, для частных автотранспортных средств положение об обязательном ТО в Украине должен вступить в свою полную силу только к 2022 году.
Это несколько обнадёживает: и у законодателей, и у населения, и у исполняющих структур ещё есть время, чтобы всесторонне проанализировать предлагаемый законопроект, разработать меры по его внедрению и продумать, как избежать возможных шероховатостей и «подводных камней», которые могут поджидать страну в этом направлении.
Возобновление обязательного техосмотра транспортных средств — без сомнения, дело благое. Но оно останется таковым только в том случае, если удастся избежать столь распространённых в Украине последних десятилетий коррупционных схем и будет направлено на повышение качества эксплуатируемых на дорогах автомобилей и защиту безопасности участников дорожного движения.
Видео о возвращении техосмотра в Украине:
Как в Европе? Украинцев ждут сюрпризы с техосмотром
Украинских водителей ждет очередное нововведение. С 1 мая 2019 года изменится порядок прохождения проверки технического состояния транспортного средства. В полиции уверены, новые правила наконец-то помогут избежать фальсификации протоколов СТО.
Что предлагают и какие есть риски для украинцев — разбирался OBOZREVATEL.
Главное:
В Украине заработают новые правила техосмотра: помимо протокола, водителям выдадут метку с радиочастотной идентификацией. Ее нужно будет приклеить на лобовое стекло;
Такое нововведение — плановое, Украина до 2022 года должна перейти на европейские нормы техосмотра;
Автоюристы и эксперты позитивно оценивают идею. Де-факто для законопослушных автолюбителей ничего не изменится.
Какие нововведения
О новых правилах сообщила пресс-служба Главного сервисного центра при Министерстве внутренних дел. По информации центра, бумажный бланк протокола будет выдаваться субъектами осуществления ОТК в комплекте с меткой радиочастотной идентификации.
Владелец транспортного средства будет обязан закрепить метку в правой верхней части ветрового стекла с внутренней стороны.
Отмечается, что контролирующим органам будет легче проверять, допущено ли определенное авто к участию в дорожном движении: информацию из метки радиочастотной идентификации скоро станет возможно считывать с расстояния с помощью специального технического оборудования.
При этом, если владелец транспортного средства, подлежащего обязательному техническому контролю, получил бланк протокола ОТК до вступления в силу изменений, он сможет пользоваться документом старого образца до момента окончания срока его действия.
Есть ли риски и что важно знать
Опрошенные OBOZREVATEL юристы и автолюбители позитивно отреагировали на идею. По мнению автоюриста Дениса Конюшко, полиция будет постепенно приближать украинское законодательство к европейским нормам до 2022 года.
“Будет проще гарантировать реальность протокола. Создается единый реестр. Эту радиометку подделать намного сложнее, чем просто бумагу А4. В теории сотрудники полиции смогут при условии наличия технических приспособлений считывать всю информацию”, — подчеркнул Конюшко.
Юрист Евгений Пронин уверен, если в МВД и впрямь скопируют опыт европейских стран в контексте проведения техосмотра, то для законопослушных автолюбителей это будет плюсом.
“Если новая система будет реальна похожа на ту, которая сейчас работает в Швейцарии или Германии, это отлично. Давно пора убирать бумажную документацию и переходить на электронную”, — считает Пронин.
При этом один из основных рисков идеи — сможет ли МВД технически подготовиться к переходу на новые правила. Схожая ситуация произошла вокруг радаров TruCam для фото- и видеофиксации нарушений. Официально фотофиксация началась в Украине с 8 октября на тех участках дорог, где случается больше всего ДТП.
Правда, по состоянию на 11 февраля у полиции есть 50 штук TruCam. В ведомстве уверены, что до конца 2019 года им удастся полностью “покрыть” всю страну.
Какие еще есть предложения и что в Европе?
В Европейском Союзе к технической проверки авто подходят ответственно. В странах ЕС действует Директива 40/2009, которая четко прописывает все правила.
Легковые автомобили проверяют через четыре года после первого использования, а затем — каждые два года. Право техосмотра получают не только госорганы, но и частные компании, которые получили сертификат от государства.
Вопрос техосмотра — одна из главных проблем как водителей, так и МВД. Из года в год звучат разнообразные идеи — от тотальной проверки всего, что выезжает на дороги, до полноценной отмены техосмотра как одной из самых коррупционных схем.
Ранее со своей идеей выступали и в Министерстве инфраструктуры. Там предлагают с 2022 года предоставить право техосмотра только сертифицированным СТО. Де-факто — полноценно перевести Украину на европейские стандарты.
Смотрите видео по теме
После прохождения осмотра каждому автовладельцу выдадут свидетельство, где и будет прописано состояние авто. Документ о пригодности ТС к эксплуатации добавляется к обязательным документам водителя. Такой осмотр владелец авто должен проходить ежегодно.
Независимо от даты последней проверки, техосмотр должен проводиться при регистрации или перерегистрации транспортного средства, его переоборудовании, смене собственника, а также в случае выезда авто за пределы Украины. Также техосмотру подлежат бывшие в употреблении транспортные средства, ввозимые на территорию Украины (авто на еврономерах).
За несоблюдение правил проведения проверки или ее игнорирование в проекте предусмотрены штрафы. Так, если водитель ездит на автомобиле, который не прошел техосмотр, он должен заплатить штраф в размере 1700 гривен.
Кроме того, если нарушение при проверке было со стороны эксперта — его также накажут. Штрафы будут от 2550 до 3400 гривен.
Не надоедаем! Только самое важное — подписывайся на наш Telegram-канал
Читайте все новости по теме «Эксклюзив» на OBOZREVATEL.