0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит цена на бензин в России

Как формируется цена на топливо в России?

Бензины и дизельное топливо являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Рассмотрим механизм ценообразования на моторные топлива и какие факторы на него влияют.

Путь нефти

Чтобы ответить на вопрос, поставленный выше, для начала стоит рассмотреть путь нефтепродуктов на рынок, выделив основные этапы.

  1. Поиск месторождений – производится с помощью фотосъемки поверхности земли, исследований пустот между плитами земной коры, сейсмоволнами и другими современными методами.
  2. Разработка месторождения – бурится серия скважин, среди которых присутствуют основные (из них ведется добыча), нагнетательные и контрольные, обеспечивающие максимально возможный коэффициент извлечения нефти.
  3. Транспортировка в сепараторы – данный этап необходим для очистки нефти от газа и других примесей.
  4. Транспортировка на НПЗ – производится по нефтепроводу или специальным транспортом: ж/д и автоцистернами, а также танкерами, если заводы по переработке находятся в другой стране.
  5. Переработка нефти – сырье перерабатывается на НПЗ, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта) и темные (битум, гудрон, мазут и другие) нефтепродукты.
  6. Отправка на хранение или оптовая продажа топлива – транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте, принадлежащем нефтеперерабатывающей компании или подрядчику, отвечающему исключительно за перевозку.
  7. Поступление в розничную сеть заправок – отсюда готовое топливо попадает в баки автомобилей и другой техники.

Все вышеперечисленные этапы накладывают отпечаток на итоговую стоимость получаемых нефтепродуктов.

Процентное соотношение

Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Этот параметр составляет всего 4% от стоимости полученного топлива.

Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того чтобы доставить сырье на НПЗ и готовый бензин на АЗС требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%.

Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%, что больше суммы двух предыдущих пунктов.

Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС или определенной розничной сети. Простые математические расчеты должны дать значение в 76% и вызвать негодование конечного потребителя, но, на самом деле, все гораздо сложнее. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%, что с учетом их затрат позволяет получать минимальную прибыль, особенно, если речь идет о небольшом региональном игроке, а не о крупной российской сети.

Еще 60% стоимости составляют различные государственные налоги.

Налог за налогом

Указанная выше часть не является одним крупным налогом, а состоит из целой серии более мелких. К ним относятся:

  • до 17% – налог на добычу полезных ископаемых,
  • до 16,2% – акцизы на нефтепродукты,
  • 15,25% – НДС,
  • 6,15% – налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.

Вышеперечисленные налоги выплачиваются непосредственно нефтедобывающей/перерабатывающей компанией и закладываются в стоимость выпускаемой продукции. Дополнительно конечному покупателю также приходится оплачивать около 6% прочих вложенных налогов.

Таким образом, из 42,3 рублей (цена за литр 95 бензина, действующая на момент подготовки материала) 25,38 рублей отходит государству и лишь 6,8 рубля получает АЗС, на которой топливо было приобретено.

Указанные выше значения носят исключительно ориентировочный характер, так как их соотношение и, соответственно, конечная стоимость бензина в рознице меняется несколько раз в год. Однако даже такие приближенные цифры позволяют оценить влияние всех участников цепочки на итоговую стоимость продукции.

Как дела обстоят за границей

В заключение стоит сделать небольшое сравнение ситуации, сложившейся в нашей стране, и принципов формирования цены в США и Европе.

Так, например, в Америке она складывается следующим образом:

  • транспортировка нефти – 50%,
  • переработка на собственных НПЗ – 20%,
  • развозка и реализация готовых продуктов – 10%,
  • государственные налоги – 20%.

Можно заметить, что основную часть составляют расходы на доставку, что легко объяснимо, так как в США сырье завозится из дальних стран, а добыча собственной нефти также достаточно дорога.

Что касается европейских стран – Германии, Великобритании, Италии доля налогов также составляет порядка 60%, при этом литр бензина там продается по цене в 2-3 раза выше, чем в России. Аналогичный процент отчисляется и в таких странах как Ирак и Пакистан, при этом розничная стоимость топлива в них находится примерно на уровне российских показателей.

«Бензин все дороже, сколько можно?» Разбираемся, от чего зависит цена и что ждет россиян

Мы уже писали, что бензин в республике дорожает быстрее, чем в целом по России.

Башкортостан занимает 9-е место по добыче и 1-е – по переработке и производству нефтепродуктов. Мы живем в регионе, богатом месторождениями нефти. Неудивительно, что жителей возмущает рост цен на топливо. Спрашивается: почему и доколе?

Когда нефть дешевеет, бензин дорожает. Почему?

Взаимосвязь тут не такая прямая. Доля нефти в конечной стоимости литра бензина – всего 4%.

Если посмотреть на инфографику, можно увидеть, что цену бензина формируют в большей степени налоги: тут и акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС), и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сюда приплюсовывается и содержание АЗС со всем их персоналом.

Исходя из этого, можно понять, что цена топлива на АЗС мало зависит от изменения стоимости черного золота.

Но ведь в России много нефти, почему она у нас дороже?

Посмотрим на крупнейших экспортеров нефти в мире и сравним их цены на литр бензина. В переводе на российский рубль в Саудовской Аравии бензин стоит около 33,62 руб., Объединенных Арабских Эмиратах – 40,48 руб., Алжире – 22,42 руб., Кувейте – 21,79 руб., Иране – 17,44 руб. При этом в Мексике за литр бензина придется выложить 63,52 руб., а в Норвегии – все 127,03 руб.

Для наглядности соотнесем цену на литр со средним доходом одного жителя в каждой стране:

Средний доход в Саудовской Аравии — 261 732 рубля, то есть один литр бензина — это 0,01 % от месячного дохода жителя. В ОАЭ и Кувейте — также 0,01%, Алжире — 0,03%, Иране, Мексике и Норвегии — 0,04%. В России же этот показатель 0,14%.

Как видно, цена не всегда зависит от объема добываемой в стране нефти.

Нужно иметь в виду, что низкая цена на бензин зачастую обеспечивается сильным субсидированием государства. Власти заставляют ресурсодержателей продавать нефть на нефтеперерабатывающие заводы по существенно заниженным ценам. В конечном счете, за счет бюджета получается дешевый бензин, но государство при этом теряет в налогах. Эта нехватка, ожидаемо, пополняется из других налогов, которые платит все население.

А что плохого в том, что государство искусственно сдерживает цены на бензин?

Такая ситуация, например, сложилась, в Венесуэле, где литр бензина стоит вообще один цент. Страна буквально финансирует за свой счет стоимость топлива, выделяя до 12,5 миллиардов долларов в год в год на погашение бюджетных «дыр». Каждая попытка увеличить цены на топливо заканчивалась народными волнениями. В итоге Уго Чавес принял решение вовсе их не поднимать.

Благодаря искусственному поддержанию цен, стоимость бензина не увеличивалась почти 20 лет. В кризисном для страны 2016 году, на фоне огромной инфляции (800%), президент Николас Мадуро объявил о повышении цены в 60 раз, назвав эту меру «необходимой для балансирования ситуации». Венесуэльские эксперты неоднократно говорили, что справедливая, а не искусственная, система ценообразования на бензин сбалансирует нефтяную промышленность и внутренний рынок горючего.

Точно такой же сценарий был и в Туркменистане, где литр топлива стоит 26,78 руб. При этом в 2006 году литр стоил вообще смешные 1,25 рублей Государство до 2014 года вообще выдавало талоны на бесплатные 120 литров бензина в месяц для автомобилистов и 200 литров — для владельцев автобусов и грузовых машин. В феврале этого года бензин в «бензиновом рае», как прозвали Туркменистан, подорожал сразу в полтора раза. Таким образом, за последнее десятилетие его цена выросла в 20 раз.

Почему за последний месяц было так много повышений?

До президентских выборов, действительно, все было тихо. Цены были более-менее предсказуемыми, и череды повышений не наблюдалось. Складывается ощущение, что до президентской гонки цены на топливо удерживались. Стоило населению выбрать президента – цены, как говорится, поскакали галопом.

Читать еще:  Цена нового внедорожника Toyota Fortuner в России

— Накануне выборов президента нефтяники, следуя негласной установке контролирующих органов, взяли дополнительную нагрузку на себя. Но экономические законы неумолимы — недополученная прибыль будет все равно компенсирована за счет потребителей, — подметил еще в апреле заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич.

Эксперты в конце прошлого года предсказали подобное развитие сюжета: перед выборами компаниям дадут команду не сильно будоражить население, а вот сразу после них цены подскочат.

Не стоит забывать и про следующий момент: когда прежнего правительства как бы уже нет, а новое еще не сформировалось, спросить за скачки цен на бензин не с кого.

Также стремительное ускорение роста цен объясняется тем, что участники рынка израсходовали свои относительно дешевые запасы нефтепродуктов. А закупаемое по новым оптовым ценам сырье имеет более высокую стоимость

Насколько же еще вырастет цена?

Министр энергетики Александр Новак уже дал свой прогноз: рост цен на бензин в этом году превысит уровень инфляции: «Цены будут выше. Они держатся сейчас на достаточно высоком уровне, но прошло еще только четыре месяца. Однозначно, что цена будет выше».

По его словам, сейчас кабмин принимает меры, чтобы не допустить дальнейшего увеличения цен. Так, Правительство РФ поручило Минфину разработать законопроекты о снижении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо уже с 1 июля этого года. Как заверил россиян вице-премьер Дмитрий Козак, эта мера стабилизирует розничные цены на бензин.

Правда, сомнительно, что каким-то образом это почувствуют автовладельцы. «Акцизы с 1 июля, скорее всего, снизятся. Это надо ещё провести через Госдуму, но думаю, что проблем не будет. Но, к сожалению, для влияния на снижение розничных цен этого недостаточно. Потому что уже сегодня оптовые цены выше розничных, такого никогда не было», — отметил Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По мнению аналитиков, стоимость бензина в России до конца года не превысит 45 рублей за литр (АИ-95) Такой благоприятный прогноз обусловлен умеренно-оптимистичными ожиданиям колебания курса доллара США в России.

Кто в итоге должен проверять обоснованность повышения цен на бензин?

Интересная ситуация произошла буквально на днях. Резким ростом цен на бензин ожидаемо заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Это находится в их прямой компетенции, и не удивлюсь, если ФАС уже начала такое расследование», — заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. По его словам, рост цен связан с увеличением стоимости нефти на бирже. Производители направляют сырье за рубеж, и для компенсации подняли розничные цены на АЗС. В результате, конечно, пострадали кошельки россиян.

Вчера ФАС опубликовала предупреждение «Роснефти» из-за снижения компанией объемов продаж нефтепродуктов и увеличения сроков их отгрузки. По мнению ведомства, это и стало причиной скачка цен на топливо.

Правда, практически сразу предупреждение было удалено с сайта ФАС:

В пресс-службе ФАС объяснили, что предупреждение было удалено из-за «технических неточностей». Каких именно, уточнено не было. Ждем нового релиза предупреждения – в ведомстве обещали опубликовать новую исправленную версию уже сегодня, 29 мая.

Кто назначает стоимость бензина в России?

Цена горючего — воля государства

12.10.2014 в 18:21, просмотров: 36781

Ценообразование бензина — одна из самых больших загадок мировой экономики. Самое дешевое топливо продают в Венесуэле — за литр просят всего 2 цента США. Самый дорогой бензин в Норвегии — 2 евро. И та, и другая страна не только обеспечивает себя собственной нефтью, но и является одним из самых активных игроков на мировом рынке энергоресурсов. Объективно рыночная стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто. Но только не в нашей стране. В России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи «черного золота», только за 9 месяцев этого года цифры на ценниках на АЗС «взлетели» на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние три месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же как и в одной из самых дорогих стран мира — Норвегии.

В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии — на 1,9%. Есть примеры и снижения — во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 рубля, а АИ-95 — от 34,90 до 36,70 рубля.

Существует несколько причин, почему рядовые отечественные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия — крупнейшая нефтяная держава.

Причина №1: рост автомобильного рынка

Наш автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина становится весьма актуальна. В 2014 году возможен рост количества автомобилей еще на 4–5%, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Очевидно, что это поднимает спрос на топливо. Однако это далеко не всё. Помимо моторного топлива значительно растет спрос на авиатопливо. Такая тенденция наблюдалась всю вторую половину года и к декабрю обещает достигнуть максимума.

Специалисты отмечают, что расход топлива обусловлен в том числе геополитическими рисками: начиная с мая в России резко увеличилось количество военных учений, которые потребовали дополнительного топлива.

Причина №2: отсутствие госдотаций

Как правило, страны — экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России же, наоборот, власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену.

Например, в Венесуэле цены на бензин не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака — 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.

Несмотря на то что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас не перекладывает государственные проблемы на плечи рядового населения.

Причина №3: налоги и акцизы

Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная — идущая на сырье для моторного топлива, и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка.

Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60–65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается «отжать» это направление по максимуму.

В бюджеты разных уровней добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в прошлом году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом произошло проседание — на 6,3% (156 млрд рублей).

Причина №4: сверхдоходы нефтекомпаний

Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем менее доходно ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, ранее правительство повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост.

В этом году чиновники приготовили производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин проводит так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова снижает экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сокращая действующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 году только на 75%, а не на 100%, как это заложено сейчас в бюджете.

Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 году более чем в два раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы.

Читать еще:  Обзоры Alfa Romeo, тест

В чем же логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя?

Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд рублей в 2015 году, еще через год казна получит дополнительно 87 млрд рублей. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд руб. в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут.

Влияние на розничные цены планируется умеренным: Минфин ожидает рост цен в следующие два года примерно на 1,5 рубля за литр АИ-95 и на 2 рубля — за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок.

Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи «черного золота». Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют свое топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.

Но за это заплатят рядовые потребители.

В настоящее время российские чиновники подозревают крупных участников биржевых торгов в манипулировании ценами на нефтепродукты. Если их подозрения подтвердятся, то топливные компании ожидают многомиллиардные штрафы, но потребителям вряд ли стоит готовиться к снижению цен.

Рост цены на бензин — это билет в один конец. Рост уже начался, и в ближайшее время он продолжится.

ЭКСПЕРТ «МК»

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

— Прямой связи между дешевеющей на мировом рынке нефтью и внутренними ценами на бензин и дизтопливо нет, поскольку до 65% стоимость нефтепродуктов состоит из налогов и сборов. В этом году государство совершило очередной «налоговый маневр», начав трехлетнее сокращение экспортных пошлин с 60% до 55% с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м — до 559 рублей. Рост за три года на 19%. Таким образом, дорожает себестоимость производства нефтепродуктов, и это вкупе с сезонным фактором (осенью спрос на нефтепродукты из-за сбора урожая и увеличения автоперевозок растет. — Авт.) оказывает сильнейшее давление на внутренние цены на топливо. Добавьте сюда ежегодные миллиардные расходы нефтяных компаний на модернизацию НПЗ, часть из которых еще не перешла на производство «евро-4», и все станет понятно.

Наконец, еще один фактор, о котором многие забывают. Так сложилось, что 95-й бензин у нас негласно привязан к валютному курсу рубля: 1 литр стоит $1. В первой половине года мы достигли таких показателей. Дело в том, что большая часть издержек нефтяных компаний номинирована в валюте: кредиты, затраты на геологоразведку, нефтесервис и т.д. Соответственно, нефтяники стремятся выдерживать паритет между стоимостью валюты и рублевой ценой бензина. Однако сейчас национальная валюта девальвировалась, а 95-й остался на прежнем ценовом уровне 37 рублей за литр. В связи с этим мой прогноз следующий: до конца года бензин подорожает до 38–38,5 рубля.

Заголовок в газете: Цена бензина — воля государства
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26648 от 13 октября 2014

От чего зависит цена на бензин в России

Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.

Содержание статьи:

  • Почему растет цена на бензин
  • От чего зависит цена на топливо
  • Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен

Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.

Логические парадоксы в действии

Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».

Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?

Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.

Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.

Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.

Цена бензина как сумма составляющих

Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.

В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.

С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.

Считать можно по-разному

В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.

Читать еще:  Обзор Brilliance V3 2017

Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.

Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.

Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.

Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.

Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!

От чего зависит цена на бензин в России?

Общеизвестно, что расходы на топливо составляют до 70% всех затрат при эксплуатации автомобиля. Неудивительно, что сегодня многие автовладельцы задумываются о ценообразовании бензина и солярки, недоумевая по поводу того, что с существенным уменьшением стоимости нефти на мировых рынках бензин и дизтопливо только дорожает. Поговорим поподробнее о том, из чего же складывается стоимость топлива.

Технология производство автомобильного топлива

Бензин и солярка сегодня производятся по специальной технологии путем глубокой переработки нефти. Использование современного нефтеперерабатывающего оборудования позволяет получить высокооктановый бензин, в котором практически не содержится сера. Трудоемкость и себестоимость переработки такого топлива сегодня чрезвычайно высока, что неизменно сказывается на общей стоимости бензина и дизеля на заправках.

Если бензин делают из нефти, то почему при почти более чем двукратном падении цен на черное золото стоимость автомобильного топлива только увеличивается. Цены на высокооктановый бензин вот-вот станут выше 40 рублей за литр, тогда как при цене нефти в 110 долларов за баррель литр стоил порядка 30 рублей. Дело в том, что основную составляющую стоимости автомобильного топлива составляют прямые и косвенные налоги. Специалисты Российского топливного союза отмечают, что в стоимость литра бензина доля нефти минимальна и составляет порядка 4%. Поэтому даже такие серьёзные колебания цен на сырье не способны повлиять на стоимость автомобильного топлива.

На цену топлива на российских заправках в первую очередь влияют внутренние факторы. Следует учитывать налоговую политику и присутствующие в стоимости бензина и солярки прямые и косвенные налоги. По словам специалистов, в настоящее время около 60% стоимости автомобильного топлива – это прямые и косвенные налоги. Это акциз, налог на добычу полезных ископаемых и других платежей, которые закладываются в топливо, и в последующем идут в бюджет.

Не следует удивляться столь большой доле налогов в стоимости автомобильного топлива. Можно сказать, что 60% — это среднеевропейский показатель. Во Франции такая доля налогов в стоимости бензина составляет 58%, в Британии 59%, а в Германии 61%. Несколько выбивается из этого контента Северная Америка, где доля налогов существенно ниже. Так, например, в Канаде только 32% налогов в стоимости топлива, а в США этот показатель не превышает 20%. Это и позволяет существенно снизить стоимость бензина в этих странах, где он сегодня дешевле российского.

В цене автомобильного топлива также следует учитывать и затраты на транспортировку, как самой нефти, так и в последующем уже готового топлива от перерабатывающих заводов непосредственно на автомобильные заправки. Основными нефтедобывающими регионами в России является Сибирь, соответственно, чтобы доставить сырье в центральную часть страны требуется использовать соответствующие нефтепроводы, перекачка по которым имеет высокую стоимость. Также следует понимать, что в России сегодня функционирует лишь несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов, соответственно в последующем затраты на перевозку уже готового топлива будут чрезвычайно высоки.

Перспективы цен на бензин в России

Эксперты предрекают дальнейшее увеличение цен на бензин и дизтопливо в России. Объясняется это неизменным увеличением акцизов и других косвенных налогов. Сегодня в кризис правительство столкнулось с нехваткой средств и пытается пополнить бюджет за счёт различных способов, в том числе увеличением акциза, перекладывая проблему уже на автомобилистов.

Так, например, совсем недавно стало известно о том, что в 2018 году акцизы будут повышены дважды, что приведет к увеличению цен на бензин и солярку на два рубля за литр. В итоге стоимость высокооктанового бензина превысит отметку в 40 рублей за литр.

В условиях резкого падения цен на нефть многие нефтедобывающие компании столкнулись с определенными сложностями, ряд компаний даже несут убытки, так как стоимость добычи и переработки нефти фактическим равняется ее цене на международных рынках. Увеличивая цену бензина в России правительство стремится компенсировать убытки нефтяников на внешних рынках.

Важную роль в формировании цен на бензин играет транспортный фактор. В ближайшее время железнодорожные тарифы на перевозку нефти и продуктов нефтепереработки в России вырастут приблизительно на 10%, что, в конечном счёте, прибавит порядка 30 копеек к литру бензина на автозаправочных станциях.

В ближайшей перспективе российским автовладельцам следует готовиться к цене автомобильного топлива на уровне 50 рублей за литр. В докризисные времена литр бензина в России в перерасчете на доллар стоил около 75-80 центов. В ближайшие несколько лет стоимость топлива вырастет до 75 центов, что на сегодняшний день составляет около 50 рублей за литр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector