0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Tesla терпит убытки?

Tesla: рекордные убытки, обвал спроса и утрата господдержки. Это конец?

Грозит ли Tesla процедура банкротства? Такой вопрос всё чаще задают себе не только аналитики автомобильного рынка, но и обыватели, сопереживающие человеку, который взялся «лечить электричеством» автомобильный мир.

«Н ам понадобилось 15 лет, чтобы начать выпуск доступных электромобилей с большим запасом хода. Наши машины могут приносить нам прибыль. Мы ожидаем, что во второй половине 2018 года мы впервые нашей истории наконец-то получим эту прибыль, при этом баланс между поступлениями и платежами будет положительным». Эти фразы за авторством Илона Маска, президента и генерального директора Tesla, любой желающий обнаружит в отчёте о результатах деятельности за 2 квартал 2018 года. Опять же, любой желающий, просмотрев предыдущие отчёты, без труда обнаружит и подтверждение слов Маска: на своих электромобилях за всё время существования Tesla он пока не заработал ни цента.

Итак, во втором квартале 2018 Tesla показала рекордный убыток в $717,5 млн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($385,8 млн). Таким образом, побит антирекорд, установленный в первом квартале текущего года, когда компания недосчиталась $709,5 млн, при этом убыток за первое полугодие 2018 года почти сравнялся с убытком за весь прошлый год! Всего же начиная с 2011 года (именно с этого времени на сайте компании представлена отчётность) Tesla принесла инвесторам $4,5 млрд убытков. Для сравнения, это столько же, сколько правительство Китайской Народной Республики с 2009 года вложило в собственную автомобильную промышленность с целью наладить производство конкурентоспособных электромобилей.

Ниже представлены два «хронологических» графика, размещённых на одной системе координат: мы объединили выручку (средства, полученные от реализации товаров и услуг) и убытки. Как видно, убытки растут вместе с выручкой. Проще говоря, может возникнуть впечатление, что Илону Маску нужно не наращивать выпуск автомобилей, а сокращать его, ибо недалёк тот день, когда «переполнится чаша». Здесь бы, к слову, пригодился и третий график – продажи автомобилей, однако мы решили не прилагать его в силу некоторых причин.

Конечно, со стороны хорошо бы видеть зависимость между «штуками» и финансовыми показателями, но в данном случае это может лишь осложнить восприятие. Дело в том, что у Tesla существует большой разрыв между «произведёнными» автомобилями и «доставленными клиенту». К примеру, согласно упомянутому отчёту за 2 квартал 2018 года, Tesla «выпустила 53 339 автомобилей», а «доставила» только 40 768. У крупных компаний с налаженной логистикой эта разница очень маленькая, причём не всегда число произведённых машин больше числа проданных. У Tesla разрыв большой, и он может внести только путаницу.

Можно было бы ориентироваться только на «выручку», однако и эта цифра в данном случае — лукавая. Вспомним, что с 2016 года Tesla Motors (с 1 февраля 2017 года компания называется Tesla) поглотила компанию Solar City, и с тех пор структура выручки изменилась. Так, в первом полугодии 2018 года из $7,4 млрд выручки $1,3 млрд приходится на деятельность, не связанную с автомобилями: продажу солнечных аккумуляторов и панелей, накопителей энергии (как домашних так и промышленных), зарядных устройств, да и самой электроэнергии, полученной путём эксплуатации солнечных батарей. Эти решения весьма популярны в Калифорнии, где изрядная часть населения живёт в собственных домах: люди получают выгоду не только отказавшись от «внешнего» электричества, но и непрерывно продавая излишки «своей» энергии государственным и частным энергетическим компаниям.

Отметим, что эта доля «неавтомобильной» выручки постоянно растёт – с 9% в 2016 году до 17% в первом полугодии 2018 года. Собственно, именно ради диверсификации (читай – придания большей устойчивости автомобильному бизнесу Tesla) Маск в 2016 году и продавил через инвесторов решение о покупке Solar City, основателями которой были двоюродные братья Маска, а сам Илон владел 22% акций. Напомним, что Solar City и до покупки была одним из крупных поставщиков «солнечной» энергии в калифорнийские дома.

А вот ещё одна часть выручки, поступавшая от инжиниринговой деятельности, наоборот, исчезла. И не удивительно. Вспомним, что все (около 2 400 штук) электрические Toyota RAV4, которые несколько лет назад продавались в лизинг через дилеров Калифорнии, в какой-то момент попали под отзыв как раз из-за низкого качества комплектующих, поставленных Tesla. Daimler, который в своё время тоже размещал заказ у Илона Маска, в итоге не только свернул сотрудничество, но и продал свои 3,9% акций Tesla, выручив за них $780 млн.

Итак, компания фиксирует рекордные убытки, активно увольняет сотрудников (в этом году контрактов лишились около 4 тысяч человек), продолжает тратиться на отзывы автомобилей и гарантийное обслуживание (качество хромает на обе ноги) и… наращивает производство. Нет ли здесь противоречия, и почему в заголовке материала мы упомянули «обвал спроса»?

Обратимся к данным, которые уже много лет готовит совместно портал HybridCars и агентство Baum&Associates. Речь идёт о продажах автомобильной «зелени» на рынке США. Отметим, что модели Tesla – единственные, по которым аналитики дают оценочные данные. По всем остальным гибридам и электромобилям у них на руках данные о постановке на учёт. Так вот, если смотреть на цифры Model S и Model X, картина вырисовывается печальная. По итогам за июнь 2018 года продажи первой упали на 54,5% относительно июня прошлого года и на 33,3% относительно мая 2018 года. По второй падение составило 38,1% и 13,3% соответственно. Что касается продаж за полугодие, Model S упала на 18,9% (9 тысяч), Model X – на 9,9% (8,2 тысячи). Более того, в июне относительно мая в США упали продажи и Tesla Model 3 аж на 12,7% — до 5,5 тысяч штук. Как это возможно, если, по словам Маска, еженедельный объём производства Model3 как раз в июне уже превысил 5 тысяч штук, а подавляющее большинство заказчиков Model 3, заплативших возвратный взнос в $1000, именно что американцы?

Почему мы акцентируем внимание на местных покупателях? Дело в том, что в США действует федеральная скидка на покупку электромобилей и подключаемых гибридов – со списком моделей, покупателям которых такая скидка полагается, можно ознакомиться здесь . Для электромобилей она составляет $7500, для гибридов – до $7500 в зависимости от параметров модели. Так вот, волна заказов на Model3 как раз и была спровоцирована сочетанием этой скидки и доходами целевого покупателя Model 3, который, в отличие от богатеев, приобретающих Model S и Model X, считает деньги. Однако уже в этом году скидка начнёт таять: дело в том, что именно в июле на территории США была продана 200-тысячная модель Tesla.

Обратите внимание: по оценкам Baum&Associates и HybridCars продажи Tesla в США в этом году почти до экземпляра совпадают с теми “доставками”, которые Маск приводит в отчёте (40 980 штук против 40 768). Интересно и другое: американский спрос на Tesla в 2017 и 2016 годах отличается на 2,7 тысячи машин. С учётом продаж Model 3 в прошлом году, которые составили 1 770 единиц, можно сделать однозначный вывод: потенциал по росту в США и Model S, и Model X уже исчерпан, а скачок 2016 года связан с запуском Model X.

В своё время правительство США ограничило действие скидки как раз этой цифрой. Формулировка длинная, но вполне себе прозрачная. «Со второго календарного квартала после календарного квартала, в котором отдельно взятым производителем для использования на территории США начиная с 31 декабря 2009 года был продан 200-тысячный автомобиль (в данном случае – электромобиль, прим. авт.), начинается годичный период поэтапного сокращения скидки. Покупатель, купивший автомобиль этого производителя в первые два квартала годичного периода по сокращению скидки может востребовать 50% от суммы скидки ($3750), а в последние два квартала – 25% скидки ($1750). По окончании годичного периода по сокращению скидки программа полностью прекращает своё действие в отношении данного производителя».

Интересно, что в этом году в попытке выполнить своё предвыборное обещание Дональд Трамп попытался одним махом отменить эту скидку для всех, однако в рамках проведённой налоговой реформы «зелёные лоббисты» сумели её сохранить.

Понятно, что отсутствие скидки на Tesla резко подкосит спрос на модели компании в США. Может быть, поэтому в последнем отчёте Маск понизил декларируемую планку безубыточности по ежегодному выпуску с 500 тысяч машин до 350 тысяч. Между тем, его обещание хотя бы на протяжении одного квартала выйти в прибыль не так уж нереально, как может показаться. В конце концов, ещё не одна сотня тысяч человек ждет свою Tesla Model 3, хотя эксперты постоянно говорят об оттоке заказов как раз в связи с грядущим прекращением действия скидки. Более того, убытки Tesla подскочили в прошлом году именно в тот момент, когда Маск начал технологическую подготовку производства «трёшки», и в этом смысле те траты можно отнести к «расходам будущих периодов», которые закладываются в цену продукции. Если всё второе полугодие Маск продолжит еженедельно выпускать по 7 тысяч машин (всех моделей) — глядишь, на текущем спросе это и впрямь позволит ему на коротком отрезке времени выйти в плюс.

Более того, видно, что Маску ну просто до зарезу нужно показать хороший результат в этом году, для чего он идёт на всяческие ухищрения. К примеру, он начал требовать от поставщиков комплектующих временно сбросить цены. А вот другой пример: Маск поднимает в листе ожидания тех покупателей Model 3, которые выбирают наиболее дорогие версии – это вызвало сильное негодование остальных.

Однако из поля зрения основной массы аналитиков почему-то выпадает такой простой и типично американский способ поправки дел как банкротство. И может быть, не зря 1 апреля 2018 года Маск уже пошутил на эту тему в своём твиттере? Вполне может быть, что эту процедуру можно будет повернуть так, чтобы перезапустить скидочную федеральную программу на следующие 200 тысяч «электричек» Tesla. Вот это был бы номер. Но если Маска всё же уволят, ничего страшного. У него есть космическая SpaceX, компания по бурению тоннелей Boring Co и скоростной Hyperloop, где он в доле. Без дела не останется.

Чудеса на виражах. Почему инвесторы верят Tesla, несмотря на убытки

Автомобиль Tesla Motors Model 3

МОСКВА, 8 фев — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Американский производитель электромобилей Tesla отчитался о рекордном убытке в четвертом квартале 2017 года. Чистый убыток, приходящийся на акционеров, составил 675,35 млн долларов, что в 5,6 раза больше показателя годом ранее, но меньше прогнозов аналитиков.

Квартальная выручка Tesla в годовом выражении выросла на 44,3%, до 3,29 млрд долларов. По итогам 2017 года чистый убыток компании вырос втрое, до 1,961 млрд долларов. Разводненный убыток на акцию составил 11,83 доллара против 4,68 доллара в 2016 году. Годовая выручка увеличилась в 1,6 раза, до 11,76 миллиарда долларов.

Пока рынок игнорирует столь слабую отчетность. Цены акций остаются вблизи максимальных уровней, обеспечивая компании текущую капитализацию, констатирует начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «Банкет» продолжается за счет стремительного роста заимствований. Скорость этого роста впечатляет. Но пока эта скорость падения в пучину безнадежного долга перекрывается космическими полетами рекламных компаний и новых обещаний», — рассуждает он.

На этой неделе Tesla совершила успешный запуск новейшей ракеты-носителя Falcon Heavy со спортивным автомобилем Tesla Roadster в качестве полезной нагрузки. Ракета вывела автомобиль, за рулем которого сидит манекен в скафандре, на гиперболическую орбиту Земли, после чего он отправился в путешествие в далекий космос по гелиоцентрической орбите. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска новой ракеты и приземления разгонных блоков ее первой ступени, а затем транслировала космический полет автомобиля.

Читать еще:  Ford Mustang GT 2018

АМБИЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Опрошенные агентством «Прайм» аналитики уверены, что никакого влияния на IT-сектор и рынок вообще ни отчетность Tesla, ни столь впечатляющие пиар-акции не оказывают. По словам ведущего стратега «Атона» Алексея Каминского, это компания из индустриального сектора с фокусом на электромобили. В масштабах рынка она пока слишком маленькая (хотя этого не скажешь по медийному весу), чтобы оказывать на него серьезное воздействие. В январе компания уже анонсировала схожие цифры по производственным показателям, и это ни на что особо не повлияло, напомнил эксперт БКС Брокер Альберт Короев.

Tesla отчиталась о крупнейших квартальных убытках‍

На этом фоне компания продолжает анонсировать амбициозные планы на будущее. По словам финансового директора Tesla Дипака Ахуджи, в новом 2018 году ожидается рост операционного дохода до «устойчиво позитивного» уровня. Компания планирует достигнуть суммарных продаж Model S и Model X примерно в 100 тысяч автомобилей. К концу первого квартала прогнозируется достичь уровня недельного производства Model 3 в 2,5 тысячи штук, а к концу второго — 5 тысяч. Ранее предполагалось, что компания сразу начнет производить эту модель в таком объеме, однако этого не удалось сделать из-за проблем с продажами. В третьем квартале 2017 года было продано всего 260 Model 3.

При этом она поставила в четвертом квартале лишь 1542 автомобиля Model 3, тогда как аналитики ожидали 4100, отметил Короев. «Проблемы с батареями тормозили производство», — добавил он. Tesla сама признает, что производство данной модели включает едва ли не половину расходов компании.

РАСХОДЫ И ЭКОНОМИЯ

В целом эксперты, опрошенные агентством «Прайм», в качестве причин высоких убытков отмечают, что Tesla много инвестирует в новые технологии. Деятельность одной из передовых компаний мира требует значительных затрат. По подсчетам Bloomberg, в среднем она ежеминутно тратит порядка 8 тысяч долларов или 480 тысяч долларов в час. Если не появится новый источник средств – а привлечь надо почти 2 млрд долларов, деньги у компании полностью закончатся к августу 2018 года, подсчитали в агентстве.

Пока для восполнения финансирования Tesla наращивает капитальные расходы. На текущий момент объем ее долговых обязательств со сроком погашения в 2018 году составляет 1,4 млрд долларов. «У компании очень высокая долговая нагрузка — общий долг порядка 10 млрд долларов, который надо обслуживать «здесь и сейчас», тогда как основные доходы компании лежат в будущих периодах и вовсе не гарантированы (всегда есть execution риски и конкуренция)», — говорит Каминский.

Традиционные облигации компания в последний раз выпускала в августе прошлого года со сроком погашения в 2025 году и доходностью в 5,3%. В начале этого года она привлекла 546 млн долларов с помощью выпуска облигаций, обеспеченных активами. Обеспечением бондов стали лизинговые платежи по автомобилям марок Model S и Model X. К такому долговому инструменту компания обратилась впервые, и он оказался востребован у инвесторов. Они получают деньги от платежей по лизингу транспортных средств, а затем от стоимости перепродажи автомобиля.

Параллельно Tesla пытается экономить, насколько возможно. В конце января ее глава Илон Маск предложил лишить себя зарплаты на 10 лет. Вместо этого он будет получать опционы на акции компании. Для получения первой премии рыночная капитализация компании должна вырасти до 100 млрд долларов с нынешних 60 млрд долларов. Следующие награды возможны по мере роста капитализации Tesla на каждые 50 млрд долларов. Всего, согласно плану Маска, за десять лет рыночная цена Tesla должна достигнуть 650 млрд. Это в шесть раз больше текущей стоимости крупнейшего в мире автопроизводителя Volkswagen.

LIFE ON MARS?

Для перелома убыточного тренда Маск и компания пытаются максимально автоматизировать производство, но риски усиления конкуренции на рынке электромобилей для компании растут. Чтобы изменить ситуацию, необходимо соблюдение ряда условий.

«Во-первых, должны сбыться агрессивные планы по производству (с этим есть проблемы) и продажам (конкуренты не дремлют) электромобилей. Во-вторых, важно, чтобы сам тренд на глобальную «электромобилизацию» не затормозился и не развернулся. И, наконец, в-третьих, фокус компании и самого Маска не должен «распыляться» (вспомним туннели Hyperloop, ракеты SpaceX и т.д.), что неизбежно влечет за собой рост рисков исполнения планов по ключевому бизнесу компании», — рассуждает Каминский из «Атона».

Глава Tesla может лишиться зарплаты в компании, получив опционы при росте капитализации

Тем не менее, по мнению Подлевских, расчеты Tesla на рост операционного дохода уже в 2018 году выглядят весьма сомнительно. Так было уже много раз, но число поклонников гения Маска не только не уменьшается, но еще и растет. Рост одалживаемых компании денег лучше всего говорит об этом. Красивым обещаниям и некоторым реальным успехам пока удается нивелировать отрицательные результаты деятельности компании.

«Раскрученная Маском эксплуатация веры людей в чудо доросла до космических масштабов. Не удивлюсь, если талантливый менеджер и гениальный иллюзионист сможет через некоторое время продавать места в марсианских гаражах. Но слишком долго на обещаниях ехать не получится и рано или поздно придется спускаться на землю реальных потребностей, реальных возможностей и реальных продаж. Так что много-много у компании будет еще неожиданных для ее акционеров поворотов. А акции компании со временем еще смогут стать флагманом падения сектора, а может и всего фондового рынка», — заключил Подлевских.

Почему Tesla терпит убытки?

Статья о компании Tesla Motors — история развития и успеха, причины неудач. Роль Илона Маска в развитии бренда. В конце статьи — видео интересных фактов о Тесла Моторс.

Содержание статьи:

  • Под покровительством ученого
  • Первые шаги
  • Первые трудности
  • Эпоха Маска
  • Особенности Tesla
  • Избыточный спрос рождает убытки
  • Видео интересных фактов о компании Tesla Motors

В 2016 году основной новостью в автомобильном мире был затяжной кризис у компании Tesla, которая больше года подряд терпела убытки. Потом один успешный квартал — и снова потери размером в 620 миллионов долларов.

В чем же секрет мировой популярности и столь же феноменальной убыточности новаторской компании?

Под покровительством ученого

Двух инженеров и полных противоположностей – Марка Тарпеннинга и Мартина Эберхарда – познакомил общий друг. Они вместе играли в музыкальной группе, предоставляли консалтинговые услуги и разрабатывали различные бизнес-идеи, каковой, например, стала компания по выпуску электронных книг.

После развода Эберхард решил порадовать себя новым спортивным автомобилем, но все они поглощали более 8 литров за сотню, что вынудило инженера задуматься об электромобиле. Углубившись в изучение вопроса, он наткнулся на компанию AC Propulsion, в чьем владении был экспериментальный маленький электрокар Tzero. Когда инженер сел за руль, и крошка дала ускорение, сравнимое в Lamborghini, он понял, что это далеко не игрушка — такие машины имеют право на существование.

Марк Тарпеннинг в свою очередь пытался понять, почему столь перспективное направление производства еще не реализовано крупными автопроизводителями. Они видели основную проблему в слаборазвитой отрасли по выпуску аккумуляторов, причем основной акцент делался именно на свинцово-кислотные батареи. Тогда как литий-ионные батареи ежегодно становятся эффективнее на 7%, дешевле в изготовлении и имеют намного больший потенциал. Благодаря им электрические двигатели не только обеспечат внушительный крутящий момент при выжимании газа, но и с помощью рекуперативного торможения позволят батарее подпитываться энергией.

В процессе продумывания бизнес-плана, подсчета необходимых средств, презентаций на разнообразных мероприятиях партнерам стало понятно, что создать автомобиль с нуля им не удастся. Выбор инженеров пал на компактный Lotus Elise британского производства, который был достаточно легким для установки на него аккумулятора. Теперь оставалось найти инвестора.

Еще в 2001 году Мартин Эберхард на конференции Марсианского общества познакомился с бизнесменом, инженером и изобретателем Илоном Маском.

После двухчасовой презентации молодой человек не без доли скептицизма, но согласился вложить 7,5 миллионов долларов в новую компанию и вошел в ее правление.

Первые шаги Tesla — история начала компании

Первый родстер новоиспеченного автопроизводителя рождался в муках. Эберхард и Тарпеннинг были полны идей, но совершенно не владели знаниями по их осуществлению. Оказалось, что переделать кузов Elise под технические задумки Tesla настолько же сложно, как просто создать новую модель. Наброски будущего автомобиля, сделанные рукой Эберхарда, были настолько нелепыми, что руководство Lotus боялось опозорить свой бренд договором с сумасшедшими изобретателями.

Помог Эберхарду его друг, промышленный дизайнер Билл Моггридж, который облачил идею в конкретные привлекательные формы. И в рождественские праздники все члены правления Tesla за исключением Илона Маска, который как раз стал отцом двойни, собрались в доме Эберхарда и путем голосования выбрали дизайн будущего автомобильного образца.

На презентацию родстера в июне 2006 года в Санта-Монике было приглашено огромное количество гостей, в том числе и звезд Голливуда во главе с действующим губернатором Арнольдом Шварценеггером. Эберхард, в отличие от смущенного, никому на тот момент не известного Илона Маска блистал на сцене, расписывая достоинства нового автомобиля, а за интервью с ним боролись десятки телеканалов.

Уже через 2 недели после презентации у компании было свыше сотни заказов на электромобили, а сам родстер получил награду Global Green 2006 Product Design Award из рук Михаила Горбачева.

Первые трудности

С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.

Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.

Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.

Эпоха Маска

С 2009 года руководство компанией на правах основного инвестора, вложившего 55 миллионов долларов, принял на Илон Маск. Одним из первых его решений стал отзыв 75% реализованных экземпляров родстера. Владельцы жаловались на ненадежность конструкции, даже «звездный» обладатель электрокара Джордж Клуни не один час провел на обочине из-за поломок.

В том же году американское правительство, активно поддерживающее экологическое направление, выделило ссуду на 465 миллионов долларов для развития Tesla. Это вливание потребители обязаны благодарить за выход седана S с улучшенной трансмиссией и более качественной сборкой.

Маск принципиально изменил стратегию развития, переориентировав производство на массовые продажи. Для этого автомобиль должен был стать максимально бюджетным, экологичным и надежным. Таким образом, необходимо было снизить стоимость с сотни тысяч долларов до тридцати.

Особенности Tesla

Разные производители пытались использовать различные батареи для опытных образцов электромобилей. Отличительной чертой моделей Tesla стали гальванические элементы питания, в которых тысячи литий-ионных батарей образуют единую зарядную систему. Подобные аппараты применяются в бытовой технике, ноутбуках и планшетах, но для автомобилей компания удешевила процесс производства, одновременно снизив вес получаемого изделия.

Читать еще:  Scion iM 2016

Несмотря на распространенное мнение об опасности такого рода аккумулятора, многочисленные тесты и годы использования на автомобилях Tesla показывают надежную защиту от вспучивания, перегревания, воспламенения за счет грамотной терморегуляции. А для удобства водителя и не в ущерб элегантности внешнего вида автомобиля весь блок батарей находится под полом машины, что также разительно отличает модели Tesla от аналогичных электромобилей.

Не менее уникальна история и с созданием двигателя. Инженеры компании, чтя память Николы Теслы, взяли за основу разработку самого ученого. Классический мотор, имеющий жидкое охлаждение, работает от переменного 3-фазного 4-полосного тока. Компактный агрегат легче и практичнее традиционного двигателя внутреннего сгорания, а также дает возможность исключить из конструкции трансмиссию ради прямого привода. Именно с этой силовой установкой электромобили получили наибольшую популярность и смогли развивать скорость до 208 км/ч.

И, наконец, ратуя не только за чистоту, но и за безопасность, конструкторы постарались максимально обезопасить будущих владельцев автомобиля. Корпус электрокара сделан из ударопрочной стали, а водителя и его пассажиров защищают целых 8 подушек безопасности.

Избыточный спрос рождает убытки

Сейчас все проблемы компании Илон Маск списывает на сложности с изготовлением Model 3, продажи которой стартовали летом 2017 года. При плане в выпуске 5 тысяч экземпляров к концу года на данный момент завод выдает не более 260 штук в неделю. Виновником глава компании сделал производителя аккумуляторных батарей, который своевременно не поставил качественное оборудование, а потому инженерам Tesla пришлось тратить лишнее время и ресурсы на то, чтобы самим доработать аккумуляторы. Хотя зачем было собирать предзаказ такого объема, чтобы впоследствии с ним попросту не справиться?

На фоне этой задержки, новостью о которой быстро разнеслась с помощью СМИ, цена акций сразу подешевела на 3%. Беспокоят инвесторов компании и такие нюансы, как крайне малое количество официальных сервисов для электромобилей. Тогда как Volkswagen со дня на день должны выпустить аналог Tesla, который уже обещает быть в разы дешевле и обеспечить потенциальных потребителей должной инфраструктурой.

Кроме того, компания оповестила сотрудников о сокращении, которое затронет от 400 до 700 человек из работающих сейчас 33 тысяч. Руководство таким образом планирует бороться с недостаточной эффективностью текущего производства и «оптимизировать» без разбора и рабочих, и инженеров. Все, попавшие под сокращение, сотрудники получат щедрые бонусы, а их места сразу планируется заполнить более перспективными.

Параллельно Илон Маск ведет переговоры с японскими корпорациями по возведению гигантского завода по производству автомобильных аккумуляторов, которыми можно в полной мере обеспечить весь объем производства Tesla. Однако пока проект находится на стадии планирования, так как подобная идея потребует слишком глобальных финансовых вливаний для соответствующего уровня роста.

Следует отдать должное основателям компании Tesla – они являются революционерами в своей области, решившими воплотить мечту многих автопроизводителей в реальность. К сожалению, они сами не понимали, с какими проблемами и расходами столкнутся. Современный мир абсолютно не готов к электрическому транспорту, а потому, прежде чем разрабатывать машину и технологии для нее, следует в первую очередь продумать вопрос производства, эксплуатации и утилизации аккумуляторных батарей.

Эффективность Илона Маска сейчас возведена в ранг легенды, а его эффективность подтверждается одним лишь тем фактом, что при баснословном состоянии он лично утверждает все расходы дороже 10 тысяч долларов. Похоже, что он мечтает о том, чтобы его заводы заполнили роботы, максимально продуктивные, способные контролировать процесс выпуска электрокара от начала и до конца. К сожалению, при таком подходе все его самые инновационные идеи так никогда и не станут бюджетными и доходными.

Видео интересных фактов о компании Tesla Motors:

Олег Кузнецов: остров невезения. Почему Tesla несет убытки

В апреле издание The Information опубликовало статью о неожиданных кадровых изменениях в компании Тесла. Согласно обнародованным данным, Илон Маск взял под личный контроль процесс производства автокаров Model 3, сместив с должности вице-президента по разработке Дуга Филдса.

Сам Маск очень негативно воспринял публикацию, раскритиковав ее автора в своем Твитере. Тот ответил, и завязалась горячая перепалка на глазах у тысяч фоловеров. В итоге журналист предложил бизнесмену интервью, но получил жесткий отказ. «Алло, мне нужно строить автомобили», – сказал тогда Илон Маск.

Этот скандальный случай – лишь один из множества, с которыми компания Tesla и лично Илон Маск имели дело за последний год, как минимум. И все эти скандалы – одновременно и причина, и следствие последних неудач Tesla, в том числе – и с выпуском Model 3. Но обо всем по порядку.

Вначале был масштаб

Компания Tesla изначально поставила перед собой грандиозную цель. Ее основатели – Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин – не просто хотели строить электрокары. Нет, они стремились трансформировать транспортную отрасль в целом, перевести все авто на электричество и таким образом снизить зависимость от «нефтяной» иглы.

Очень амбициозные планы, которые требуют не просто много денег. Нужно предусмотреть и найти эффективные решения очень многим глобальным проблемам. Одна из первых среди них – отсутствие необходимой инфраструктуры. В мире элементарно не производят такого количества литий-ионных аккумуляторов, чтобы массово строить электрокары.

По этой причине Tesla даже построила собственный завод по производству батарей («Гигафабрика» – ред.). Вынужденная мера, которая, однако, потребовала от компании дополнительных денежных вливаний и впоследствии стала одной из причин того, что стоимость первого авто Tesla – Родстера – превысила 100 тысяч долларов вместо планируемых 85 тысяч.

Тесла также пришлось развивать сеть заправочных станций, чтобы обеспечить своим клиентам комфортное пользование автомобилями. И опять же, это дополнительная нагрузка на бюджет компании. Тут Тесла пошла еще дальше, заявив, что все ее зарядочные станции бесплатны в использовании. Сначала такая возможность была введена для водителей авто Тесла, позднее – вообще для всех владельцев электрокаров.

Вот эта страсть к масштабу, к слову, и является одной из главных проблем Тесла. Компания не мелочится ни в чем: ни в планах, ни в способах их реализации.

В одной из последних и наиболее нашумевших биографий Илона Маска «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future» подробно описывается процесс производства Tesla Roadster. Он затянулся и, как говорилось выше, превысил первоначальный бюджет в два раза. Причина оказалась прозаичной. Тогдашний СЕО Тесла Мартин Эберхард приобретал для разработки дорогие запчасти, которые к тому же доставлялись из разных концов света. Кузовные панели, например, производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня и т.д.

Когда Маск (а он уже на тот момент являлся главой совета директоров и главным инвестором компании — ред.) узнал о подобном расточительстве, то сразу же сместил Эберхарда с должности. А Tesla вошла в жесткий режим экономии, но даже так не смогла снизить стоимость разработки до запланированной цифры и в итоге сама оказалась без денег. К тому моменту уже шел 2008 год, а вместе с ним – и финансовый кризис, который не позволил Тесла привлечь дополнительное финансирование.

Нельзя не отметить, что и сам Илон Маск значительно усложнил первоначальную конструкцию Тесла Родстер. Он хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Все это крутые фишки, безусловно, но вопрос в том, так ли они были необходимы? Компании нужно было предоставить миру надежный и удобный электрокар, а не какое-нибудь супергеройское авто сродни «бэтмобилю».

Можно предположить, что все это делалось для того, чтобы поразить публику и привлечь больше внимания. А что-что, но привлекать внимание Илон Маск умеет. Вспомнить хотя бы его акцию с запуском электрокара Родстер в космос. Это было громко, эффектно и отлично отводило внимание общественности от того факта, что 2017 год компания Тесла завершила с убытком $1,96 млрд.

Что интересно, тактику «чем шире размах – тем лучше» Илон Маск продолжает использовать дальше. Так, выпущенные после Родстера электрокары Tesla Model S и Tesla Model X обладают еще большим оборудованием, оснащены панорамными стеклами. В Model X панорамное лобовое стекло плавно переходит в панорамную крышу. А ведь подобное решение требует тщательной проработки.

Стекло – хрупкий материал и необходимо обеспечить его максимальную прочность и безопасность для пассажиров в чрезвычайных ситуациях. Для этого производится целый ряд тестов, основной из которых – изучение «поведения» стеклянной панели при опрокидывании автомобиля. А это, опять же, время и деньги, которых у Тесла на момент запуска Tesla Model X было в обрез.

И не забудем о «крыльях чайки» (хотя Тесла использует термин Falcon Wing – «крыло сокола» – ред.) – автоматических дверях, открывающихся вверх. Подобная новация потребовала от компании разработки ультразвуковых датчиков, способных «видеть» сквозь металл, потому что дизайнеры сочли стандартную систему внешних датчиков непривлекательной. Эти двери также потребовали от инженеров усовершенствования и усиления конструкции крыши автомобиля для обеспечения большей безопасности при столкновении.

И опять же возникает вопрос: для чего? Острой практической необходимости ни в панорамном стекле, ни в «крыльях» нет. Да, красиво, да, футуристично, но долго и дорого в производстве! Зато это объясняет, почему Tesla так долго терпит убытки и не может выйти «в плюс».

Без крутых штучек не обошлось даже в Tesla Model 3 – первом доступном электрокаре бренда. Что, вероятно, также стало причиной задержки с его выпуском и как следствие – финансовых проблем компании.

Автомобиль, среди прочего, оборудован скрытыми дверными ручками. Со стороны выглядит круто, но в быту не очень практично, поэтому производители используют такие ручки для ограниченных по количеству выпуска суперкаров (например, Aston Martin Vantage — ред.). А Tesla внедрила подобное решение в серийный массовый автомобиль. Зачем? Потому что круто, видимо. Потому что так, в понимании Илона Маска, должен выглядеть автомобиль будущего.

Но не стоит забывать, что использовать его будут на дорогах пока еще настоящего, а значит, и соответствовать он должен потребностям все же времени настоящего.

Скандалы, интриги, расследования

Все вышеописанные недочеты в работе Tesla дополнительно усиливаются почти непрекращающимся негативным информационным потоком.

Так, весной компания отозвала 123 тысячи своих машин в связи с проблемой в одном из компонентов усилителя руля. Почти одновременно с этим произошло еще два события: началось расследование январского ДТП с участием Tesla Model S, а рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг компании до уровня В3 с негативным прогнозом.

После этого акции Тесла упали на 8% всего за день. А за апрель в целом падение составило 21%.

Негативно на репутации компании и стоимости ее акций сказалась череда увольнений. Из Тесла уходят как руководители, так и обслуживающий персонал. Только в сентябре, например, компанию покинули Сара О’Брайен, вице-президент по связям с общественностью, Габриэль Толедано, начальник отдела кадров, и Дейв Мортон, главный бухгалтер. Вице-президент по международным финансам и операциям Джастин Макани ушел в октябре. Такие кадровые перестановки говорят о дисбалансе внутри компании.

И, наконец, поведение самого Илона Маска. Например, его первоапрельский твит о банкротстве Тесла или более поздний, августовский – о намерении выкупить все ту же Тесла и сделать ее приватной. Очень странные заявления, со стороны можно даже подумать, что Илон Маск будто специально отпугивает инвесторов. Но, скорее всего, это была часть плана. Плана, который реализовать так и не получилось.

Читать еще:  Непрошедших техосмотр будут штрафовать

Так, в конце лета СМИ распространили новости о возможной продаже Тесла Суверенному фонду Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF ). Потом, правда, Маск их опроверг, уточнив, что это были лишь разговоры, ничего больше. Может и так, но то, что предприниматель действительно размышлял об изменении формы собственности компании, подтверждает, например, его письмо к сотрудникам компании. В нем предприниматель поясняет, что переход к приватной модели освободит компанию от спекуляций по поводу стоимости акций и позволит эффективнее концентрироваться на своей работе.

А в СМИ и так часто мелькают новости о недовольстве Маска давлением, которое инвесторы оказывают на работу Тесла. Это как минимум доказывает, что он всерьез рассматривал возможность сделать Тесла приватной.

Что дальше?

Как известно, твит Маска о приватном будущем Тесла вызывал не просто шумиху среди инвесторов, но и привлек внимание американской Комиссии по ценным бумагам. Она провела расследование, в ходе которого Маска признали мошенником и оштрафовали. Также он лишится места главы совета директоров. Как это отразится на Тесла?

Вряд ли стоит ожидать больших проблем. Скептики утверждали, что без Маска у руля акции Тесла тут же обвалятся. Снижение цены действительно было после объявления решения Комиссии, но сейчас ситуация выравнивается. На данный момент стоимость акций даже выше, чем была в первой половине года. Да и тот факт, что Маск больше не в кресле директора, не означает, что он не сможет и дальше участвовать в делах компании и развивать производство автомобилей.

Наконец, уход Маска с руководящей должности может, наоборот, обернуться плюсом. Затянувшееся сложное финансовое положение компании говорит о том, что сама она не способна ничего исправить. Ей нужны новые силы и новые лица, которые не будут отвлекаться на скандалы с журналистами или на управление другой компанией (Илон Маск помимо Тесла также продолжает развивать и SpaceX).

Гораздо больше неприятностей компании сулит возбуждение уголовного дела в ФБР . В Бюро расследований подозревают, что Тесла вводила в заблуждение инвесторов.

Подводя итоги

Надо отдать должное: компания Тесла произвела настоящую революцию в автомобилестроении. Она доказала, что электрокары действительно могут составить конкуренцию традиционным машинам, а отказ от нефти в транспортной сфере вполне реален.

Tesla Roadster стал первым электрокаром, который объединил в себе одновременно колоссальные технические возможности, потрясающие дизайн и комфорт (хотя тут, конечно, на любителя, все же пристрастие Тесла к минимализму по вкусу далеко не всем — авт.). Его выпуск вынудил и другие автоконцерны обратить более пристальное внимание на электрокары. Все эти Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и прочие появились уже после того, как состоялся громогласный выпуск Родстера.

Но стремясь приблизить будущее, Тесла и Илону Маску лично нельзя все же забывать о настоящем. В конце концов, классный электрокар не тот, что способен быстро разгоняться и предоставлять панорамный обзор. Классным он станет, когда сможет ездить долго без подзарядки, будет эффективно передвигаться даже в условиях бездорожья и не будет создавать проблем владельцу в плане технического обслуживания. А для того, чтобы этого добиться, нужно еще много потрудиться. И вряд ли год-два, как говорил Маск, когда обещал старт продаж Tesla Roadster.

Пиар-пиаром, но и об осторожности забывать не следует. В конце концов, мы говорим о глобальных мировых переменах, а они никогда не происходят быстро.

Олег Кузнецов, партнер Kreston GCG

Опять «тройка»: доступный электромобиль не принес Tesla денег

Результаты второго квартала для Tesla, автомобилестроительной компании Илона Маска, оказались разочаровывающими. Корпорация вновь понесла многомиллионные убытки, а ее ведущий технолог, работавший с Tesla с самого начала, покинул свой пост. Хотя самому известному производителю электромобилей удалось нарастить объемы производства, инвесторы ответили однозначно — акции компании рухнули. Коммерческий успех для компании вновь отодвигается на неопределенный срок. Возможно, причиной является переключение активности корпорации на производство сравнительно дешевой Model 3. Подробности — в материале «Известий».

Машин много.

Во втором квартале 2019 года Tesla удалось совершить впечатляющий прорыв в объемах производства — компанией было выпущено более 87 тысяч машин, что является рекордным показателем за все время (предыдущий максимум был установлен в конце 2018 года). При этом клиентам было поставлено 95 тысяч автомобилей разных моделей.

Илон Маск на презентации электромобиля Tesla Model 3. 28 июля 2017 года

Ранее у компании Маска были хронические проблемы с наращиванием производства. Хотя в течение 2018 года объемы выпуска удалось поднять в два с половиной раза, целевые показатели раз за разом нарушались. В первом квартале впервые за долгое время и вовсе последовало падение производства на 10 тысяч единиц. Благодаря производственному подъему вырос и уровень продаж, составивший $6,3 млрд.

Кроме того, благодаря майскому выпуску ценных бумаг на общую сумму в $2,7 млрд (было продано акций на $860 млн и конвертируемых облигаций на $1,84 млрд), корпорация смогла существенно улучшить свою финансовую позицию. По итогам первого полугодия в ее распоряжении была ликвидность в размере $5 млрд, чего достаточно для поддержания финансовой устойчивости многие месяцы, даже если дела будут идти неважно. Но, несмотря на несомненный локальный успех, открывать шампанское в Tesla пока рановато.

. Денег мало

Самая главная проблема состоит в том, что компания продолжает оставаться глубоко убыточной. Во втором квартале чистые потери составили $408 млн. Несколько лучше, чем в январе-марте, но существенно ниже предсказаний аналитиков. Они предрекали убытки в размере 35 центов на акцию, тогда как в реальности набралось $1,12 — в три раза больше.

Еще один удар по Tesla — уход директора по технологиям Джей-Би Штробеля. 43-летний инженер был с компанией на протяжении всей ее истории последних 15 лет. Более того, как говорит сам Илон Маск, без ланча с Джей-Би в 2003 году компания просто бы не возникла. Формально Штробель остается в структуре фирмы, но переходит на должность советника, то есть фактически он перестал быть одним из руководителей. Как это скажется на развитии Tesla, пока совершенно непонятно.

Бывший директор по технологиям Tesla Джей-Би Штробель (в центре)

Новости были восприняты публикой скорее негативно и нанесли серьезный удар по рыночной стоимости. Акции рухнули на 13% до минимума с июня, разом отыграв весь рост, который подогревался в начале месяца информацией об успешном расширении производства.

Илон Маск в своем письме акционерам указал, что основной целью компании на ближайшее будущее является увеличение производственных мощностей и выпуск новых продуктов. Тем самым он без прямого упоминания посоветовал инвесторам немного потерпеть убытки, так как корпорация сейчас несет большие расходы на развитие. В частности, планируется в этом году достичь объемов выпуска в 360-400 тысяч автомобилей в год. А прибыль будет потом, при достижении достаточных объемов и укреплении позиции на рынке.

Сомнительные перспективы нового рынка

Для сторонников Tesla это обычный аргумент, они почти всегда указывают на то, что любой компании на принципиально новом рынке нужно время и терпение, чтобы превратиться в «машину по производству прибылей». Самым характерным примером тут является Amazon. Компания Джеффа Безоса была создана в 1997 году, но первую квартальную чистую прибыль (очень скромную — всего $11 млн) получила только в 2001 году, а по итогам года стала впервые зарабатывать только в 2004-м. В июле 2019 года Amazon впервые преодолел отметку в триллион долларов рыночной капитализации.

Рынок электромобилей находится сейчас на той же стадии развития, что и интернет в конце 1990-х — перспективная сфера, которая еще будет приносить основные доходы в будущем. В конце концов, 20 лет назад никто не мог представить, что интернет-магазины окажутся настолько доходным бизнесом. Соответственно, как только объем электромобильного рынка окажется достаточно большим, вложения, наконец, будут давать отдачу.

Завод электромобилей Tesla во Фримонте, Флорида

На это можно возразить тем, что переходный период у Tesla сильно затянулся. Amazon достиг прибыльности на седьмой год работы, тогда как компания Маска присутствует на рынке уже 15 лет, но света в конце туннеля, как и показал предыдущий квартал, всё еще не видно. Возникает вопрос о перспективности отрасли в целом. Если интернет-индустрия в 1990-е и 2000-е являла собой принципиально новый вид товаров и услуг, аналогов которого не существовало раньше, то электромобили — это товар-субститут на уже имеющемся, отлично развитом и устоявшемся рынке.

Выигрыш в производительности интернет-торговли и других областях, связанных с Сетью и компьютерной техникой, был нагляден для всех. Проблемы, связанные с крахом «доткомов» на рубеже столетий, были вызваны не тем, что интернет не оправдал ожиданий, а тем, что на рынке столпилось огромное количество компаний, многие из которых страдали откровенным авантюризмом. После короткого кризиса выжившие быстро пошли на поправку.

С электромобилями все намного сложнее. Они по-прежнему остаются менее эффективными транспортными средствами, по крайней мере, в качестве личного авто (насчет общественного транспорта еще можно поспорить). К примеру, путешествие из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас и обратно на электромобиле занимает 13 часов в сравнении всего с 8 часами на обычном авто. Принципиальный рост производительности незаметен.

Автовоз с электромобилями Tesla Model 3 выезжает с территории завода Tesla во Фримонте, Флорида

В конце прошлого года даже в Калифорнии, предоставляющей мощные субсидии индустрии «зеленых» автомобилей, лишь 1,5% автовладельцев обзавелись машинами, заряжающимися через розетку. В остальных районах США ситуация оказывается в разы хуже, а рост рынка стабильно оказывается хуже ожиданий. В положении, когда нынешняя администрация в Белом доме явно не очень благоволит «зеленой» энергетике, рассчитывать на ускорение роста не приходится.

При этом еще вопрос, что случится, к примеру, с ценами на электричество, когда (и если) электромобили займут хотя бы 20–25% рынка. Последние 10 лет в США их рост стабильно опережал инфляцию, а при таком насыщении предложение может просто не успеть за спросом, который вырастет на десятки процентов.

Развитие без туалетной бумаги

Кроме того, на рынке электромобилей существует еще и конкуренция, которая год от года растет. Практически все производители сейчас начинают разрабатывать свои версии машин без двигателя внутреннего сгорания. Многие из них — крупные автомобилестроители с мощным инвестиционным ресурсом. Преимущество Tesla в том, что у компании есть свои мощности по производству батарей, но оно может быть сравнительно быстро нивелировано.

Электромобиль Tesla Model X на автосалоне в Мюнхене

Наконец, есть вопросы и к тактике компании, например, ставке на сравнительно новую, более доступную модель 3 (цена в самой базовой комплектации — $35 тыс.). Предыдущие модели — X и S — относились к люксовым брендам. Практика показала, что в определенный момент они действительно начали приносить прибыль, но переориентация на «тройку» привела к новому обвалу чистых доходов Tesla в 2018 году. Многие аналитики считают, что Маску и Ко было бы разумно на данном этапе сосредоточиться на производстве дорогих автомобилей «не для всех», что компания научилась делать довольно успешно.

Последние месяцы также показали, что фирма готова идти на самые отчаянные меры для снижения издержек. Сам Маск в мае признавал, что без радикального урезания расходов деньги у Tesla закончатся через 10 месяцев. По слухам, у сотрудников даже отобрали туалетную бумагу. Возможно, это было некоторым преувеличением (руководство компании такие разговоры назвало чушью), но в любом случае само появление подобных слухов достаточно свидетельствует о масштабах микроменеджмента в Tesla. А микроменеджмент редко является признаком успешного бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector