0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

Бензин бьёт рекорды. Почему растут цены на топливо и чего нам ждать дальше?

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

За прошлую неделю в России резко выросли цены на бензин. Таковы данные информационно-аналитического центра «Кортес». Топливо марки АИ-92 подорожало на 76 копеек — до 40,76 рубля за литр, АИ-95 на 79 копеек — до 43,6 рубля за литр, дизель на 79 копеек — до 43,65 рубля за литр. При этом аналитики считают, что предел роста ещё не достигнут и цены на бензин в России могут приблизиться к среднеевропейским значениям. С чем связан рекордный рост цен на бензин и как изменится стоимость топлива к лету?

Этой весной цены на бензин всерьёз обеспокоили автомобилистов. По данным Росстата, средняя цена на топливо превысила 40 рублей ещё в середине апреля. С тех пор рост не прекращался, достигнув своего апогея на прошлой неделе. В апреле глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пытался успокоить автомобилистов. Он заявил, что повышение цены носит сезонный характер и в среднем по году не превысит уровня инфляции. Но вскоре в ведомстве изменили свою позицию. В минувший понедельник в ФАС сообщили, что выдали предупреждение «Роснефти», которая снизила объёмы продаж нефтепродуктов. Это могло привести к росту цен.

Во вторник о проблеме всерьёз заговорили в Московской топливной ассоциации. По данным организации, за прошлую неделю цена бензина на столичных заправках выросла сразу на 88–90 копеек. Теперь АИ-92 стоит 42,21 рубля за литр, АИ-95 — 45,5. Чуть меньше подорожал дизель. Цена за литр выросла на 85 копеек — до 43,99 рубля. В правительстве отметили, что цены стабилизируются после того, как снизятся акцизы на топливо. Это должно произойти не позднее первого июля. Тем не менее о планах по снижению акцизов в правительстве говорили ещё в середине мая, а цены продолжают расти. Это вызывает у автомобилистов серьёзные опасения, что к моменту снижения акцизов цены значительно вырастут и просто закрепятся на стабильно высоком уровне.

— В мае мы столкнулись с сочетанием различных факторов, которые привели к росту цен на бензин, — поясняет главный аналитик «Телетрейд групп» Олег Богданов. — На мировом рынке к середине мая цены на нефть выросли до максимума за 4 года, почти до 80 долл. за баррель. Это заставляет нефтяные компании поднимать цены для оптовых покупателей как на внешнем, так и на внутреннем рынке. К тому же курс российского рубля в силу различных причин при этом не рос, что традиционно происходило при росте котировок нефтяных фьючерсов, а снижался. Цена барреля в рублях достигла невиданных 4,9 тыс., при том что много лет держалась на отметке в районе 3 тыс. Вот это всё и отразилось в конечной цене на бензин.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

По мнению многих аналитиков, в ближайшей перспективе нет никаких предпосылок не только для снижения цен, но и для ослабления темпов их роста. Сейчас говорится о том, что цены на бензин растут из-за того, что растёт цена на нефть. Но невольно вспоминается 2014 год, когда цены на нефть падали, а бензин продолжал дорожать. Объяснение было простым: надо восстановить потери в бюджете из-за понижения цен на энергоресурсы.

Как считает специалист департамента аналитики компании «Аналитика онлайн» Николай Котов, главная причина роста цен — монополия на производство бензина. По его словам, компании могут между собой договориться о минимальной розничной цене на топливо, что, скорее всего, и произошло. И, несмотря на все попытки государства урегулировать цены, в ближайшие полгода они будут только расти.

Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, цены будут сильно расти как минимум до конца лета. Впрочем, предел роста тоже есть. АИ-95 вряд ли подорожает более чем на 45 копеек.

— Стоимость топлива в России к лету может повыситься на 12,6%, — рассказывает директор аналитического департамента инвесткомпании ГХК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — Это произойдёт, если цена бензина в Америке сохранится на нынешних отметках и европейские цены не преподнесут сюрприз. 12,6% — именно настолько сейчас бензин в Америке стоит дороже, чем в России. Надо отметить, что цена бензина взлетела только в рублях. Если считать в долларах, то она идёт к среднему мировому уровню для развитых стран. Например, в США бензин в пересчёте на российские деньги стоит 49 рублей за литр. Цены в долларах тоже растут, но значительно более медленными темпами.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Таким образом, цены на бензин в России напрямую связаны с уровнем цен на международных рынках. Такую закономерность отмечает и руководитель аналитического департамента компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов. По его прогнозам, цены на топливо у нас в стране будут расти до уровня паритета с общеевропейскими ценами. Это объяснимо: российским компаниям выгоднее поставлять топливо по высокой цене в страны Европейского союза, и, естественно, эта цена будет своего рода маркером для розничной отпускной цены на литр и внутри страны.

— К тому же с точки зрения простой экономики тем НПЗ, которые производят из нефти конечное топливо, просто нерентабельно продавать его дёшево, проще его поставлять в Европу, но задорого, — заключает Роман Блинов.

Читать еще:  Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Для информации, цена литра 95-го бензина в Европе колеблется в диапазоне от 1,1 евро в Турции (79,6 руб.) до 1,87 евро в Исландии (131 руб.).

С чем связан рост цен на бензин?

Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.

Содержание статьи:

  • Что влияет на топливные цены
  • Падение объемов поставок топлива
  • Кто виноват и что делать
  • Видео о стоимости бензина в США и в России

Автомобилистов предупредили – рост цен на топливо не планируется останавливать, что наглядно продемонстрировали феноменально высокие оптовые показатели на бирже весной 2018 года. И депутаты Госдумы, наконец, нашли причину всех бед – оказывается, в России слишком много автозаправочных станций.

Что влияет на топливные цены

Сразу следует признать, что только в России не одно десятилетие существует настолько парадоксальная ситуация, когда при рекордно низкой стоимости нефтепродуктов бензин дорожает стремительно и неконтролируемо. Из чего же складывается цена на горючее?

Добыча нефти не является процессом особо трудоемким или прибыльным. В этой сфере Россия лидирует достаточно давно и прочно. А вот получение из сырья качественного продукта, в том числе бензина, уже относится к принципиально иному виду деятельности. Поэтому затраты на добычу нефти в конечном продукте составляют не более 4% в сравнении с 13% за выработку горючего на нефтеперерабатывающем заводе. Следовательно, любые колебания, позитивные и негативные, на мировой бирже сырья никоим образом не должны отражаться на цене российского бензина.

Значит, следует винить не внешние, а внутренние факторы, например, существующую налоговую базу. Рассмотрим долю налогов в стоимости бензина в других странах: в Америке – 20%, в Канаде – 32%, в Японии – 41%, а вот в России – все 60%. Акцизы правительство стабильно повышает по 2 раза в год, платить которые обязаны все предприятия и индивидуальные предприниматели, а также прочие лица, занимающиеся организацией перевозки горючего через российский таможенный контроль.

Себестоимость добычи нефти напрямую зависит от размера нашей страны. Если бы месторождения располагались в европейской части, а не в Сибири, то она обходилась бы намного дешевле. Поэтому страшно представить, что будет, когда сибирские недра истощатся, и придется срочно переносить добывающее производство в Арктику.

Далее, надо помнить о налоге на добавленную стоимость, доля которого превышает 18% в каждом литре бензина. Вместе с акцизами и НДС набегает уже около 25 рублей, тогда как, к примеру, в Латинской Америке полный литр бензина стоит всего 20 российских рублей.

Наконец, прибыль оптовых продавцов, составляющая около 9%, которую как раз забирают себе автозаправочные станции.

Падение объемов поставок топлива

Оптовые цены на АИ-95 только за март выросли на 706 рублей за одну тонну и на 541 рубль на АИ-92. Лишь дизель демонстрировал приятную кошельку стабильно низкую стоимость.

Ситуация заинтересовала ФАС, которая уличила сразу четыре нефтяные компании в намеренном снижении объемов поставок бензина на внутренний рынок. Своими действиями они затруднили его покупку участниками рынка и вызвали несоответствие уровня спроса к предложению. Учитывая скорое начало сельскохозяйственного сезона, потребность в дизельном и бензиновом топливе будет высокая, что позволит нефтяным компаниямреализовать достаточные объемы продукта.

Вот только при наличии прямой связи между курсом доллара и экспортом бензинапоставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными для нефтяников. Поэтому если государство не будет тщательно отслеживать и контролировать количество топлива на внутреннем рынке, то может возникнуть настоящий дефицит и, соответственно, мгновенный взлет цен.

Сами нефтеперерабатывающие заводы пытаются оправдать ежегодное весеннее подорожание плановыми работами на своих производствах, а потому вынужденным сокращением объема поставок. Трейдеры же используют такие работы в свою пользу, как это произошло с московским переработчиком «Газпром-нефть», приостановившим работу без уведомления о том Минэнерго. Реакция биржевых участников оказалась мгновенно и посодействовала скачку цен.

Кто виноват и что делать

Евгений Москвичев из Комитета по транспорту и строительству назвал количество заправочных станций чрезмерным при текущем спросе на бензин.Представители независимых АЗС обвинили в скачке цен рост акцизов и стоимости нефти, что в итоге привело к нулевой прибыли от продажи закупленного на бирже топлива.

Причем эксперты заявляют, что это далеко не предел, и стоимость в самое ближайшее время может вырасти еще на 20-50 копеек и даже до 5 рублей уже к лету.

Однако думский комитет почему-то не учитывает эти факторы, а также недавнее нарушение естественного ценообразования перед президентскими выборами. Тогда регуляторы рынка попросили производителей увеличить продажи, тем самым обрушив оптовые цены. Их указание выполнили, что привело к падению индексов на бирже на 12-13%, росту розничных цен и предбанкротному состоянию находящихся в регионах АЗС.

Эксперты же не могут найти связь между расположенными каждые 3-4 километра заправками и ростом цен на бензин. Российский нефтегазовый комплекс располагается в 11 часовых поясах, требует постоянного поддержания работоспособности и вложения средств. Он уникален по своему размеру и географическому положению, а потому оправдывает требуемые на себя средства.

Читать еще:  Подсветка днища автомобиля своими руками

Кроме того, даже при относительной стабилизации цен на ресурсы у страны имеются большие внутренние долги за газопотребление. С учетом новых стратегий и проектов Газпрома опять таки требуются большие капиталовложения, которые откуда-то следует брать. Почему бы не у автовладельцев? Раз размер транспортного налога недостаточно велик, значит, следует воздействовать на топливные цены.

Кроме того, акцизы являются важной составляющей дорожных фондов регионального и федерального уровней. А так как Минфин сейчас старается активно стимулировать развитие инфраструктуры регионов, все вырученные средства напрямую отправятся на строительство дорог В Калининграде, Крыму и на Дальнем Востоке.

Возможно ли урегулировать колебания бензинового рынка в России? Совет по товарным рынкам предлагает вполовину от общего объема внутреннего потребления повысить норму реализации горючего на бирже и остановить рост акцизов. Однако в контексте последнего фактора аналитики признают данное развитие событий фантастическим. Правительство никогда не решится на снижение акцизов, разве что перенесет их с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции.

Специалисты СПТР уверены, что только стабилизация ценообразования сможет решить проблемы и не допустить банкротства частных заправок, которых в стране насчитывается 63%.

Полную беспомощность показывает Антимонопольная служба, которая беспрестанно последние месяцы выносит предупреждения, однако никого не наказывает и не приносит результата. Нужно жесткое регулирование норм реализации топлива на бирже, пересмотр системы налогообложения с целью освободить автовладельцев от большого фискального, а также создание правил и контроля на мелкооптовом рынке.

Пересмотр налогов окажется полезным еще и тем, что поможет в борьбе с фальсификатом. Как показывают проверки Федерации автовладельцев, за противоправными действиями замечены именно небольшие частные заправочные станции, которые вынуждены терпеть убытки, а потому идти на разбавление топлива или закупку более дешевого некачественного продукта.

Потребительские топливные цены в России более чем в два раза, по данным Росстата, превышают отпускные расценки производителей. ФАС и Центробанк предупреждают, что налоговая нагрузка не только не спадет, но и на протяжении 2018 года еще вырастет при самых оптимистичных прогнозах минимум на 3-4 рубля.

Видео о стоимости бензина в США и в России:

Как сильно могут вырасти цены на топливо в России

Цены на топливо снова растут. Автовладельцы отмечают рост стоимости бензина на заправках почти на рубль. По данным Росстата, на минувшей неделе средняя стоимость топлива увеличилась на семь копеек. Больше всего прибавил литр 92-го — порядка десяти копеек. Беспокойство вызывает тот факт, что топливо дорожает после шести месяцев стабильности. С чем это связано? И что будет с ценами на бензин дальше? Выяснял Николай Долгополов.

92-й и 95-й подорожали почти на рубль. Ранее цены на топливо повысили «ТНК-Столица», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. Росстат подсчитал, что цены повысились в среднем на 0,1-0,2 %. В последний раз подобное удорожание отмечалось в период с 23 по 29 июля прошлого года. Вице-президент Независимого нефтяного союза Юрий Зуев говорит, что повышение стоимости связано с несколькими факторами. И, по его словам, очередную корректировку традиционно стоит ждать лишь весной:

Как рост экспорта может поднять цены на бензин

«Как правило, это сезонный рост. Ежегодно зимой у нас происходит рост цены на дизельное топливо, потому что зимнее всегда дороже по производству и по стоимости, чем летнее. Что касается бензина, нефтяные компании всегда говорят и объясняют рост цены на нефтепродукты процессами инфляции. У нас скачков в последнее время просто не происходит, наоборот, рост медленный и планомерный — по 10-50 копеек, в этот раз как-то немножко скакануло — на 70 копеек. На самом деле спрос падает, реализация падает, то есть предпосылок как таковых, в общем-то, нет для роста.

Весной, я думаю, будет еще определенный подъем. Это, опять же, сезонный рост, какие-нибудь 50 копеек будут добавлены к стоимости».

По итогам прошлого года в антимонопольной службе заявляли, что прирост цен в пределах 2% не нарушает договоренности правительства с нефтяниками о стабилизации топливного рынка. По соглашению, компании могут повышать стоимость горючего в течение года лишь на уровень инфляции. В этот раз ФАС объяснила действия компаний повышением НДС с 18% до 20%. Пока на топливном рынке действительно ситуация более или менее стабильная, однако она может моментально измениться в случае каких-то непредвиденных событий, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. И в этом случае бензин начнет стремительно дорожать.

«2019 год был более или менее стабилен, в отличие от 2018-го, не в силу того, что регуляторами были приняты суперклассные и эффективные меры, а в первую очередь в силу стабильности внешней конъюнктуры. Как только мы входим в турбулентности, появляется простор для новых методов ручного управления. За последние полгода это первый такой подъем, и есть откровенные экономические предпосылки, потому что по зимним дизелям у нас в принципе в стране дефицит производства, плюс цены на бирже у нас сейчас выросли, потому что люди начали активно закупаться после праздников.

В конце прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак оценил ситуацию на российском топливном рынке как стабильную. По его словам, в этом году цены на бензин существенно расти не будут. Во всяком случае, вице-премьер пока не увидел для этого предпосылок.

Читать еще:  Renault Fluence 2017

Как цены на бензин росли в ожидании ремонтов НПЗ

Тем не менее, «Интерфакс» сообщает, что производство бензина в России с 1 по 5 января снизилось, по сравнению с предыдущим периодом мониторинга, более чем на 6%, а выпуск дизеля сократился более чем на 2%. Это в совокупности с низкими темпами экономического роста и сезонным дефицитом как раз создает предпосылки к тому, что топливо продолжит дорожать.

По данным Росстата, в первой декаде января увеличение цен на бензин отмечалось в 49 регионах. Максимальное удорожание зафиксировано в Южно-Сахалинске — там цены выросли почти на 2,5%.

Без резких колебаний: как могут измениться цены на топливо в России до конца 2020 года

С начала 2020 года стоимость топлива в России демонстрирует незначительный рост. По данным Росстата, ещё в конце декабря 2019-го средний уровень цен на бензин АИ-92 и АИ-95 составлял 42,24 и 45,76 рубля за литр соответственно, а по состоянию на 20 января показатели достигли 42,35 и 45,8 рубля.

Небольшое удорожание горючего произошло в большинстве российских регионов. Заметнее всего средний уровень цен вырос в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах — на 14 и 37 копеек, до 45,26 и 46,37 рубля за литр. Исключением стал Уральский федеральный округ, где с начала января бензин в среднем подешевел на четыре копейки — до 44,68 рубля за литр.

Одновременно стоимость дизельного топлива увеличилась на территории всей страны и в среднем выросла на 37 копеек — до 48,09 рубля за литр.

«Наблюдаемый в начале года рост цен на топливо во многом связан с повышением акцизов. С 1 января ставки акцизов на бензин и дизельное топливо увеличились примерно на 3,5%. В следующий раз аналогичный эффект мы увидим только через год, когда ставки вырастут ещё на 4%. Соответствующие изменения уже заложены в Налоговом кодексе», — отметил в беседе с RT аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.

Примечательно, что уже на третьей неделе января рост цен на бензин в России практически остановился, в то время как дизельное топливо продолжило умеренно дорожать. Такую ситуацию эксперты связывают с резким увеличением стоимости горючего за рубежом.

«В первой половине января можно было наблюдать рост цен на горючее в Европе. Дело в том, что Россия поставляет за рубеж порядка 70% произведённого дизельного топлива и приблизительно 10—11% бензина. Поэтому стоимость российского дизеля более чувствительна к изменениям цен на внешних рынках», — добавил Калачёв.

Помимо этого, на увеличение стоимости горючего повлияли изменения в формуле компенсирующего механизма. Об этом в разговоре с RT рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. С 1 января 2019 года государство компенсирует компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Во второй половине 2019 года нефтяным компаниям возмещали 75% доходов от продажи бензина и 70% — от дизельного топлива. Между тем с 1 января 2020-го размер компенсации сократился до 68% и 60% соответственно. Как отметил Евгений Аркуша, изменения в первую очередь спровоцировали увеличение оптовой стоимости горючего. Вместе с тем розничные цены на бензин и дизель в России по-прежнему растут медленнее инфляции.

Отметим, что в результате работы компенсирующего механизма рост цен на бензин в России замедлился почти в пять раз — с 9,4% в 2018 году до 1,9% в 2019-м. Такие данные приводит Росстат. Хотя размер компенсации нефтяникам несколько сократился, действующая система выплат по-прежнему будет оставаться ключевым сдерживающим фактором для цен в 2020 году.

«В целом, если бы не разработанный правительственной группой механизм компенсации, российские автолюбители и предприятия уже сейчас столкнулись бы с подорожанием бензина на 3—4 рубля», — пояснил RT шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Опрошенные аналитики не исключают введения новых изменений в компенсирующем механизме после смены состава правительства. Однако после этого эксперты не ожидают резкого роста цен на топливо до конца года.

«Сейчас пока действует негласное правило между нефтяниками и властями, но со сменой правительства ситуация потенциально может измениться. Впрочем, я думаю, что руководство страны в любом случае постарается не допустить такого же серьёзного скачка цен, который был в 2018 году», — отметил в беседе с RT начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

По словам Алексея Калачёва, в 2020 году одной из причин удорожания горючего также станет высокая конкуренция между производителями топлива и АЗС. При этом рост цен будут сдерживать избыточные объёмы производства и низкий потребительский спрос. Более того, влияние на стоимость бензина окажут и колебания мировых цен на нефть.

«Стоимость нефти на мировых рынках после попытки нового роста в начале года сейчас снижается. Это тоже не даёт оснований для подорожания нефтепродуктов. С учётом всех факторов, влияющих сегодня рынок, я полагаю, что рост цен на горючее удастся удержать в рамках официальной инфляции — пределах 3,5—4%», — заключил Калачёв.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector