0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые интересные моменты истории бренда Chrysler

Chrysler

Во многом история одной из компаний детройтской тройки символизирует все этапы развития автомобильной промышленности США в целом. Компании, как и люди, очень часто противятся объективным изменениям и пример 90-летнего существования Chrysler наглядно показывает к чему в итоге это приводит.

Первые годы

Пример Генри Форда очень быстро продемонстрировал для других американских бизнесменов секрет получения богатства в новом столетии. Быстро возникло много автопроизводителей, которые постепенно укрупнялись и поглощались более сильными игроками. Как раз в результате объединения Уолтером Перси Крайслером в 1924 году нескольких автокомпаний возникла новая марка Chrysler. Очень мощным импульсом для развития молодой компании стало поглощение Dodge в 1928 году.

Уолтер избрал стратегию формирования отдельного сильного бренда в каждой из рыночных ниш. Plymouth предназначался для низшего ценового сегмента, Chrysler — для прагматичных покупателей среднего достатка, Dodge в первую очередь был мощным, но доступным автомобилем, а DeSoto стал утончённым автомобилем высшего уровня. Все марки Chrysler не были самыми доступными или технологичными, конструкторы стремились создавать максимально сбалансированные модели.

В то же время собственник оставлял место для экспериментов. Самой значимой моделью в истории тех годов стал Chrysler Airflow, выпущенный в 1936 году. Это был один из первых полноразмерных автомобилей США с обтекаемым, аэродинамичным кузовом.

Послевоенные эксперименты

Все американские производители во время войны полностью перешли на производство машин для нужд армии. В связи с этим в послевоенное десятилетие наблюдался некоторый консерватизм в американских моделях. США не были готовы к новаторским идеям и Chrysler, как и все штамповал надёжные и качественные, но во многом скучные автомобили.

Однако все изменилось с представлением новой концепции Chrysler «Look forward» — «Взгляд в будущее (вперед)». Новый дизайн всех моделей сразу же пришёлся по вкусу покупателям и в конце 50-х годов автомобили этой марки считались эталоном. Одновременно предлагались многие революционные для Америки технологические решения: торсионная передняя подвеска, несущий кузов вместо рамного, самая современная автоматическая коробка передач, электронная система впрыска топлива.

Фактически это было самое успешное время Chrysler. Хорошие продажи позволяли осуществлять активную покупку европейских автопредприятий, которые к концу 60-х годов сформировали автоцентр Chrysler по ту сторону Атлантики.

Предвестники упадка

Энергетический кризис 70-х годов очень сильно ударил по всех автокомпаниям из США, в том числе и по Chrysler. Все оказались неготовыми к выпуску экономичных авто. Для поддержания конвейеров в рабочем состоянии компания даже выпускала под своими марками автомобили Mitsubishi.

К концу десятилетия финансовое состояние значительно ухудшилось, европейское подразделение было продано Peugeot-Citroen. Специально был приглашён новый руководитель компании Ли Якокка, до этого возглавлявший Ford. Благодаря его отличным связям в бизнес-среде, компания достигла консенсуса с кредиторами и осталась на плаву. В 80-е даже стало возможным присоединение Lamborghini и Jeep.

Активное сотрудничество с европейскими и японскими производителями привело к появлению конкурентоспособных моделей. Однако стремительного роста продаж не наблюдалось, компания балансировала на тонкой грани.

Трудные годы

Руководство компании хаотично искало пути выхода на новую ступень развития и в 1998 году состоялось слияние Chrysler и Daimler-Benz. Однако в таком альянсе немецкие топ-менеджеры не предоставляли своим американским коллегам никакой свободы действия. В новом столетии заводы Chrysler по большей мере выпускали модели других производителей под американским шильдиком. Состояние становилось все более удручающим.

В 2007 году DaimlerChrysler продал подразделение Chrysler инвестиционному фонду, а через 2 года компания объявила банкротство. По состоянию на текущий момент Chrysler полностью состоит в собственности Fiat и будущее компании достаточно туманное.

История марки Chrysler

Chrysler — марка автомобилей, выпускаемых американской компанией Chrysler Group LLC, которая с 2014 года входит в состав итальянского концерна Fiat. Вместе с Ford и General Motors образовывает так называемую Большую детройтскую тройку.

Основателем компании является Уолтер Крайслер, для которого механика была страстным увлечением с детства. В 17 лет он стал помощником машиниста, в 24 — мастером-механиком, в 33 — суперинтендантом на Западной железной дороге в Чикаго, в 35 — менеджером Американской компании локомотивов. Возможно, он и дальше бы продолжал карьеру в сфере железнодорожного транспорта, однако в 1910 году он покупает автомобиль, и его жизнь меняется навсегда.

По некоторым данным, конструкция машины настолько увлекла Крайслера, что прежде чем научиться водить машину, он его полностью разобрал, а затем собрал. Стремясь полностью изучить технологии, он разбирал автомобиль 25 раз.

В 1912 году Крайслер устроился работать в Buick, а спустя пять лет стал президентом этого подразделения в General Motors. В 1919-м он занял должность вице-президента по производству, однако вскоре поссорился с президентом концерна Вильямом Дюраном, что привело к увольнению в 1920 году.

Имея огромный опыт и заработав себе репутацию специалиста, он становится консультантом, которого компания Willy-Overland приглашает помочь выбраться из финансовой пропасти. Затем эти же услуги потребовались фирме Maxwell Motor Car. Чтобы реанимировать компанию, Уолтер Крайслер предлагает по-настоящему действенное средство — новый автомобиль, который должен выйти на рынок под его именем.

В 1924 году появляется Chrysler Six, отличающийся рядом нововведений: гидравлическими тормозами на всех четырех колесах, недорогим, но мощным мотором, циркулярной системой подачи масла, масляным фильтром, датчиком температуры на приборной панели, которая подсвечивалась изнутри.

Крайслер хотел выставить свое детище на автосалоне в Нью-Йорке, однако организаторы отказали, по причине того, что автомобиль не производился серийно. Тогда инженер поставил машину в фойе отеля Commodore, где ежедневно бывало множество инвесторов и журналистов. СМИ сразу же окрестили Chrysler Six сенсацией. В первый же год было продано 32 000 экземпляров модели. Это позволило в 1925 году создать автомобилестроительную фирму, ставшую наследницей Maxwell Motor.


Chrysler Six (1924)

Крайслер работал над стремительным развитием компании. В 1925 году появляется Chrysler Four serial 58, который развивал максимальную скорость в 58 миль, или 93 км в час, бившей рекорды в своем классе. За год компания вышла с 57-го на 5-е место по производству автомобилей в США. Ее машины продавали около 4 000 дилеров по всей стране.

В 1927 году выходит кабриолет Imperial 80 с шестицилиндровым двигателем мощностью 112 л.с. Через год компания покупает Dodge Brothers Inc., который, во-первых, был в пять раз больше Chrysler, а во-вторых, уже заработал себе имидж производителя высоконадежных автомобилей. Уже в 1929 году компания входит в состав «большой тройки» американских автопроизводителей.

В период Великой депрессии компания Chrysler пострадала, как вся промышленность. Однако даже в эти годы она продолжала вести научные разработки, что здорово помогло ей выбраться из стагнации одной из первых в отрасли. Уже в 1933 году ее продажи превышали результаты 1929 года.

Окончательно закрепили успех модели Airflow с изогнутым ветровым стеклом и автоматической коробкой передач. Этот автомобиль разрабатывался с постоянными испытаниями в аэродинамической трубе, что позволило создать передовой для того времени обтекаемый кузов.


Chrysler Airflow (1934–1937)

Во время Второй мировой войны компания выпускала танки, авиадвигатели, военные грузовики, пушки для самолетов и другую продукцию для армии. Война помогла Chrysler заработать 3,4 млрд долларов, которые были потрачены на покупку 11 новых заводов.

В 50-х годах марка сосредоточила свое внимание на качестве и инновациях. В 1951 году выходит первый в мире автомобиль с усилителем руля, который облегчил управление на 80%. Немного позднее появляются дисковые тормоза, дебютировавшие на модели Crown Imperial.

Выходит мотор Hemi V8 с полусферическими камерами сгорания. Он был довольно дорогим и послужил основой для следующей разработки — легендарного двигателя 426 Hemi, который выдавал более 400 л.с. и до сих пор считается одним из лучших моторов.

В 1955 году выходит модель C-300, оснащенная двигателем Hemi мощностью 300 л.с. На тот момент это был самый мощный седан в мире. Из 40 гонок NASCAR C-300 выиграл 20. Организаторы соревнования исключили автомобиль, поскольку решили, что он побеждает благодаря сверхмощному двигателю. Лучшей рекламы нельзя было придумать: в 1956 году продажи модели били рекорды.


Chrysler C-300 (1955–1965)

Во второй половине 60-х компания проводит эксперименты с турбинным двигателем. Всего было выпущено около 50 прототипов машин с таким мотором, и проект был свернут, хотя разработки продолжали вестись уже в Министерстве обороны.

В течение десятилетия марка хотя и продолжала удерживать лидирующие позиции, однако теряла в весе из-за необдуманных шагов руководства. Дизайн автомобилей был немного не в духе времени: при моде на обтекаемые формы Chrysler выпускал двигающиеся прямоугольники. В 60-х годах марка производит маленькие модели, хотя в тренде были огромные лайнеры. К 70-м годам, в разгар топливного кризиса, политика фирмы вдруг меняется и начинают производиться автомобили с низкой топливной экономичностью. В результате компания оказалась на грани финансового краха, предотвратить который пригласили авторитетного управленца Ли Якокку.

Он провел ряд выступлений, в которых красноречиво разъяснил общественности и правительству, что случится с американской экономикой, если Chrysler обанкротится. В результате в 1979 году компания получила от властей кредит в размере 1,5 млрд долларов. Преобразования, проведенные Якоккой, включали частичное увольнение сотрудников, перепрофилирование на выпуск только переднеприводных авто и увеличение топливной экономичности вдвое.

В 1981 году появляются компактные К-автомобили с унифицированной платформой, позволяющей реализовывать разные концепты за минимальный промежуток времени. Кроме того, что они были напичканы такими инновационными новинками, как климат-контроль, бортовой компьютер, турбонаддув, электронная система впрыска топлива, их можно было вернуть в течение 30 дней.

Читать еще:  Opel Corsa 2015

В 1983 году рождается новое поколение моделей — минивэн Voyager, который заставил тысячи американских семей взглянуть на автомобиль по-новому.


Chrysler Voyager (1983)

Успех политики, проводимой Ли Якоккой, позволил компании досрочно расплатиться с правительством и совершить ряд выгодных сделок. Так, в 1987 году Chrysler покупает Lamborghini, затем American Motors, владеющую правами на Eagle и Jeep. С конца 80-х на автомобили марки давалась 7-летняя гарантия. Компания первой начала предлагать подушки безопасности в стандартном оснащении.

В начале 1990-х Chrysler терпел убытки из-за спада в экономике, однако, несмотря на это, начал строительство Большого технологического центра, а также нового завода в Детройте. Кроме того, он выходит на европейский рынок, создавая автомобильное производство в Австрии.

В 1994 году компания снова стала получать огромные прибыли и выпустила ряд новых моделей, среди которых был Cirrus, названный «Автомобилем года изданием» Motor Trend, среднеразмерный седан Concorde, огромный LHS, 300M, роскошной спортивное купе Sebring и его версия с откидным верхом.

В 1998 году произошло слияние Chrysler и Daimler-Benz AG. В 2000 году появляется PT Cruiser, стилизованный под ретро. Первоначально он был выпущен в кузове пятидверного хэтчбека, к которому в 2005 году прибавился двухдверный кабриолет. Версия с открытым верхом оснащалась системой «спортзащиты», которая позволяла потоку воздуха проходить над задними сиденьями, что помогало уменьшить сквозняк для задних пассажиров.


Chrysler PT Cruiser (2000–2010)

В 2001 году выходит четвертое поколение Voyager и Grand Voyager с новым 2,5-литровым двигателем. Спустя три года появляется концепт-кар Crossfire, который получил экспрессивный дизайн и пакет инновационных технологий DaimlerChrysler. Он был тепло принят публикой и обозначил основное направление, в котором марка будет развиваться в будущем.

В 2004-м появляется модель 300C с инновационным дизайном, включающим длинный капот, короткую крышку багажника и драматический профиль с мощными 18-дюймовыми колесами. Изюминка модели — легендарный двигатель HEMI с восемью цилиндрами и 5,7 литрами объема. В качестве базы была использована платформа Chrysler LX с некоторыми компонентами Mercedes-Benz W210. Эта модель была названа «Лучшим люксовым автомобилем» в Канаде в 2005 году.


Chrysler 300 C (2004)

Осенью того же года линейку пополняет 300C Touring с кузовом универсал, в котором доступен дополнительный полный привод.

В России автомобили Chrysler начали продаваться официально в 1998 году. В 2009 году образована компания ЗАО «Крайслер РУС», которая является генеральным импортером автомобилей марки на территории России. С 2006-го по 2009-й самым популярным автомобилем марки на отечественном рынке был PT Cruiser. Теперь россияне могут купить Grand Voyager Limited с 3,6-литровым мотором. Несмотря на то что Chrysler в России относится скорее к нишевым автомобильным брендам, он пользуется устойчивым спросом, который обеспечивают ценители истинно американских традиций в автомобилестроении.

VGA66 › Блог › Что в имени тебе моем 72…Страх и ненависть в Крайслере

Я очень долго собирал материалы для написания этой статьи, но так и не смог установить точную картину произошедшей в Крайслере катастрофы. Много раз я уже упоминал об этом в своих статьях. Её кульминационный момент пришелся на 1960 год, а последствия наиболее явно проявились в 1962 модельном году. Поэтому я и решил начать описание второй пятнадцатилетки своего повествования с объяснения причин, по которым будет пропущено описание продукции отделения Plymouth за производственный цикл 62…64-х годов, а рассказ о продукции отделения Dodge будет весьма урезанным.

Эту катастрофу обычно связывают с именем Bill Newberg, который занимал пост Президента Крайслер Корпорэйшн всего 64 дня. Но истоки её находятся гораздо раньше, и я опять начну с одного, из столь любимого мной, исторического экскурса.

Начнем прямо с Уолтера Перси Крайслера. Тут очень важны даты, трудовой путь участников и общий фон, на котором все происходило. Экскурс будет длинный, но история создания Крайслера сама по себе очень интересна, поэтому я изложу ее.

Итак, Уолтер П. Крайслер родился в 1875 году, и свой первый большой опыт работы он получил на железной дороге, где сделал успешную карьеру с 1905 по 1912 год, а позже был нанят Президентом Buick Charles W. Nash на пост директора завода марки с зарплатой, кстати, в $6000 в год, и поднял объем производства с 20 до 550 шт/день. В 1914 году братьями Додж, ушедшими от Генри Форда Старшего, основана Dodge Brothers. В 1916 году Нэш покидает GM, чтобы создать собственную фирму – Nash Motors, позвав с собой Крайслера, но тот отказывается. В 1917 Крайслер становится Президентом Бьюика, а сама марка – самой прибыльной в GM. В это же год Kaufman Thuma (K.T.) Keller (1896) становится главным механиком Buick, имея за плечами два года работы в Maxwell, и уже пять лет работая в дочерних компаниях GM. Через два года в GM разразилась война за руководящие посты, Крайслер увольняется с постов вице президента GM и президента Buick, которые он занимал одновременно, а Келлер возглавляет Chevrolet Canada.

В 1920 году умирают оба брата Додж, и компания достается их вдовам, а потом и банкирам. Крайслер в этом же году нанят John N. Willys спасти его тонущюю Willys Corporation за баснословную зарплату $1 млн. в год. Дела у него идут неплохо, а вот у Maxwell – не очень. Группа банкиров, связанная с Maxwell, попросила Крайслера помочь вытащить ее из болота, и он согласился за $100 тыс. плюс акции, не прерывая контракт с Willys. Комиссия была вынуждена выставить Maxwell на аукцион, и банкирам, нанявшим Крайслера пришлось перебивать ставки William C. Durant, Studebaker, White Motor Company и других, и выложить $10.8 млн. Крайслер занял пост председателя совета директоров. В следующем году истек его контракт с Willys, а Келлер в 1923-м стал главой всех подразделений GM в Канаде. В 1924 Dodge выпускает свой первый миллион автомобилей, а Крайслер начинает выпуск автомобилей под своим именем, переименовав для начала дочернюю марку Maxwell – Chalmers — в Chrysler. В 1925 вдовы братьев Додж продают компанию финансистам из Dillon, Read & Co за $146 миллионов, а Крайслер получает полный контроль над Maxwell, и на его основе создает Chrysler Corporation, став ее Президентом и Председателем совета директоров.

В 1926 году Келлер оставляет GM, и присоединяется к своему старому знакомому — Уолтеру Крайслеру. В 1928 году Крайслер основывает Plymouth, где так же становится Президентом, и DeSoto, который, как считают многие, был создан для давления на переговорах о покупке Dodge. Покупка состоялась 31 Июля, её сумма составила $170 миллионов, и за это сумму он получил три завода, землю, на которой вскоре построил завод Plymouth и большую дилерскую сеть по всей стране. Первый автомобиль DeSoto был выпущен 4 Августа, а Dodge в этом году выпустил свой двух миллионный автомобиль. Крайслер так же стал Президентом Dodge, а генеральным менеджером стал Келлер. Крайслеру уже 53 года, Келлеру — 42.

В 1930 году Келлер заменяет Крайслера на посту Президента Dodge. В 1933 году в Нью-Йорке Крайслер знакомится с молодым адвокатом Lester Lum Colbert (1905), который работал в адвокатской конторе Larkin, Rathbone & Perry, клиентом которой был Уолтер. Он нанимает его на работу, и тот около 10 лет работает в команде Келлера по юридическим вопросам, в том числе в переговорах с профсоюзом United Automobile Workers. В эти же годы свой трудовой путь в Корпорации начинает William C. Newberg (1910), как водитель и механик в отделе дорожного тестирования автомобилей. Третье новое лицо этой истории – великий Вирджил Экснер (1909) в 1934 был принят величайшим Харли Эрлом на работу дизайнером в GM. В тот год Plymouth произвел свой миллионный автомобиль. В 1935 Келлер заменяет Крайслера на посту Президента Корпорации, Уолтер остается Председателем совета директоров, а Экснер становится главой дизайна Pontiac. В 1936 году Dodge преодолевает планку в 3 миллиона автомобилей, а Крайслер вытесняет Форд со второго места в рейтинге корпораций, и в 1937 Plymouth разменивает второй миллион, Chrysler – первый, а весь Крайслер впервые производит миллион автомобилей в год. В 1938 Экснер принимает предложение Raymond Fernand Loewy, и начинает работать на Studebaker, В 1939 произведен трехмиллионный Plymouth.

В 1940 году, в возрасте 65 лет умирает Уолтер Крайслер, в следующем году Plymouth догоняет Dodge по объемам выпуска, каждый выпускает свой четырехмиллионный автомобиль. Во время войны Колберт и Ньюберг работают на заводе Крайслера, выпускающем двигатели для бомбардировщиков В-29. В 1946 Колберт становится Президентом Dodge, а Ньюберга отправляют руководить подразделением Chrysler Airtemp, производящее системы кондиционирования и холодильного оборудования. К 1950 году он увеличит производство втрое. В 1948 Plymouth, а в 1949 и Dodge производят свой пятимиллионный автомобиль, a DeSoto достигает первого миллиона. Экснера в том же году вначале приглашают в Форд, но, поскольку там уже набрали кучу дизайнеров из GM, то ему в итоге отказывают. Крайслер уже начинал испытывать последствия консервативного подхода к дизайну и терял долю на рынке. Поэтому, узнав о доступности Экснера, его тут же наняли, и он за пару лет создал свою студию, примерно из 30 человек.

В 1950 году Келлер оставляет пост Президента Колберту, сам воглавляя Совет директоров, а Колберт делает Ньюберга Президентом Dodge в 1951 году. Тогда же выходят первые концепты от студии Экснера. Plymouth в 1950 производит свой шестимиллионный автомобиль, а Chrysler – двухмиллионный. В 1951 Plymouth преходит отметку в семь, а Dodge – в шесть миллионов. Келлер покидает Крайслер в 1956 году, к этому моменту Plymouth уже произвел более 9 миллионов машин за свою историю, а Dodge – семь. Далее 1957 год становится мегауспешным для Крайслера, но этот успех приносит с собой кучу проблем. Экснер полгода проводит в больнице, после открытой операции на сердце, его восстановление займет два года, в его отсутствие нанимаются другие дизайнеры, которые придумывают дизайн 1960 модельного года, не понравившийся Экснеру. Вернувшись к работе в конце 1958 года, он, и его люди, начинают разрабатывать принципиально отличающуюся по концепции дизайна линейку автомобилей, так называемую S-серию, для запуска ее в серию в 1962 году. Экснер решил принести больше спортивного духа, поэтому в новой концепции не было места громадным задним крыльям конца 50х, зато был длинный капот, короткая корма и большая площадь остекления, с гнутыми боковыми стеклами, которые он опробовал на Imperial, начиная с 1957 года.

Читать еще:  Tagaz Aquila. Обзор бюджетного «суперкара»

Но проблемы постигли не только дизайнерский отдел Крайслера, но и его самое высшее руководство. В 1956 году Ньюберга назначают Вице-президентом Корпорации по всем автомобильным операциям, а в 1958 он становится Исполнительным Вице-Президентом Корпорации, и считался преемником Колберта, с которым они были друзьями, соседями и членами одного country club, а их жены были подругами.

И вот, 28 Апреля 1960 года Ньюберг таки стал Президентом Крайслер Корпорэйшен, а Колберт – Председателем совета директоров. Проторенная дорожка для топ-менеджеров Корпорации. Однако не все было так безоблачно. Еще в 1958 года группа миноритарных акционеров Корпорации, во главе с адвокатом Sol Dann, обвиняла руководителей Крайслера в том, что они получали выгоду от неправомерного владения долями в фирмах-поставщиках, где они специально завышали закупочные цены, для получения доходов в личный карман. Первые два года руководству Крайслера удавалось просто отмахиваться от обвинений.

И вот в это самое время, один случайно подслушанный разговор, подобно взмаху крыльев бабочки привел громадную Корпорацию, чуть ли не к гибели. А ведь Крайслер делал не только автомобили. Например, первый американский искусственный спутник Земли был запущен на произведенной Корпорацией ракете. Что же произошло? Банальщина, но в жизни так бывает. В Детройте большую долю местной великосветской тусовки составлял топ-менджмент Большой Тройки, они вместе посещали различные мероприятия. И вот на одном из них, свежеиспеченный 50-летний Президент Крайслера, Билл Ньюберг, случайно услышал разговор генерального менеджера Chevrolet Ed Cole, обсуждавшего с коллегами выпуск компактной линейки Chevrolet. Тут надо отметить вот что: Ньюберг никогда не работал в GM, не знал их сленг. Chevrolet большинство в Америке называли Chevy, но ирония заключалось в том, что новая линейка продукции называлась Chevy II, естественно цифра 2 в разговоре не фигурировала, сотрудники GM и так понимаои, о какой линейке идет речь, ну а Ньюберг решил, что они говорят не просто о новой линейке, а о переходе основного модельного ряда Chevrolet – Impala итд на компактный размер. Для такого умозаключения имелись вполне веские основания. Размер Chevrolet уменьшился в прошлом году, у марки уже была компактная линейка – Corvair с мотором сзади, а то, что будет выпускаться целых три линейки разных размеров, тогда никто не мог предположить. Такого просто еще никто не делал. Интересно, что Форд шел тем же путем, и тоже скоро предложит три линейки. Но на тот момент об этом не было известно. С другой стороны, компактный Rambler только что лишил Plymouth третьей строчки в рейтинге производителей, несмотря на помощь компактного Valiant. Нужно было бы изучить этот вопрос, получить сведения еще из каких-нибудь источников, проверить и все такое. Но, хорошая мысля, приходит опосля. И Ньюбергу она не пришла…

В понедельник он срочно собрал дизайнеров и инженеров. Без какой либо преамбулы, он приказал уменьшить размеры Plymouth и Dodge для 1962 модельного года. Единственным, кто восстал против такого решения, был Экснер. Но за время болезни он значительно ослабил свои позиции в руководстве Корпорации, и единственное, что ему удалось, это обещание Колберта, что он не будет нести ответственность за неминуемый провал этих, как он назвал их «ощипанных цыплят», при их выходе на рынок. Самое смешное, что сам Экснер спроектировал концепт, используя агрегаты Valiant, который даже назвали в его честь — XNR. Это была вполне себе приятная по дизайну машина.

Как обычно, ее изготовлением занималась итальянская Ghia, которая собирала большинство концептов Экснера, из-за дешевой рабочей силы в Европе в то время. До Экснера, каждый концепт, произведенный Крайслером в Америке, стоил невменяемые сотни тысяч долларов. Итальянцы обходились гораздо дешевле, да и рамные конструкции 50-х годов, позволяли отправить в Италию серийное шасси и получить уже готовый автомобиль в единственном экземпляре. Кстати сказать, одной из причин проблем с сердцем Экснера, наряду с постоянным курением и стрессом при запуске 57-го модельного года, была утеря концепта Norseman, утоновшего в катастрофе итальянского корабля Andrea Doria, который вез его в Америку.

Из Plymouth XNR итальянцы уже самостоятельно предложили предсерийный образец Plymouth Assimetrica, который уже на мой взгляд выглядел гораздо уродливее, но собрал хорошие отзывы, и даже был куплен известным писателем Сименоном.

Самые интересные моменты истории бренда Chrysler: ТОП-7

Статья о самых интересных моментах истории автомобильного бренда Chrysler. В конце статьи — видео про Уолтера Крайслера.

Содержание статьи:

  • История одного карьериста
  • Изобретатель полусфер
  • Война – дело прибыльное
  • Новаторы, вперед!
  • Космические технологии
  • Деньги есть – ума не надо
  • Символ Нью-Йорка
  • Послесловие
  • Видео про Уолтера Крайслера

Один из Большой тройки американских автопроизводителей, разработчик необычных, культовых моделей – это всё Chrysler. О становлении, феерическом взлете и интересных фактах из истории одного из наиболее популярных брендов Америки – в следующем обзоре.

История одного карьериста

Автоэксперты и просто фанаты этих моделей считают, что успех компании связан не с уникальностью дизайна, не с технической начинкой, не с прогрессивными разработками, а исключительно с личностью отца-основателя – Уолтера Крайслера.

При том, что он не был гениальным инженером или изобретателем, Крайслер умел видеть профессионалов и подбирать по-настоящему талантливых людей для своей команды. Работая в Buick, всего за 4 года Крайслер поднял объем производства компании с 20 штук в сутки до более полусотни.

Достигнуто это было путем подбора грамотных специалистов и небольшой реорганизации деятельности, что заставило Уильяма Дюранта – владельца GM – увидеть в талантливом руководителе прямого конкурента.

После того, как Крайслер спас от финансового краха Maxwell Motor, собственноручно с помощью всего трех инженеров разработав бюджетную, комфортную, продаваемую и яркую модель, он фактически стал президентом компании. Объединив наследие Maxwell Motor и еще некоторых компаний, Уолтер Крайслер создал молодое энергичное производство, которому суждено было войти в историю.

Изобретатель полусфер

Одно из распространенных заблуждений касается линейки двигателей Hemi, чьё создание приписывается компании Chrysler. На самом деле первые моторы в виде полусфер применялись еще за столетие до их массового распространения в Америке.

Однако именно Уолтеру Крайслеру агрегаты обязаны своей нежданной популярностью, начавшейся с боевых истребителей Thunderbolt, а затем перешедшей к использованию на автомобилях.

Если на обычных серийных автомобилях особой разницы не было заметно, то оснащение Hemi гоночных автомобиль, в том числе участников Nascar, произвело настоящий фурор.

Модель Chrysler 300, не единожды одерживала победы на всевозможных кольцевых гонках, попутно установив рекорд скорость в 230 км/ч. Еще более фантастические успехи ожидали гоночную команду в гонках Nascar, Ле-Ман, Индианаполис и Нюрбургринг, так что руководство соревнований вынуждено было запретить эти двигатели из-за феноменальных возможностей.

Война – дело прибыльное

Многие автопроизводители лишались своих производств или банкротились во время военных действий, Chrysler же сумел не только пережить трудные годы, но и заработать едва ли не больше, чем в мирные — больше 3 миллиардов долларов.

Переоборудовав свои цеха и конвейеры на военные рельсы, компания начала производить необходимый для армии транспорт, оружие и оборудование:

  • Рамзес II – египетский танк, представляющий собой американское «прочтение» советских танков Т-54 и Т-55;
  • средние танки М 3 Ли и М 4 Шерман, названные в честь американских военачальников;
  • тактическая управляемая ракета типа «воздух—поверхность» под названием «гадюка» — Viper;
  • тяжелый противотанковый ракетный комплекс BGM-71 TOW, эксплуатируемый по настоящее время в американской армии.

Производила компания также двигатели для самолетов, грузовики и внедорожники военного типа, оружие для танков и самолетов, пушки.

Новаторы, вперед!

Не только модернизацией и продвижением двигателей Hemi может гордиться команда Chrysler, в их «копилке» немало интересных разработок.

Трансмиссия с муфтой на гидравлическом приводе, примененная на модели New Yorker, перевернула сферу автомобилестроения. Полуавтоматическая трансмиссия почти не требовала ручного переключения передач, а самосмазывающиеся подшипники и наличие специального покрытия Superfinish в совокупности в разы снижали износ металлических деталей, даже постоянно контактирующих друг с другом.

Революционной стала и аэродинамическая труба, которая была создана благодаря дружбе с пионерами авиации – братьями Райт. Модель Airflow с помощью этой конструкции приобрела настолько высокие аэродинамические качества и несущий кузов, что превзошла все прочие типы кузовов. Кроме того, автомобиль получил необычно низкие дверные порожки, автоматическую коробку с понижающей передачей, расположившиеся в крыльях фары, мизерный расход топлива.

Читать еще:  Lada Vesta — станет ли она популярной?

Хотя американские потребители оказались не готовы к такому автомобилю «будущего», что наглядно показывали низкие продажи, прочие мировые автопроизводители с удовольствием подхватили идею и начали копировать как внешний вид, так и техническую начинку модели.

А 1960 год ознаменовался конструированием первой в мире передней панели с подушкой безопасности, а заодно и созданием подвески с торсионными балками и руля с гидроусилителем.

Космические технологии

Первое сотрудничество с NASA у автопроизводителя состоялось в 1952 году, когда по итогам конкурса именно ракеты Chrysler получили право отправить на орбиту подопытных обезьян.

Продолжилась совместная деятельность в 1961 году в процессе конструирования автогигантом серии ракет «Редстоун» и «Аполлон», а также при планировании легендарной стыковки «Союз-Аполлон».

Популяризация использования гибридных и электрических двигателей как нельзя лучше стимулировало к такому рода партнерству, позволяющему развить высокие технологии и экологичные композитные материалы.

Деньги есть – ума не надо

После Уолтера Крайслера автоконцерну патологически не везло на руководство, которое то совершало безрассудные поступки, едва не доводя до банкротства, то так же стремительно выводило компанию из пике.

Так, после вырученных на военных заказах средств руководство приобрело сразу 11 новых заводов с целью увеличить объемы производства. При этом остальные производители удивляли потребителей новыми моделями и разработками, Chrysler же пожертвовал качеством в ущерб количеству. Такое решение привело к тому, что компания с лидирующей позиции скатилась лишь на третье место.

Затем в 60-х годах Chrysler стал активно приобретать небольшие европейские автокомпании: 40% испанской Barreiros Diesel, 30% британской Rootes Group, 80% французской Simca, полностью британский Singer. Парадоксально, что некоторые эти заводы существовали десятилетиями, но после «аннексии» Chrysler стремительно пришли к упадку и перестали существовать.

Аналогично обстояла ситуация и с прочими направлениями деятельности. Двигатели Hemi отнявшие много времени, сил и средств, получились мощными, интересными, но настолько дорогими, что не пошли в массовое производство. Тогда руководство затеяло разработку газотурбинного двигателя и даже довело его до промышленной партии, но опять-таки потратило слишком много ресурсов на оказавшийся тупиковым эксперимент.

В 1980 году только авторитет гениального президента Ford Ли Якокки вытащил Chrysler из ямы, походатайствовав за корпорацию перед американским Конгрессом. Автогигант получил кредит, обновил инженерно-конструкторскую команду, наспех, но весьма качественно создал линейку компактных переднеприводных автомобилей и выкарабкался из долговых обязательств.

Символ Нью-Йорка

Имея 30 метров высоты, это здание целый год считалось самым высоким в мире. Оно является эталоном архитектурного периода арт-деко – одного из наикрасивейших в Америке. По общественному признанию – лучшее творение эпохи 1920-х годов. И, наконец, многолетняя визитная карточка города Нью-Йорк – это всё Крайслер-билдинг.

Когда один из самых значимых городов Америки только начал «щетиниться» высочайшими небоскребами, сенатор Рейнольдс задумал строительство этого необычного здания. За проект взялся Уолтер Крайслер, желая сделать его не только музейным экспонатом, но и собственной штаб-квартирой. Он даже внес в проект коррективы, украсив фасад теми самыми орлами, которые украшали производимые им машины.

Строительство шло фантастическими по тем временам темпами – по 4 этажа в неделю, а потому заняло всего 2 года. В процессе работ архитектору настолько хотелось выделиться, что он «от себя» добавил 2 лишних фута, чтобы превзойти соседнее Трамп-билдинг и стать пусть ненадолго величайшим зданием мира.

Послесловие

Что такое Chrysler? Это один из величайших американских автопроизводителей, с уникальным стилем, с интересными техническими решениями, с дерзкой внешностью и характером победителя.

Chrysler – это талантливая команда инженеров, конструкторов, дизайнеров и просто больших умов, которые в равной степени добивались достижений как в военной отрасли, так и в освоении космоса.

Chrysler – это символ Америки, который вместе со своим основателей, своими моделями, своим зданием вошел в историю автомобильную и мировую, в литературу и кинематограф, запечатлен в журналах и открытках.

Chrysler – это легендарный бренд, который несмотря на все свои соглашения и слияния с другими компаниями остается передовым и самобытным.

Видео про Уолтера Крайслера:

История марки Chrysler

Компания Chrysler появилась благодаря американцу Уолтеру Крайслеру в 1925 году, когда Maxwell Motor Company (осн. 1904 г.) была реорганизована в Chrysler Corporation. Сам Уолтер к тому времени уже заслужил репутацию «творца чудес», так как благодаря ему многие компании достигали огромных успехов, среди них General Motors, Willys-Overland и Maxwell Motor Corporation. В течение 4 лет, с 1920 года он вместе с инженерами «Studebaker» проектировал революционно новый автомобиль. В то же время они решили какими будут продукты марки «Chrysler» — доступные автомобили, созданные с использованием передовых технологий.

Логотипы компании менялись несколько раз. Изначально эмблема была стилизована под сургучевую печать, затем была заменена звездой, а после появились крылья.

Основные вехи в развитии

Первым автомобилем стал Chrysler Six, стоимостью всего 1565 $ с легким, мощным двигателем с шестью цилиндрами. Все четыре колеса этого авто были оборудованы гидротормозами, что было в новинку. Кроме того, автомобиль был оснащен алюминиевыми поршнями, сменным масляным и воздушным фильтром, трубчатыми передними осями, амортизаторами. В первый год было продано более 30 000 машин данной модели, и Chrysler поднялся на пятое место в отрасли. Очень удачной была покупка в 1928 году компании Dodge, позволившая Chrysler встать в ряды передовых автомобильных компаний Америки.

Первые серьезные проблемы и, к сожалению, не последние, начались в 70-х годах. Компания понесла убытки из-за энергетического кризиса, непродуманной производственной политики, ряда неудачных моделей и серьезных проблем с качеством. Стоит отметить, что человеком, спасшим производителя от неминуемой гибели, в 1978 году стал всем известный менеджер Ли Якокка, который доказал федеральному правительству, что закрытие Chrysler стало бы национальной трагедией Америки.

В 1998 году произошло слияние с концерном «Даймлер-Бенц». Новая компания стала называться DaimlerChrysler. В 2007 подразделение Chrysler было продано фонду Cerberus. А еще через два года часть акций компании была приобретена итальянским Fiat.

В настоящее время компания состоит из нескольких независимых подразделений, в числе которых: Chrysler, Dodge, Ram Trucks, Jeep, SRT (высокотехнологичные версии автомобилей), MOPAR (высококлассные версии автомобилей, пикапов и внедорожников).

Самые известные и значимые автомобили марки

Chrysler Imperial был создан в 1926 году Уолтером Крайслером, чтобы конкурировать с главными на тот момент марками автомобилей класса «люкс» Cadillac и Lincoln.

Chrysler New Yorker — полноразмерный легковой автомобиль, переживший 13 поколений обновления модели, выпускавшийся с 1939 по 1996 год, а с 70-х годов ставший флагманом Chrysler Corporation. Во всех поколениях эта модель была одним из наиболее дорогих и хорошо оснащённых автомобилей марки.

Chrysler 300 — автомобиль с плавными линиями кузова и мощным двигателем HEMI, выдающим 375 л.с. Его который считают первым «muscle cars»(мускулистый автомобиль), аналогами которого в будущем стали Ford Mustang и Chevrolet Camaro.

Dodge Viper — спортивный автомобиль компании Dodge, являющейся подразделением Chrysler. Viper выпускался c 1992 года и выделялся среди прочих автомобилей, мощным двигателем V10 и агрессивным дизайном.

Chrysler 300C — полноразмерный седан бизнес – класса с двигателем 5,7 литров имел огромный успех в США. С 2006 года продано 440000 автомобилей.

Компания Chrysler является одним из самых больших инноваторов в автомобильной истории. К списку технических новшеств относятся: резиновые опоры для крепления двигателя, позволяющие изолировать кузов от вибраций(Floating Power), карбюраторы с нисходящим потоком воздуха, сменные масляные фильтры, а также изогнутое ветровое стекло, изготовленное в виде единой детали.

Также технологиями, созданными Chrysler, являются: ключ зажигания и стартер (1949), электрические стеклоподъемники (1950), усилитель руля (1951), круиз-контроль (1958), соединение полного привода и автоматической коробки передач (1963).

Интересные факты и спортивные достижения

Chrysler 300, 1955 года выпуска, регулярно одерживал победы на различных кольцевых гонках. Ему принадлежал авто-спортивный рекорд – максимальная скорость на трассе равная 230 км/ч.

Chrysler достигла огромных успехов в гонках NASCAR. Кроме того, Viper GTS-R неоднократно приходил первым на 24-часовы гонках Нюрбургринга и Ле Мана.

На годы Второй Мировой Войны производство всех гражданских автомобилей было приостановлено. Chrysler занимала восьмое место среди всех компаний, производящих продукцию для военных целей.

В 1954 году, после того как глава компании Д.Т. Келлер был выбран президентом Трумэном на пост руководителя программы американской ПРО, Chrysler начала производство 4-ступенчатой ракеты Redstone Юпитер C, которая запустила первый космический спутник Америки. Кроме этого компания участвовала в производстве ракет для миссий Аполлон.

Chrysler в России

Chrysler стал официально продаваться в России в 1998 году. По словам российских представителей бренда, сегодня рынок американских автомобилей только начинает формироваться в России, благодаря агрессивной маркетинговой политике.

За 2010 год в Москве было реализовано 663 автомобиля, в 2011 году эта цифра было удвоена, а в 2012 году компания продала уже 2700 машин.

В салонах дилера для российских покупателей на сегодняшний день предлагаются две модели: Крайслер 300С и Гранд Вояджер. Стоят эти американские авто порядка 2 млн рублей.

Самой популярной моделью является хетчбек с ретро дизайном PT Cruiser, который продавался в России с 2006 по 2008 год.

Автомобили Chrysler интересны не только покупателям, но и угонщикам. За последний год в России было украдено больше 150 автомобилей различных моделей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector