2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые популярные автомобили соцстран

10 знаковых автомобилей, которые выпускались в странах социалистического лагеря

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Yank Tank (Куба)

Yank Tank — собирательное понятие многих классических массивных автомобилей (особенно 50-х годов выпуска). Когда в 1962 году США было введено эмбарго против Кубы, то торговля между двумя странами сошла на нет. Это означало, что владельцам американских автомобилей на Кубе больше негде было купить новые запасные части, если что-то выходило из строя. Кубинские Yank Tank — американские автомобили на Кубе, которые ремонтировались и переделывались деталями, доставляемыми из СССР. В результате зачастую возникали странные гибриды.

2. Урал (СССР)

Разработанные специально для труднопроходимых российских дорог, мотоциклы «Урал» были одними из самых выносливых и надежных байков, которые колесили по дорогам Восточной Европы на протяжении более 70 лет.

3. Skoda 130LR (Чехословакия)

Skoda 130LR вначале показалась всем обычным автомобилем. Так было ровно до тех пор, пока на чешском авто не начали выигрывать одно ралли за другим. Объяснение тому простое: несмотря на маломощный движок в 130 л.с., автомобиль был очень легким — всего 800 кг. Поэтому тяговооруженность Skoda 130LR составляла 0,15 л.с. / кг. Для сравнения, у мощного спортивного BMW M3 тяговооруженность составляла 0,25 л.с. / кг.

4. Red Bull Dakar Kamaz (СССР)

Все, кто любит классическое ралли «Дакар», знает о феноменальных успехах знаменитых «Камазов» на этой гонке. В номинации грузовых автомобилей команда «КАМАЗ-мастер» 13 раз становилась победителем ралли.

5. Газ ГЛ-1 (СССР)

В годы Второй мировой войны «Газ ГЛ-1» был одним из самых быстрых автомобилей в Советском Союзе. Во время тестов инженеры смогли достичь скорости почти в 160 км/ч. Разработан автомобиль был в 1938 году на базе серийного автомобиля ГАЗ-М-1. К сожалению, в 1941 году из-за войны проект свернули.

6. Tatra 603 (Чехословакия)

В 50-60 годы этот роскошный седан был мечтой коммунистических чиновников по всему миру. Спортивное воздушное охлаждение, двигатель V8 мощностью 95 л.с., необычный дизайн и. целых шесть фар. Эта машина попала в топ-10 самых нелепых автомобилей, купить которые может только человек с хорошим чувством юмора .

7. Лада Нива (СССР)

Советский ответ Land Rover — «Лада Нива» — использовалась в военной промышленности, в скорой помощи, в милиции, в сельском хозяйстве, а также в качестве раллийного автомобиля. Конечно, автомобиль уже безнадежно устарел, но он все еще исправно колесит по дорогам.

8. Лада Самара EVA (СССР)

Двигатель, расположенный в центре авто, 300 л.с. (с турбонаддувом), 900 кг веса — подобная «Лада» создавалась специально для участия в ралли (группа Б). Но АвтоВАЗ так и не смог выпустить требуемые 200 экземпляров автомобиля.

9. Лимузин ЗиЛ (СССР)

ЗиЛ — один из легендарных советских грузовиков — был безальтернативным выбором для коммунистических лидеров по всему миру на протяжении нескольких десятилетий. Роскошные лимузины могли составить конкуренцию Jaguar, Rolls-Royce и Mercedes-Benz.

10. Trabant (ГДР)

Возможно, наиболее распространенный автомобиль на дорогах к востоку от бывшей Берлинской стены. Авто было откровенно плохим, но при этом очень простым и дешевым (стоил ГДР-овский автомобиль даже дешевле «Запорожца» ЗАЗ-968). Выпускалось авто с 1957 по 1991 год.

Справедливости ради стоит сказать, что советский автопром разрабатывал и по-настоящему эксклюзивные модели, такие как топ-10 редких автомобилей марки «Москвич» .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые популярные автомобили соцстран: топ-10

Статья о самых популярных автомобилях бывших социалистических стран — их особенности и характеристики. В конце статьи — интересное видео о неизвестных машинах СССР.

Содержание статьи:

  • Polski Fiat 126p
  • Skoda 110 R
  • Melkus RS 1000
  • Wartburg 353
  • ГАЗ-24
  • Tatra Т603
  • EMW 340
  • Lada 2107
  • Trabant 601
  • Lada Niva
  • Видео о неизвестных автомобилях СССР

Машины стран соцлагеря сейчас кажутся по меньшей мере примитивными и странными, а еще смешными и даже пугающими. Какие-то были чересчур спартанскими, какие-то в прямом смысле выдающимися, но каждая из их по-своему была знаменита и достойна внимания.

1. Polski Fiat 126p

Эта малютка была для поляков таким же символом своей эпохи, как для советских граждан – «Запорожец». Автомобиль был доступен по цене и неприхотлив, поэтому его приобретение могли себе позволить и молодожены, и пожилые пары. Более того, компактные размеры машинки настолько не смущали своих владельцев, что те даже отправлялись в путешествие на этих «божьих коровках».

Рожденный на итальянской земле, Fiat практически одновременно начал производиться и в Польше, где и достиг пика своей популярности. Соглашение между двумя автопроизводителями было достигнуто заранее, соответствующая лицензия получена, поэтому для выпуска модели заранее было подготовлено сразу два производства: в городе Бельско-Бяла изготавливали двигатели, а в Тыхы — сами автомобили.

Модель пришла на смену поистине культовому Fiat 500, а его сейчас выглядящий топорным и грубым дизайн в 70-е годы был ультрамодным и привлекательным. Так же как и у 500-й модели, бензиновый 2-цилиндровый двигатель, выдававший 23-26 лошадиных сил, располагался в задней части машины.

О комфорте в такой машине даже и речи не шло: салон вмещал в себя 4 пассажиров, причем позади старались сажать только детей, а багажник предоставлял смешной объем в 100 литров. Чтобы выделить пассажирскому отсеку больше пространства, конструкторы шли на разные ухищрения: колеса устанавливались величиной в 12 дюймов, двухцилиндровый воздушник был избавлен от объемной системы охлаждения, а все агрегаты и двигатель старались скомпоновать максимально плотно.

В общей сложности, Италия выпустила 1,5 миллиона крошечных машинок и еще 3,5 миллиона — Польша. А сама идея конструкции Fiat вышла далеко за пределы этих стран. Например, Австрия под маркой Steyr произвела 2 тысячи экземпляров аналогичных моделей, Дания свои творения ласково назвала «мышонок» — Topolino, а в Англии можно было встретить праворульные модификации De Ville или Saloon.

2. Skoda 110 R

Нынешние автолюбители привыкли ассоциировать бренд Skoda с достаточно простыми, но надежными и безопасными машинами. А ведь когда-то компания производила отличные спорткары, демонстрирующие показатели динамики и скорости, сравнимые с Ferrari и Lamborghini.

Сейчас Skoda 110 R представляет собой желанный экспонат для коллекционеров всего мира. Это заднемоторное купе имело 62-сильный мотор объемом 1,1 литра, который разгонял автомобиль до 145 км/ч. Идея этой разработки возникла у руководителей компании в 60-х годах, когда практически каждый человек владел собственным автомобилем и жаждал чего-то нового. Это было время, когда все европейцы, затаив дыхание, следили за набирающими популярность автогонками и мечтали сами хоть раз промчаться по шоссе с оглушительной скоростью.

По современным меркам Skoda 110 R была крайне маломощной машиной, однако по тем временам она умела показать себя на кольцевых трассах и ралли. Актуален был и внешний облик – довольно широкий, словно бы обрубленный перед, крыша «фастбэк», общий приземистый силуэт, большие фары, необрамленные стекла. Все это придавало модели стильность, спортивность и оригинальность.

Машина выпускалась более 10 лет, итоговый экземпляр сошел с конвейера в последний день 1980 года, округлив тираж до 57 тысяч единиц. Но модель не была предана забвению, на ее базе были созданы другие спорткары этого чешского бренда.

3. Melkus RS 1000

Еще один спорткар эпохи социализма, хотя и выпущенный более чем скромным тиражом по сравнению с чешским коллегой – 104 автомобиля. Это должна была получиться исключительно гоночная модель, но в силу сложных времен и проблем с транспортировкой, машину пришлось доработать таким образом, чтобы она могла самостоятельно добираться до места соревнований. Она имела стеклопластиковый кузов, смешанный с полиэфирной смолой, мощность двигателя варьировалась от 70 до 102 лошадиных сил, а скорости до 160 км/ч удавалось достичь благодаря малому весу автомобиля в 850 кг.

Очередь за этими красавцами растягивалась на полгода, а то и больше. А приобрести их могли только автогонщики, имеющие соответствующие водительские права, или наиболее знатные граждане. Сошедшие с конвейера автомобили никогда не отправлялись в салоны, а исключительно распределялись по автомобильным клубам.

Melkus RS 1000 стал главным героем клипа популярной немецкой группы 2000-х годов АТС «Around the World», являющегося кавер-версией хита российской группы «Руки Вверх», что снова вернуло модели былую популярность.

4. Wartburg 353

Это угловатое ГДР-овское творение до сих пор можно встретить кое-где на улицах Германии и в глубинке России. Долгожитель, чье производство началось в 1966 году, а закончилось лишь в 1991 году, был выпущен миллионным тиражом. Такую популярность ему обеспечили прочный, посаженный на раму стойкий к коррозии кузов, гарантировавший срок службы до 25 лет, неприхотливый 2-тактный двигатель и доступная цена.

Модели были весьма востребованы не только на родине, но и во всей Западной Европе. В Союзе же чаще всего встречались более поздние версии, которые оснащались 4-тактными двигателями производства Volkswagen.

5. ГАЗ-24

Несмотря на то, что «Волга» не была предназначена для массового экспорта, она приобрела статус «культового» автомобиля в Бельгии, Нидерландах и Финляндии за габариты, неприхотливость и комфортабельность.

Читать еще:  Нужен ли автомобилям антивирус

Создававшие макет новой модели дизайнеры как раз находились под впечатлением от американской промышленной выставки, где были представлены главные хиты Штатов образца 1959 года. Поэтому «Волга» получила так много черт от заокеанских собратьев того времени.

После 10 лет тщательной разработки разных вариантов дизайна и конструкции получилась современная машина с достойной отделкой и элегантным кузовом. Кроме того, «Волга» была приспособлена к советским климатическим и дорожным условиям, что в совокупности снискало ей огромнейшую популярность. Благодаря гнутым боковым стеклам и пониженной толщине дверей удалось увеличить пространство салона, а расстояние между рядами сидений делало положение задних пассажиров очень комфортным.

Самые ранние модели также имели особый вкладыш между передними сидениями, за счет которого они превращались чуть ли не в диван. Таким образом, водитель мог посадить рядом с собой сразу двоих пассажиров, а сам автомобиль превращался в шестиместный.

До сих пор «Волги» в хорошем техническом состоянии высоко ценятся в Западной Европе на вторичных рынках, а наибольшее предпочтение отдается именно выходцам из Советского Союза.

6. Tatra Т603

Неизвестно, появилась бы данная модель, если бы на завод не поступил конкретный заказ одного из министров того времени, питавшего нежную любовь к бренду Tatra. Ему хотелось видеть шикарный легковой автомобиль, сравнимый габаритами с советским ЗИМом.

Если с кузовом и общей конструкцией проблем не возникло, то над двигателем пришлось поразмышлять. Модель решили оснастить 8-цилиндровым 3,5-литровым агрегатом, которого на тот момент не существовало в природе. Пришлось пойти на компромисс – приспособить 85-сильный движок от гоночной модели Tatra 87-603.

Серийное производство началось в 1957 году и составляло… 2 машины в день. Такое ограничение установил Совет экономической взаимопомощи, чтобы Чехословакия в год производила не более 300 единиц роскошных машин.

Представительский лимузин получил аэродинамичный несущий кузов и подвески McPherson, которые обеспечивали комфортное передвижение и управляемость автомобилем. Даже Америка приобрела несколько экземпляров этого неординарного красавца для частных клиентов, чего не могли себе позволить граждане соцстран.

7. EMW 340

Окончание Второй мировой войны раскидало производственные цеха завода BMW по разные стороны Стены. Уже в 1947 году предприятие, оставшееся на Советской территории Германии, начало разрабатывать новую модель легкового автомобиля. Изделие получилось очень современным для своего времени и гармоничным по пропорциям по сравнению с предшественниками. Его фары интегрировали в крылья, убрали фирменные «ноздри», заменив их массивной фальшрешеткой из хромированных брусьев.

Новинка получила обозначение BMW 340 и начала производиться и для внутреннего рынка, и на экспорт.

Тогда и начались юридические проблемы. Так как фактически завод уже не имел никакого отношения к BMW, он не обладал правами выпускать автомобили под этим брендом. После ряда судебных тяжб компания срочно была переименована в EMW, а также немного видоизменен логотип. Этого оказалось достаточно, чтобы беспрепятственно продолжить работу завода. В Советский Союз EMW 340 поступали в качестве репарационной выплаты.

8. Lada 2107

С каким бы сарказмом и пренебрежением ни относились некоторые и российские, и иностранные граждане к «Ладам», эта советская классика имела коммерческий успех во многих странах. Она имела множество имен (Lada Nova, Lada 1500, Lada Signet, Lada Riva), множество обличий (даже праворульную для стран с соответствующим движением), а завод в Египте производил свои «Лады» аж до 2014 года.

Западная Европа неизменно приобретала именно модель 2107 вплоть до самого окончания ее выпуска Волжским автозаводом. Помимо более чем доступной стоимости, «Ладу» ценили за работоспособность и надежность. Любовь к советской разработке была такова, что и по сей день в некоторых странах существуют фан-клубы этих автомобилей.

9. Trabant 601

Этот автомобиль фактически символизирует собой воссоединение Германии. Скромная разработка из полимерного материала под неблагозвучным названием «дуропласт» стала первой машиной, попавшей из ГДР в ФРГ.

Самая популярная машина Восточной Германии изначально задумывалась простым народным автомобилем с элементарной конструкцией, дешевым в содержании, ремонтопригодным. Внешний облик получился ярким и узнаваемым, а габариты обеспечивали отличной маневренностью.

Ходили слухи о том, что модель имеет привод только на одно колесо, причем неизвестно, на которое из них. Но это были происки завистников — ведущими были передние колеса, которые приводились в движение 2-тактным двигателем в 18-26 лошадиных сил.

Trabant прожил на конвейере 34 года и стал таким же символом Германии, как и культовый VW Beetle.

10. Lada Niva

Порой кажется, что популярность «Нивы» не спадет никогда. Помимо нынешней советской глубинки с традиционным бездорожьем, машину любили и до сих пор приобретают во Франции, Бельгии, Германии и Швеции в качестве рабочей силы в сельской местности — как грузовичок для перевозок, снегоуборочную технику. А в Африке – это абсолютный бестселлер для пересечения пустыни.

Пусть наш ответ британскому Range Rover получился не таким роскошным, зато однозначно не менее практичным и проходимым. Пожалуй, вряд ли во всей Западной Европе можно найти более узнаваемую модель родом из СССР, чем внедорожник Волжского автозавода.

Видео о неизвестных автомобилях СССР:

То е возидло: чешский автопром времен социализма

Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.

Неудивительно, что первый автомобиль в стране «вепрова колена» появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская «Виктория» была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии «возидла» оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на «самобеглой коляске с мотором Бенца» по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым «дальнобойщиком» и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием «Президент», а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили

Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили «шкодовки»: Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской Dacia 1300. Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами «эмбечек» (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!

В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone. На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой «сестрой» в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

Читать еще:  Регулятор холостого хода — особенности эксплуатации

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали «хоронить» старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль «бюджетного» бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство «наследников социализма», последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить «почти Фольксваген», заметно сэкономив при этом.

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только «легковушки», но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало «прожить и пережить». Конечно, без «большого брата» наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.

Конструкция Ледвинки и сегодня удивляет своей нетривиальностью

Самые популярные автомобили соцстран

Здравствуйте уважаемые.
Вчера мы с Вами говорили о минивенах и легких грузовичках социалистических стран:http://id77.livejournal.com/734493.html, ну а сегодня я думаю, будет правильным, поговорить об ином грузовом транспорте.
И начнем опять с ГДР.
Ибо у немцев было несколько моделей, которые были вполне популярны на просторах нашей страны.
Многие раньше считали, что наименование IFA, которую они видели на автомобилях ГДР – это такая марка. Ну по типу Мерседеса или Татры. Ан нет, тут все несколько сложнее это аббревиатура Industrieverband Fahrzeugbau сиречь объединение производителей транспортных средств. Поэтому IFA можно назвать почти все ГДР-овские автомобили, в том числе и те, о которых мы с Вами уже говорили в предыдущих частях: Trabant, Wartburg, Barkas.

Однако первый грузовик, о котором мы поговорим, называют все не иначе как IFA, а точнее IFA W50, хотя мне вот лично больше нравится его народное название – Элли.
Этот бескапотный грузовик выпускался на заводе в Людвигсфельде (Бранденбург) отсюда и литера L в индексе модели. Литера W обозначала город Вердау (Саксония), где грузовик был разработан, 50 — грузоподъемность в центнерах (50 центнеров или 5000 кг, то есть 5 тонн). Оснащался он лицензионным западногерманским движком от M.A.N мощностью 125 л. с., объемом 6,56 литров.

Хорошая машина на базе которой было создано большое количество модификаций, начиная от кранов и заканчивая пожарными автомобилями.
Машины меньшей грузоподъёмности выпускались объединением IFA в саксонском Циттау и носили имя Robur.
В СССР их было немного, но я помню во всяком случае одну модель уж точно. Robur LO/LD 3001 оснащался 75 л.с. бензиновым двигателем либо 68-сильный дизелем. Двигатель располагался под кабиной.
Грузоподъёмность у машины была 2-3 тонны, и это было удобно. Другой вопрос, что к 80-ым годам машина уже устарела. Но на улицах я ее видел и не раз.

Поляки тоже «играли на этом поле». Я, как минимум, 2 марки грузовых автомобилей из Польши помню Star (производимый на заводе в г. Стараховице) и Jelcz («Ельч», завод в одноименном городе).
Стар был самым крупным польским производителем грузовиков. Интересно, что, когда появилось возможность использовать лицензии некоторых автомобильных марок из западной Европы, на предприятиях не воспользовались этим и использовали исключительно собственные наработки.

Основной машиной в 70-80 ые был 6-тонный бортовой автомобиль «Стар-200» с колесной базой 3400 мм, 6-цилиндровым дизелем «S359» (6842 см, 150 л.с.), синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач, рулевым механизмом с гидроусилителем, 2-контурной пневматической тормозной системой. На его шасси предлагались удлиненный вариант «200L» (база 3910 мм), полноприводная модель «244» (4×4), седельный тягач «С200», два строительных самосвала «200S» и «3W244» и сельскохозяйственный «244RS» с высокими бортами. Позже пришла еще и трёхосная машина серии «660». Не сказать, что этих машин было много в СССР, но они точно были – я видел.

Ельч же было машиной более редкой. В отличии от своих коллег г. Стараховице, они активно использовали лицензии и помощь дружественных социалистических стран, прежде всего Чехословакии и Венгрии при производстве своих авто. Я вот лично видел седельный тягач для автопоезда, а также грузовик на базе Ельч-640, который являлся по сути перелицованным австрийским Штейром.

Странную машину производили румыны. Она называлась ДАК 6.135R. Этот 6 тонный грузовик работал на лицензионном MAN-овским 6 цилиндровом дизеле (5489 см3, 135 л.с.). Аббревиатура «ДАК» была образована из названия «Дизель Аутомобил Камион» (Diesel Automobil Camion), по-румынски «Дизельный грузовик». Вообще компания много чего производила, вплоть до огромных карьерных самосвалов типа нашего БЕЛАЗа, но я их вживую не видел.
Ну а главный поставщик импортных грузовиков, это, конечно же Чехословакия.

Причем машины были абсолютно различные. И небольшие грузовики пражской AVIA, которая выпускала небольшие перелицованные грузовички французской компании SAVIEM.
И забавная, но мощная Praga V3S. Меня всегда удивляло, что у нее большой кунг и крайне маленький, прямо таки обрезанный капот

И мощные и красивые машины под маркой LIAZ (не путать с автобусами отечественными). LIAZ – этоLiberecke Automobilove Zavody (Либерецкие автомобильные заводы). Прежде всего, это седельный тягач «ЛИАЗ 100.45»

Ну и конечно же, одна из самых запоминающихся машин моего детства – TATRA Модели 815, 815 и даже 138 и 148, которые я называл косолапыми, из за особенностей расположения задних колес незагруженной машины.

Татры были шикарны и по проходимости, и по надежности. Высокий класс марки до сих пор подтверждается различными ралли типа «Дакар»
Продолжение следует…
Приятного времени суток.

4КОЛЕСА

Популярные публикации

Автомобили из соцстран, которые знали даже в дальнем зарубежье

Машины Восточного Блока были разными: странными, простыми, дешевыми, спартанскими, пугающими, смешными… Но были среди них и те, к которым хочется применить эпитет «выдающиеся». Мы собрали 10 автомобилей, созданных по эту сторону Берлинской стены, которые знают и уважают во всем мире.

Polski Fiat 126p

Хоть корни у этой машины и были сугубо итальянскими, наибольшей популярности она достигла после переноса ее производства в Польшу.

Как и в оригинальном Fiat 500, двигатель у 126-го располагался сзади и, в зависимости от года выпуска, выдавал от 23 до 26 л.с. Около полутора миллионов этих автомобилей было выпущено на родине в Италии, но львиная доля (почти 3,5 миллиона штук) имеет польскую прописку: Fiat 126р выпускался в Польше с 1973 по 2000 год.

Cпорткары в Восточном Блоке были огромной редкостью, но это не означает, что их не было вовсе. Одним из самых известных представителей этого класса считается Skoda 110 R, которая сейчас является лакомым кусочком для коллекционеров разных стран. Заднемоторное купе оснащалось двигателем объемом 1,1 литра с отдачей 62 л.с., чего ей хватало для разгона до 145 км/ч.

Несмотря на то, что стандартное купе по современным меркам кажется маломощным, с этой машиной приходилась считаться на раллийных допах и кольцевых трассах – гоночная версия 130 RS оснащалась двигателями, форсированными до 200 л.с., а к 1975 году у RS появился инжектор, что подняло планку мощности еще выше – до 250 сил. Было выпущено около 57 тысяч 110 R, из которых всего 201 автомобиль – серии 130 RS.

Читать еще:  Топ 10 культовых автомобилей советского кино

Серийное «крыло чайки» родом из ГДР-овского Дрездена, которое (как и Skoda) являлось спорткаром, производилось небольшими тиражами с 1969 по 1979 год. В основе автомобиля – глубоко модифицированное шасси от Wartburg 353 с перенесенным в центр двигателем, а кузов изготавливался из полиэфирной смолы и стеклопластика. Эту машину можно увидеть в клипе группы АТС на бессмертную песню «Around the World», что и сделало ее узнаваемой.

В техническом плане Melkus был достаточно прост, а его двигатели – по нынешним меркам маломощными (количество «лошадей» варьировалось от 70 до 102). Тем не менее, благодаря малому весу (в пределах 850 кг), спорткупе без проблем разгонялось до 160 км/ч, а в мощных версиях – и быстрее 200 км/ч. За 10 лет производства свет увидел 101 Melkus RS 1000.

Настоящий долгожитель, которого до сих пор можно встретить на улицах бывшего СССР благодаря прочному кузову, посаженному на раму. Производство 353-го стартовало еще в 1966 году, а в 1988-ом модель пережила масштабное обновление – в таком виде седан и универсал выпускались вплоть до 1991 года. С 1966 по 1988 год, то есть до своего обновления, модель оснащалась двухтактным двигателем.

Благодаря неприхотливому мотору, высокой прочности и коррозийной устойчивости, «Вартбурги» были востребованы и в странах Западной Европы. У нас же, в основном, доживают свой век модели 1,3, выпущенные под занавес производства, которые оснащались уже четырехтактными двигателями Volkswagen. Этот автомобиль даже имел официальный тюнинг-пакет от компании Irmscher, которая сейчас известна как ателье по доводке машин марки Opel.

Хотя «Волгу» сложно назвать самым массово-экспортируемым автомобилем СССР, она стала по-настоящему культовой моделью в Финляндии и в странах Бенилюкса, где высоко ценились простор, комфортабельность и неприхотливость машин Горьковского автозавода. С 1976 года бельгийским предприятием Scaldia-Volga был налажен выпуск дизельных «Волг» с мотором Peugeot.

В достойном состоянии «Волги» сейчас очень высоко ценятся на вторичном рынке Западной Европы, причем особой ценностью обладают именно автомобили родом из РСФСР. В современной России ситуация противоположная — да, 24-ая «Волга» начала расти в цене, но особо желанной для коллекционеров является «импортная» Scaldia с дизелем Peugeot и тормозной системой от Rover.

Если бы хэтчбек Porsche Panamera был выпущен в 50-е годы прошлого века, он наверняка выглядел бы примерно так, как Tatra Т603. Известнейший лимузин из Чехословакии обладал не только установленным сзади двигателем V8, но и продуманным аэродинамичным кузовом. 603 известна даже в США, где несколько подобных машин были куплены для частных клиентов, что в СССР и в других странах Восточного Блока было невозможно.

Двигатель лимузина развивал 95 л.с. при 5000 об/мин, а благодаря подвеске типа McPherson на передней оси и качающимся полуосям сзади достигался высокий комфорт и отличная управляемость (что наглядно показано в рекламном фильме Stastnou Cestu). Выпуск необычных седанов продолжался вплоть до 1975 года.

Хотя модель 613 получила гораздо более простой дизайн на фоне предшествующей 603 (не говоря про радикальную Т87 довоенного периода), она сохранила основные черты, присущие лимузинам Tatra. А главное – сберегла хваленую надежность. Модель 613 выпускалась в Пришборе с 1974 по 1996 год.

Как и 603, модель оснащалась V-образным 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, который теперь устанавливался глубже в базу, тем самым способствуя улучшению развесовки и управляемости. И, как и Tatra 603, новую машину было очень тяжело приобрести «простым смертным». После 613 была выпущена роскошная Tatra 700, которая представляла собой глубоко модернизированную версию 613, но она успехом не пользовалась.

Иностранцы могут сколько угодно смеяться над нашей «Ладой», но факт состоит в том, что «классика» хорошо продавалась во всех странах и в самых разных исполнениях (в том числе и праворульном), а на заводе в Египте эта модель выпускалась вплоть до конца 2014 года. Lada Nova, Lada Riva, Lada Signet, Lada 1500 – все это зарубежные имена хорошо знакомой «семерки».

Последняя из классических моделей Волжского автозавода пользовалась спросом в Западной Европе до самого конца производства, так как являлась самой дешевой машиной на рынке и считалась достаточно надежной. В Великобритании, Германии и Бельгии по сей день существует множество клубов любителей данной модели.

Как и песня группы Scorpions «Wind of Change», Trabant 601 стал символом эпохи воссоединения Германии. После падения Берлинской стены, первым автомобилем, который попал из вчерашней ГДР в ФРГ, стал именно этот скромный автомобильчик с кузовом из дуропласта, проживший на конвейере 34 года.

Вопреки распространенным слухам о том, что у 601-ого был привод на одно колесо, это неправда – оба передних колеса являются ведущими и приводятся в движение силами двухтактного моторчика, мощность которого составляла от 18 до 26 л.с. (лишь последние три года выпуска автомобиль оснащался 4-тактным двигателем от VW Polo). Сейчас Trabant является одним из символов автомобильной Германии, наряду с VW Beetle.

Популярность «Нивы» остается стабильной вот уже не один год подряд, и, кажется, будет такой всегда. Особо в почете внедорожники в Германии, где их частенько используют в качестве рабочей силы. Любят их и в Швеции, во Франции и даже в Бельгии.

«Ниву», в основном, приобретают жители сельской местности (где не везде есть качественные дороги и асфальт) в качестве легкого грузовичка и снегоуборочной техники. Пожалуй, нет в Западной Европе автомобиля из СССР более узнаваемого, чем первый внедорожник Волжского автозавода.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Жалюзи» на заднем стекле Жигулей: для чего и как их устанавливали?

В конце 80х и начале 90х годов можно было часто увидеть пластиковые решетки на задних стеклах Жигулей. Называли их еще «жалюзи», хотя это слово не очень-то подходит. Эта тема была очень популярна у молодежи тех лет.

Жалюзи не приклеивались к стеклу, а вставлялись в резиновый уплотнитель. Все это было косо и криво, но издалека смотрелось необычно. Были жалюзи двух видов: цельные и состоящие из двух частей.

Установить такую решетку на стекло Жигулей — это непростая задача. Нужно было убрать окантовку уплотнителя, вставить в него пластиковую решетку и установить окантовку обратно, чтобы распереть уплотнитель.

Кривой и неравномерный пластик запихнуть под дубовый уплотнитель — задача не из легких, но на что только не пойдешь, чтобы не быть как все.

Источник фото: flickr.com

Вообще, вся эта тема и на самом западе пошла от спортивных автомобилей, у которых двигатель был расположен сзади и там действительно были такие решетки для вентиляции. Со временем это перекочевало и на обычные американские автомобили. Решетки ставили на стекла не только для красоты, но это было некой заменой «тонировки».

У нас же, установку решеток объясняли не только красотой но и практичностью. Решетка также выступала в роли тонировки и она действительно помогает от солнца — салон и правда нагревался меньше.

Также, многие наши автовладельцы, у которых такие решетки стояли, говорят, что зимой от них тоже есть толк: подогрева стекла не было, поэтому на обычное стекло прилипал снег, который было сложно убрать. Решетка на стекле этому препятствовала, задерживая снег на себе. Остается только смахнуть его щеткой.

Источник фото: flickr.com

Что по обзорности? Честно признаться, я думал, что через такую решетку ничего не видно, но когда мне довелось посмотреть через нее, то я был удивлен — обзорность хорошая.

Честно говоря, даже с довольно прозрачной тонировкой в современных авто обзорность меньше, тем более в темное время суток. А здесь, вроде бы и от солнца спасает, и стекло остается обычным.

Тему с решетками подхватили и зарубежные дилеры советских автомобилей. Например, на Lada Riva (так назывались Жигули за рубежом) можно было легко заказать такую решетку, как опцию. Причем, в некоторых странах был выбор из двух вариантов решетки: первый вставлялся в уплотнитель, а второй приклеивался к стеклу.

Источник фото: flickr.com

Как это смотрится на Жигулях? Вопрос сложный. Кому-то нравится, а кто-то говорит, что это самый обычный «колхоз-стайл». Я рассматриваю не с точки зрения красоты, а по практичности — если и правда защищает от солнца, а зимой не дает снегу налипнуть на стекло, то имеет право на жизнь.

Сейчас у этого вида «тюнинга» вторая жизнь, можно сказать. В связи с популярностью Жигулей у молодежи, эти решетки начали производить снова и их волне легко можно заказать в интернете.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector