1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Украине подорожает бензин?

В Украине резко изменились цены на бензин: что ждет водителей в 2020 году

Более трех недель цены на топливо в Украине падали, и вот уже несколько дней они держатся на одной отметке. Эксперты считают, что потенциал уменьшения цен уже исчерпан, однако они так и не достигли уровня, озвученного президентом Украины Владимиром Зеленским.

Почему топливо больше не дешевеет и что будет с ценами на него в ближайшее времячитайте в материале OBOZREVATEL.

Что случилось с ценами на топливо

Еще 23 декабря президент Украины Владимир Зеленский встретился с нефтетрейдерами и предложил им снизить цены на топливо за счет уменьшения скидок по программам лояльности. Взамен им пообещали бороться с нелегальными заправками, которые мешают здоровой конкуренции.

Рынок откликнулся и цены начали падать уже на следующий день. Обвал был постепенным и продолжался вплоть до 8 января. За все это время ключевые позиции топлива потеряли по полторы гривни в цене:

А-92: минус 1,54 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,14 грн/л;

А-95: минус 1,56 грн/л. Нынешняя средняя цена – 27,17 грн/л;

Дизтопливо: минус 1,46 грн/л. Нынешняя средняя цена – 26,70 грн/л.

Стоит отметить, что на встрече с Зеленским им была озвучена другая цифра – 1,1 доллар за литр бензина (26,33 грн/л). Следовательно, А-95 не добрал до озвученной отметки еще 84 копейки. Однако, по мнению экспертов, дальнейшего падения цены пока ждать не стоит.

Динамика цен на топливо в Украине

Консалтинговая группа А-95

Почему цены на бензин перестали падать

Эксперты выделяют три основные причины того, что падение цены на бензин остановилось.

Кризис поставок нефти в Беларуси;

В конце года гривня активно укреплялась, и это называли одной из причин снижения цены. Однако в новом году доллар пошел вверх, уже достиг отметки в 24 гривни, и повлиял на остановку снижения цены на бензин.

Цены на бензин перестали падать

Еще одним немаловажным фактором, по заявлению специалистов «Консалтинговой группы А-95», стала ситуация в Беларуси. Там нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) еще не достигли договоренностей с Россией по поставке нефти и были вынуждены ограничить экспорт нефтепродуктов. Из-за этого оптовое предложение в январе было ограничено одним-единственным заводом – Кременчугским.

Третий фактор – цена на саму нефть. В среднем сейчас она торгуется более чем по 65 долларов за баррель, а в период с 3 по 8 января её цена подскакивала и до $70/баррель. По словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, на это повлияло обострение ситуации в Иране – в частности, убийство Сулеймани, атака иранцев на американские базы и крушение украинского Boeing.

«На украинский рынок это никак не повлияло, но повлияло на цены на нефть. Учитывая, что ситуация там пока не нормализуется, то очевидно, что эти значения будут сохраняться на протяжении некоего периода», – рассказал OBOZREVATEL Марунич.

Смотрите видео по теме:

Что будет дальше?

Сейчас ситуация, по мнению экспертов, стабилизировалась, и пока цена не будет меняться ни вверх, ни вниз.

«Падение цен в декабре базировалось на укреплении гривни, профиците всех марок топлива и стабильности мировых котировок. В январе ситуация изменилась по всем пунктам, что будет диктовать трейдерам необходимость взять паузу до появления ясности с ключевыми факторами ценообразования.

Спрогнозировать сейчас можно только то, что цена расти не будет. Есть запас прочности у АЗС. В остальном все будет зависеть от массы факторов, которые невозможно предсказать», – сказал OBOZREVATEL директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Марунич – он уверен, что колебаний не будет, если только не произойдет что-то внезапное и глобальное.

«Скорее всего, дальнейшего снижения цен не будет. И роста пока не предвидится. Если курс нацвалюты будет относительно стабилен, не разовьется какая-то большая война на Ближнем Востоке и нефть не будет дорожать, то я пока не вижу предпосылок для роста», – сказал эксперт.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Читайте все новости по теме «Бензин в Украине» на OBOZREVATEL.

Ценовой шок: почему цены на бензин в Украине бьют рекорды

В Украине набирает обороты «топливная лихорадка». Цены на бензин, дизель и автомобильный газ растут второй месяц к ряду. Конца этой ценовой гонке пока не видно.

Только за последнюю неделю бензин и дизельное топливо подорожали на 1 грн./л. С 20 августа (а именно этот день стал отправной точкой в масштабном переписывании ценников) дизельное топливо выросло в цене на 3,6 грн./л (13%), а бензин — на 3,5 грн. (12%), — констатируют в Нефтегазовой ассоциации Украины. На некоторых заправках бензин А-95 стоит уже дороже 35 грн., а премиальный А-95 плюс — и вовсе 36,5 грн. Цены на дизель вплотную подбираются к 33 грн.

Цены на автогаз только за один день — с 8 на 9 октября — подскочили на 15 коп. — до 15,6 грн./л. В начале сентября газом можно было заправиться по 14 грн.

Как пояснил «Минфину» экс-глава «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» и эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, нынешние и без того рекордные ценники могут еще больше вырасти. И в итоге стать головной болью не только рядовых водителей, но и всех украинцев. Ведь дорогое автотопливо бьет по себестоимости практически всех товаров и услуг, раскручивая и без того высокую инфляцию.

«Минфин» разбирался, почему так стремительно растут цены на заправках, и чем это грозит отечественной экономике.

Иран, «Майкл» и доллар

Как пояснил «Минфину» Леонид Косянчук, главная «виновница» рекордного подорожания бензина и дизельного топлива — нефть. «Даже внутренние производители нефтепродуктов формируют цены по импортному паритету и никогда не поставляют на рынок свою продукцию дешевле импортной. Как правило, сверяются с прайсами Белорусской нефтяной компании, а та выставляет свои цены по мировым котировкам», — говорит эксперт.

По информации специализированной площадки encorr, нефть на международных биржах продолжает дорожать. В начале этой недели котировки на нефть марки Brent на условиях поставки в декабре повысились на 0,5% (до 84,33 доллара за баррель). Для сравнения: баррель ноябрьской нефти стоил 74,4 долларов.

Причиной подорожания аналитики называют сокращение поставок на мировой рынок иранской нефти (они упали с 2,5-2,7 млн. баррелей до 1 млн.). Иранских трейдеров останавливают санкции США — Дональд Трамп пригрозил изоляцией странам, которые решатся закупать иранскую нефть.

Страны ОПЭК не могут быстро заместить своим товаром опальную нефть из Ирана, в результате предложение на рынке сокращается. Напряжения на рынок добавил ураган «Майкл», который перемещается к Мексиканскому заливу, где расположены вышки ряда нефтедобывающих компаний. Последние уже сократили добычу на 19%.

Все эти факторы позволяют аналитикам строить самые пессимистичные прогнозы. Они не исключают, что стоимость нефти достигнет в следующем году 100 долларов за барель. «Не знаю, почем тогда будет у нас бензин — по 40 или может по 50 грн.», — говорит Косянчук.

Он на пальцах пояснил, откуда берется внешняя рекордная стоимость бензина. «Нефтепродукты контрактуются по 747 долларов за тонну плюс акциз 213,5 евро и умножить все это на текущий курс НБУ. Каждые 10 долларов подорожания тонны нефтепродуктов в опте дают плюс 40 копеек к стоимости литра бензина», — подсчитал он.

Такая ценовая пропорция действительна, если курс гривны к доллару будет оставаться стабильным. «Каждая дополнительная гривна в курсе доллара — это еще плюс 85-87 копеек на литре бензина и дизеля», — рассказал Косянчук. Если курс к концу года достигнет, например, 30 грн./$, как это, собственно, и заложено в бюджете, то автомобильное топливо подорожает еще, как минимум, на 1,2 грн./л.

По данным газового трейдера Михаила Шубана, газ в опте подорожал за последний месяц с 25 тыс. грн. до 27 тыс. грн. Причем 500 грн. в этом приросте — из-за скачка курса доллара. Если раньше цены на газ всегда гнал вверх дисбаланс на рынке (трейдеры не угадывали потребностей водителей и возникал дефицит), то сейчас газа на АЗС более чем достаточно. «Наши трейдеры стали заложниками белорусских котировок. Дать цены ниже мы просто не можем, хотя и понимаем, что в этих котировках велика доля спекулятивной составляющей», — пояснил Михаил Шубан. Но к зиме спрос на газ традиционно падает, причем, не только в Украине, но в России, откуда к нам идет львиная доля этого топлива. Поэтому эксперты не исключают небольшого снижения цен на газ — до 1 грн./л в течение ноября- декабря. Но если курс доллара снова пойдет вверх, водители могут и не дождаться скидок.

Читать еще:  Opel Corsa 2015

Государственный НЗ за счет водителей

Эксперты обсуждают и еще один фактор, которые в обозримом будущем может подтянуть цены на бензин и дизель. Речь идет о формировании некоего топливного резерва. Обзавестись таким стратегическим запасом в объеме 2 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов Украина обязалась перед ЕС. И Госрезерв, который будет этот резерв формировать, уже на низком старте — в ближайшее время он подаст в Верховную Раду соответствующий законопроект. Согласно ему, 70% стратегических запасов будет формировать государство, а еще 30% — частные нефтетрейдеры. Первые закладки НЗ должны начаться уже в следующем году. Они будут храниться на складах Госрезерва и частных АЗС.

Вопрос в том — кто оплатит формирование таких запасов. Ведь сумма понадобится немаленькая — до 12 млрд. грн.

«От самостоятельного формирования стратегического запаса нефтепродуктов государство решило отказаться и поделило риски с операторами и участниками рынка в пропорциях 70/30. Но сразу стоит отметить – введение дополнительного топливного налога окажет давление на цены. По предварительным подсчетам, это добавит к стоимости топлива 1 — 1,2 грн./л», — подсчитал директор департамента стратегического маркетинга и развития сети «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.

Рассчитывать, что в дальнейшем наличие такого запаса позволит сгладить резкие ценовые скачки (скажем, Госрезерв мог бы выбрасывать бензин и дизель на рынок в периоды их удорожания) не приходится, — говорит Леонид Косянчук. «Не стоит рассчитывать, что Горезерв будет продавать топливо дешевле рыночных цен», — уверен он. Такой запас нужен лишь на крайние случаи и должен обеспечить стране 90-дневный объем потребления топлива на случай энергетического ЧП.

Как дорогой бензин разгоняет инфляцию

Пока водители заправляются на последние деньги, экономисты предрекают настоящий шок для экономики.

По словам экономиста Виктора Скаршевского, дорогой бензин может ускорить и без того высокую инфляцию в стране. «По данным Госстата, «вес» топлива и ГСМ в структуре потребительской инфляции — 3,9%. Для сравнения: доля горячей воды и отопления — лишь 1,3%, электроэнергии — 4,5%, продуктов питания — 40,3%. Подорожание бензина и дизельного топлива добавит к общему инфляционному показателю порядка 0,4-0,5%. То есть, если правительство прогнозировало ранее инфляцию по итогам года 9,5%, то теперь будет до 10%. А реальные показатели, которые уже сейчас превышают 10%, вполне могут достигнуть 11%», — констатирует эксперт.

Но экономист принимает во внимание лишь расчетные показатели. На самом деле бизнес любит злоупотреблять топливной составляющей, чтобы оправдать повышение цен. Как рассказал глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Александр Дорошенко, реальная доля транспортной составляющей в структуре себестоимости продуктов питания варьируется от 3% до 5%. То есть подорожание топлива на 12-13%, по идее, должно почти не отразится на ценниках в магазинах. Но на самом деле цены на еду уже выросли, как минимум, на 5-7%. Поясняя подорожание, производители непременно вспоминают о «дорогом бензине».

Впрочем, Скаршевский говорит, что в этом случае включается цепная реакция — сначала дорогая логистика сказывается на ценах на сырье, затем ее закладывают в оптовые прайсы на готовую продукцию, а после — в магазинные ценники. «Если брать от поля до полки, то это может быть 10% и даже больше», — подытожил Дорошенко. А так как нынешний ценовой пик на АЗС пришелся как раз на сбор урожая и осеннюю посевную, то украинцы будут оплачивать эту «топливную наценку» еще и в следующем году.

На Украине резко подорожали бензин и автогаз

Украинский рынок автомобильного топлива в очередной раз штормит. По данным экспертов и мониторинговых компаний, на многих АЗС цены на бензин подскочили сразу на 60-70 копеек, до 28,5 гривны (70 рублей) за литр. Но все рекорды побил автогаз — за неделю он прибавил в цене 3,1%, за месяц вырос на 21% и сейчас продается уже почти по 13 гривен (почти 33 рубля) за литр. По мнению экспертов, главный удар пришелся по карману тех украинцев, которые вынужденно перешли на автогаз с дорогого бензина. Корреспондент Федерального агентства новостей передает из Киева.

В апреле украинские заправщики начали массово переписывать ценники на бензин из-за повышения оптовых котировок. По данным консалтинговой компании «А-95», за первые три дня апреля бензин в опте подорожал сразу на 1 гривну за литр (4% от цены). Местные эксперты поясняют: оптовые цены на топливо штормит из-за подорожания нефти. Ведь в конце марта — начале апреля баррель вырос в цене сразу на три доллара, а с начала года подорожание нефти составило порядка 30%.

При этом «нефтяная лихорадка» продолжает нарастать. Так, на торгах 8 апреля нефть марки Brent прибавила в цене и составила 77,6 доллара за баррель — это максимальная цена с ноября 2018 года. Подорожание аналитики поясняют мировым снижением предложения «черного золота». Ведь страны ОПЕК продолжают сокращать добычу, начали действовать санкции США против Ирана и Венесуэлы, в Ливии идет гражданская война и т. д.

Президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук отметил, что нынешняя зависимость цен на бензин от нефти — чисто психологическая.

«Ведь нефтепродукты, которые сейчас продаются на украинских АЗС, были произведены из нефти по совсем другой цене. Тем не менее на Украине в этом году начали закупать более дорогой бензин из Европы.

По нашим данным, за первый квартал 2019 года импорт бензина из Белоруссии упал на 24,4%, а его доля на нашем рынке сократилась с 75% до 61,5%. Зато растут поставки более качественного, но и более дорогого бензина из Литвы и Польши — за первый квартал они увеличились на 46,6%».

К мировым трендам добавились и внутренние. Так, спрос на бензин в марте и начале апреля на Украине заметно вырос — стабильно хорошая погода позволяет украинцам массово выезжать на пикники и ездить в другие регионы по выходным. В то же время предложение бензина на рынке, наоборот, сократилось, считает Сергей Сапегин, глава научно-технического центра «Психея».

«Скорее всего, к концу апреля бензин на Украине подорожает еще минимум на 20-30 копеек за литр, — говорит он. — И это при условии стабильного валютного курса. Ведь каждая дополнительная гривна в курсе доллара — это плюс 60 копеек к цене бензина».

Ажиотаж на рынке автогаза тоже связан с повышенным спросом, пояснил независимый аналитик рынка Валентин Землянский. При этом эксперты напомнили структуру украинского рынка автогаза. 30% — это внутреннее производство Украины, а 70% — импорт из РФ, Белоруссии и Казахстана (при этом РФ и Белоруссия занимают примерно по 40% этого объема, а Казахстан — 20%).

Именно рынок автогаза на Украине характеризуется огромным «серым» сегментом «подзаборных» автозаправочных станций, которые почти не платят налогов и не соблюдают элементарных правил безопасности. Сейчас, после того, как их почти вытеснили из Киева, они стали массово, буквально десятками, возникать в ближайших пригородах.

«Весной традиционно растет потребление газа. Ведь зимой владельцы многих авто с газовым оборудованием ездят преимущественно на бензине, а с потеплением вновь переходят на более дешевое топливо, — указывает Землянский. — В марте-апреле спрос на газ вырос в полтора раза, что и позволило продавцам повысить цены. Сейчас растут заводские цены, опт и розница — зарабатывают все».

Аналитик Сергей Сапегин пояснил: на Украине сложился «ситуативный дефицит» автогаза, поэтому в ближайшее время цена подскочит до 13,7–14 гривен за литр.

«Запасов все меньше, но при этом цена на газ еще не достигла психологической отметки — 60% от стоимости бензина. Так что расти есть куда», — считает он.

С ним солидарен киевский энергоэксперт Геннадий Рябцев. Он предполагает, что подорожание автогаза продлится до тех пор, пока розница не отыграет рост, который наблюдается в последнее время на оптовых рынках.

«Партии автогаза, которые были закуплены в феврале, по сезонным причинам были дороже. Поэтому подорожание будет продолжаться, пока все цены в опте не отобразятся на рознице, — говорит Рябцев. — В опте произошел рост на 22%, а в рознице он составил всего 3%. Впрочем, рост цен на автогаз будет продолжаться и дальше. К лету стоит готовиться к газу по 16-17 гривен, и это если доллар не будет расти. В обратном случае автогаз может подорожать еще сильнее — до 18 гривен и выше».

Подводя итог, Валентин Землянский указывает: новое подорожание топлива оказывает колоссальное давление на украинцев, бьет по их карману. Ведь вслед за топливом в стране неизбежно дорожают и все основные товары.

«Государство сегодня отказалось выполнять свою социальную функцию по защите населения. А ведь в Конституции страны записано, что «Украина — это социальное государство». Но нам рассказывают, что «рынок сам отрегулирует ситуацию», и мы должны просто безропотно платить его монополистам. На мой взгляд, это выходит за рамки принципов функционирования европейских рынков. По сути, это банальное обворовывание украинцев», — резюмирует энергетический аналитик.

Цены на бензин падают: что будет дальше

За два месяца цены на бензин снизились на 2 гривны. Будет ли так и дальше и что на это влияет — в материале 24 канала.

Читать еще:  Особенности эксплуатации ремня генератора

Премьер-министр Алексей Гончарук и президент Владимир Зеленский заявили, что за последний месяц цены на топливо в Украине снизились на 2 гривны.

Если верить данным Консалтинговой группы А-95, которая ежедневно отслеживает цены на топливо по Украине, то на самом деле цены снизились менее чем на гривну. К примеру, на бензин А-95 за месяц цена по Украине в среднем упала на 74 копейки. Снижение на две гривны, о котором говорят руководители государства, тоже правдивы. Но это произошло за 2 месяца. С начала декабря до сегодня цена упала на чуть более, чем 2 гривны. Подробнее смотрите на графике.

Почему бензин подешевел?

Как отмечают в правительстве, бензин подешевел из-за закрытия нелегальных АЗС. За месяц официальные продажи горючего увеличились на 6%. Это также означает, что увеличилось количество налогов, которые платят в бюджет. Правоохранители наведались к почти 4 тысячам нелегальных АЗС по Украине. Часть закрыли, а часть получили лицензию и стали «белыми». В частности, на Луганщине и Николаевщине объемы продаж топлива на легальных АЗС выросли на 15%, а в Днепропетровской и Черкасской – на 14%. Поскольку объемы продаж выросли, легальные АЗС снизили цены, отмечают в правительстве.

Как формируется цена на бензин и откуда он в Укра ине?

Украина не обеспечивает себя нефтью самостоятельно. Украинские добывающие вышки покрывают лишь 60% потребностей. Остальную часть нефти в основном закупают в Азербайджане (97% от импорта).

Нефтепродуктов, переработанных из украинской и импортной нефти тоже не хватает. Около половины всего бензина производят на территории Украины, другую закупают преимущественно в Беларуси. Это соотношение нестабильно. Обычно мы больше импортируем, чем производим собственного бензина. Летом соотношение собственного бензина к импорту было 1:2. Однако зимой доля украинского бензина на рынке возросла и превысила импорт. Причина в том, что украинцы меньше заправляют свои машины зимой (см. Потребление бензина в 2019). И соответственно зимой Украина закупает меньше бензина.


Потребление бензина по месяцам в Украине / 24 канал

Поскольку Украина не является топливно независимой страной, то одним из основных факторов, формирующих цены на бензин являются цены на мировом рынке. Они же часто зависят от политической ситуации. К примеру, осенью 2019 нефтеперерабатывающие мощности Саудовской Аравии атаковали и те вышли из строя. Реакцией на это стало подорожание нефти. Однако США расконсервировали свои запасы, чтобы стабилизировать цены. Так же и сейчас, в случае более острого конфликта между Ираном и США цены на нефть могут существенно измениться, ведь Иран имеет одни из крупнейших залежей нефти, а США имеет крупнейшие добытые запасы.

Треть стоимости бензина, которую платят украинские водители, идет в государственный бюджет. Это НДС и акциз. Стоимость акциза фиксирована и прикреплена к курсу евро. За литр А-95 платят 0,213 евро (5,83 гривны). За эти деньги ремонтируют и строят дороги. Вместе с НДС эти два налога составляют около 35% от конечной стоимости бензина. Это средний показатель в мире. К примеру, в США налог составляет 20%, в Германии – 64%.

Операторы АЗС транспортируют бензин, а также ставят свою наценку, которая зависит от силы бренда, конкурентности и вмешательства государства на рынок. Украинцы часто задавали вопрос почему гривна укрепляется, а цены на бензин не падают. На это некоторые компании отвечали, что закупили бензин еще по старым ценам и соответственно не могли их снизить. Однако есть и другая весомая причина, а именно большая доля нелегальных АЗС.

Нелегальные АЗС вносят свои значительные коррективы в цену на бензин. Они не платят налогов, которые составляют около трети от цены, не покупают лицензии, не оформляют работников официально и экономят на других факторах. Это дает им возможность ставить более низкую цену чем легальные АЗС. В свою очередь, легальные АЗС ставят высокую наценку, чтобы компенсировать потерю потенциальных клиентов. Сейчас с этим в Украине активно борются – уже проверили более 4000 нелегальных АЗС.

Цена на бензин: обоснована или нет?

Цена украинского бензина напрямую зависит от курса гривны. Год назад цена за литр бензина составляла 1,1 доллара. За год гривна укрепилась на 15%, а нефть на мировом рынке подешевела. Логичным было бы снижение цен на бензин. В гривне цены действительно упали, однако в долларовом эквиваленте – нет. В декабре 2019 президент Украины встретился с основными операторами АЗС. В результате этого и закрытия нелегальных АЗС цены упали на 2 гривны за литр в течение двух месяцев. Однако даже после этого цены имеют потенциал для снижения.

Чего ожидать от цены в 2020?

В декабре 2019 были благоприятные условия для падения цен на топливо: гривна укрепилась, цены на нефть на мировом рынке были низкими и государство вмешалось в ценообразование. Теперь кое-что изменилось. В январе гривна ослабла к доллару. В дополнение, Беларусь, которая является крупнейшим импортером бензина в Украине, не подписала соглашение по поставке нефти от России. На время Россия прекратила подачу нефти. Впоследствии поставки возобновились, но без контракта. Это означает, что Беларусь может нестабильно поставлять бензин в будущем. Эти факторы могут способствовать росту цен. Эффект от закрытия нелегальных АЗС ослабевает. А это, по словам правительства, была основная причина снижения цен.

С другой стороны, цены на нефть в мире все больше падают из-за китайского коронавируса. А это один из ключевых факторов ценообразования.

Невозможно предсказать цены на бензин на год вперед за большого количества факторов, влияющих на ценообразование. Несмотря на то, что на цену на бензин в основном влияют внешние факторы (цена на мировом рынке, курс валют, импортеры), сейчас очень многое зависит от украинской власти. В Украине наводят порядок с нелегальными АЗС. Но необходимо еще установить эффективный контроль за ценообразование на рынке. Только тогда цена будет обоснованной и будет зависеть в основном от внешних факторов как и должно быть в стране, которая импортирует нефть и бензин.

Читать еще:  Как снять и установить коробку передач

Цены на бензин в мире

Бензин в Украине стоит 1,08 доллара или 26,82 гривен за литр 95-го. Это средняя цена в мире. Сравнить цены в других странах можно на интерактивной карте. Самый дешевый или точнее практически бесплатный бензин в Венесуэле. Эта страна –лидер по залежам нефти в мире. Дороже всего заправить автомобиль обойдется в Гонконге, за литр А-95 здесь придется заплатить 2,32 доллара или около 55 гривен.

Бензин в Украине может подорожать почти до 38 грн за литр

Мировые цены на нефть продолжают расти. Для украинцев, в первую очередь, это будет означать очередное повышение цен на бензин, дизель и автогаз. Как высоко могут взлететь цены на нефтепродукты, какого качества продаваемое в Украине топливо и почему в отечественных сетях АЗС нам постоянно «недоливают», выясняли «Вести».

Цена нефти североморской марки Brent вчера утром поднялась выше отметки $82 за баррель. При этом основные нефтетрейдеры прогнозируют, что впервые с 2014 года цена на нефть может подняться до $100 за баррель уже к концу этого года, поскольку ОПЕК намерена компенсировать потери из-за санкции США против Ирана, передает Bloomberg. При этом, как отмечают эксперты, рост цен на черное золото ничего хорошего Украине не сулит.

В первую очередь, это чревато ростом цен на бензин, дизель и газ, что мы и видим на протяжении последних месяцев. С середины августа цены на нефтепродукты в Украине пустились в рост, который продолжается до сих пор. Так, по данным «Консалтинговой группы А-95», только за последние сутки ряд сетей АЗС повысили цены на бензин и дизельное топливо в пределах 0,5–1 грн/л, увеличив стоимость бензина А-95 на отдельных заправках до 34 грн/л.

Впрочем, как говорят эксперты, это далеко не предел. » Если нефть будет стоить $100 за баррель, литр бензина А-95 может подорожать до 38,40 грн, а дизельного топлива — до 36,5. (То есть розничная цена топлива в Украине увеличится на 6−7 грн по сравнению с текущими средними ценами)», — отмечает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Но, даже без этого, как говорит эксперт, наши темпы роста цен на заправках все еще отстают от роста закупочных цен. «Поэтому есть потенциал для роста еще где-то на 50коп», — добавил Куюн.

Говорит о неизбежном подорожании цен на топливо и директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. По его словам, три четверти топливного ресурса поступает в Украину по импортным контрактам, которые привязаны к европейским котировкам на нефть. «Поэтому зависимость прямая. Если пересчитать стоимость топлива по курсу на украинских заправках и европейских, то мы получим цены примерно на уровне европейских стран. Но у нас акцизы на топливо значительно ниже, чем в Европе, а значит, наши компании зарабатывают больше европейских, что дает возможность розничным операторам формировать программы лояльности«, — отмечает Сапегин.

Второй важный фактор, который влияет на ценообразование, — это курс доллара. «Учитывая, что нефть уже находится вблизи отметки 2014 года, а предпосылок для укрепления гривни нет, можно утверждать, что цены на нефтепродукты в Украине будут продолжать ползти вверх пропорционально нефти и доллару«, — говорит Сапегин.

Что с качеством

Тем временем, как показывают исследования, качество нефтепродуктов, которые продаются в украинских сетях, оставляет желать лучшего. Особенно много претензий вызывает автомобильный газ. Так, по данным последнего исследования качества нефтепродуктов, проведенного общественными организациями «Союз потребителей Украины» и «Международной академией стандартизации» (МАС), из пяти образцов, взятых в сетях крупнейших столичных АЗС, неудовлетворительное качество бензина А-95 было выявлено только на одной сети (октановое число бензина, который продавался под маркой А-95, составило 94,7). Похожая ситуация наблюдается и с дизельным топливом. Любопытно, но проблемы с дизелем были выявлены в той же сети, где продают некачественный бензин, — проблемы с дизелем у этой марки были связаны с низкой температурой возгорания, которая у тестового образца составила 47,5 градусов при нормативе 55.

В целом же эксперты обращают внимание, что качество топлива, продаваемого в розничных сетях, за последние несколько лет улучшилось. «Качество нефтепродуктов на рынке улучшилось. В этом году бензин, который не отвечает заявленной марке, был выявлен только у одной сети АЗС. И если этот показатель особо не влияет на технические характеристики авто и выброс вредных веществ в атмосферу, то нарушения, которые мы обнаружили в одном из образцов дизеля, уже прямо влияют на взрывоопасность и безопасность водителя«, — подчеркнул исполнительный директор МАС Олег Цильвик.

В то же время с автомобильным газом дела обстоят гораздо хуже. «Что касается результатов проверки, то три из пяти взятых на проверку образцов газа из украинских сетей АЗС не соответствуют нормам. В ходе проверки нам попадались случаи, когда под видом европейского автомобильного газа в Украине продается обычный бытовой газ, который предназначен для коммунального потребления. Но оказалось, что он настолько плохого качества и грязный, что его даже для этих целей использовать нельзя. Автомобиль на таком газе точно долго не проедет«, — отметил Цильвик.

Эксперт рынка сжиженного газа Артем Куюн подтвердил «Вестям», что проблемы с качеством сжиженного газа в Украине действительно есть, но это зависит от хранения. «Сжиженный газ нельзя разбодяжить, сфальсифицировать или добавить в него более дешевое сырье для увеличения объема. Поэтому у всех он плюс-минус одного качества. Но есть нюансы хранения, которые отражаются на его качестве«, — объяснил Куюн. В то же время он отметил, что бытовой газ действительно присутствует на АЗС и это не запрещено законом. «Единственная разница между бытовым газом и тем, который называют «европейский автогаз», заключается в меньшем количестве вредных выбросов в атмосферу. На технические характеристики двигателя этот показатель практически никак не влияет«, — подчеркнул Куюн. Но Цильвик считает иначе. По его словам, в большинстве образцов автогаза проверка выявила остаток нерастворимой фракции, который превышает норму в два раза, а также наличие метилмеркаптана. «Это реальная проблема, которая быстро вызывает коррозию газового оборудования авто, забивает форсунки и фильтры«, — отметил эксперт.

Просрочка, недолив и отсутствие лицензий

Еще одной проблемой на всех АЗС остается недолив. Причем, как показывают результаты исследования, это касается всех без исключения видов топлива. «Нигде в документах не указано, на какой объем можно обманывать потребителя. Только в инструкции предусмотрена одна норма, в которой указано, что оборудование на топливной колонке должно работать с погрешностью не более 0,5%. Но на всех АЗС это используют как легальный способ не доливать по 50 мл на каждых 10 литрах. На одной из АЗС нам недолили 150 мл из 10 литров«, — говорит Цильвик.

Как отметил исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов, в ходе исследования были также проверены и торговые залы заправочных станций. На множестве АЗС выявили значительно просроченные продукты. Так, на одной из проверенных АЗС срок годности некоторых товаров закончился три года назад, были выявлены нарушения правил хранения продукции, а также у пяти из шести проверенных АЗС отсутствовала регистрация, которая позволяет им реализовывать пищевую продукцию. «Отсутствие регистрации позволяет заправкам избегать плановых проверок, что приводит к многочисленным нарушениям. Потребителю надо быть очень внимательными. Цена на заправках высокая, но на самом деле бардак на заправках страшный, за товаром и продуктами никто не следит. Очень поразительным для нас стал тот факт, что на одной из АЗС продавались бургеры, срок годности которых истек уже 18 дней«, — сказал Несмиянов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector