0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выбираем грязевую резину

Nemodniy › Блог › Внедорожная резина. Муки выбора.

Каждый начинающий покоритель бездорожья в первую очередь сталкивается с тем, что его «стоковая» шоссейная резина не едет по грязи. То есть никак, вообще и в принципе. Ни накаченная до асфальтового давления, ни спущенная до грязевого. Не едет и всё, лишь уныло прокручивается в мокрой глине, никак не способствуя продвижению внедорожника вперед. И появляется здравая мысль: поменять эти бесполезные бублики на что-нибудь более зубастое.

И вот тут-то и начинается самое интересное. Ибо подбор резины под индивидуальные условия эксплуатации дело зело непростое и требующее неспешного и вдумчивого подхода. Для того чтобы разобраться в том для чего потребна та или иная резина, для начала давайте кратко разберем три наиболее распространенных типа интересующих нас шин.

Дословно «всегрунтовая». Этот тип создан для дальних путешествий, которые предполагают многотысячные асфальтовые перегоны и следующие за ними умеренное бездорожье. Корд данной резины достаточно мощный чтобы не расползаться при долгом движении на низком давлении. Рисунок протектора более разрежен чем у «шоссейки» и позволяет передвигаться по легкому бездорожью без особых проблем.
Но, как и следовало ожидать, за улучшение грязевых характеристик приходится платить. Из-за большего веса шины увеличивается расход топлива, а мощный корд и более твердая смесь приводят к снижению управляемости на высоких скоростях.

«Грязевая». На самом деле название несколько хвастливо. Так как данный тип шин это скорее компромисс, нежели настоящая внедорожная резина. От разобранной выше A/T отличается более агрессивным протектором, имея в целом схожий корд и состав смеси. Так же как и упомянутая выше A/T использует радиальную структуру каркаса. Идеальный вариант для смешанной эксплуатации. Всю рабочую неделю катается по городу, а на выходные погружается в грязь. Так же подходит для дальних экспедиций. Истирается на асфальте несколько быстрее чем A/T, но гораздо лучше сопротивляется бездорожью не пасуя на пластичных грунтах. При этом, естественно, на асфальте ведет себя ещё хуже «АТешки» особенно ярко это проявляется при резком торможении и прохождении поворотов на высокой скорости при мокром асфальте. По мере износа, изначально высокая шумность, увеличивается ещё больше. Идеальный выбор для «покатушечников» и внедорожных экспедиционеров.

X/T (extreme terrain)

Это скорее собирательное название для всей экстремальной грязевой резины, нежели реальная маркировка. Бескомпромиссная грязевая резина, имеющая весьма высокие возможности на бездорожье и зеркальные им асфальтовые характеристики. То есть по грязи едет превосходно, в городе и на трассе ведет себя отвратительно. Воет, не тормозит, кардинально увеличивает расход топлива и при этом довольно быстро изнашивается.
А еще все выше перечисленные категории дубеют на морозе и поэтому их зимняя эксплуатация нежелательна.

Казалось бы, всё понятно. И определиться с выбором довольно просто. Но не тут-то было. Ибо на рынке представлено огромное количество шин в каждой из категорий всех мастей (рисунков протектора) и цен. Как же выбрать лучшее и наиболее подходящее? Мой совет прост: смотрите на цену. Она и есть лакмусовая бумажка. Ибо её составляющие качество корда и смеси и, как следствие, сопротивление нагрузкам и износостойкость. Если одна покрышка стоит в полтора раза дороже другой, то и служить они будут примерно пропорциональное количество десятков тысяч километров пробега. А износ для шин с агрессивным рисунком протектора это всё. Ибо следует понимать, что как только грунтозацепы потеряли 50% процентов своей высоты, это уже не грязевая резина, а асфальтовые докатки. В грязи такой протектор работать не будет. К сожалению, это знают лишь те, кто давно ездит по бездорожью и испытал что такое изношенная «МТешка» на собственной шкуре. Люди несведущие с удовольствием покупают полуистертые шины за половину стоимости и думают, что совершили выгодное приобретение, хотя реальная цена таких шин 20% от номинала, да и то с условием что машина с грунтовок съезжать не будет.
Потому искренне не рекомендую связываться с видавшим виды секонхендом.
Еще один подводный камень, на который напарываются новообращенные адепты грязевой резины практически поголовно это установка агрессивных шин на совершенно стандартный автомобиль. Казалось бы, что тут такого? Размер-то тот же, значит все в допусках. Ан, нет. Экстремальная резина едет по тотальному бездорожью за счет высокого сцепления с поверхностью, а это самое дорожное сцепление быстро убивает сцепление трансмиссионное. На МКПП начинает гореть феродо диска, а на АКПП сгорают фрикционы. Так же из-за запредельных нагрузок довольно быстро рассыпается вся трансмиссия. Изнашиваются шлицевые соединения, разваливаются подшипники и т.п. Потому установка агрессивной резины обычно сопряжена с понижением передаточного отношения в трансмиссии.

Еще один важный момент – отношение веса автомобиля к эластичности резины. Агрессивные покрышки имеют усиленный диагональный каркас и мощные боковины. При установке X/T на легкую машину при первом же понижении давления до внедорожного выясняется, что под малым весом шины совсем не плющатся, а значит их КПД на бездорожье окажется невысок.
Потому при покупке шин не следует гнаться за большими грунтозацепами, а лучше подойти к выбору с позиций рациональности.

Какую грязевую резину выбрать?

Выбор внедорожной резины — это сложный и во многом определяющий фактор. Именно от него зависит, насколько успешным и приятным будет ваше дальнейшее познание увлекательного мира, имя которому — офф-роуд

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Резина — понятие растяжимое.
Как правильно выбрать внедорожную резину

Одними из первых шагов на пути к покорению бездорожья являются приобретение и установка на внедорожник грязевой резины. Но понимание ее необходимости редко приходит сразу, обычно ему предшествует поездка в лес на асфальтовом «слике», которая заканчивается в первой же глубокой луже, а дальше все по накатанной программе: долгие часы малоуспешных попыток выехать самостоятельно, потом «звонок другу», ожидание и, наконец, благополучное извлечение и унизительное путешествие на тросе у более подготовленного собрата. И вот, вернувшись домой, отмывшись, отъевшись и отоспавшись, вы со всей ясностью понимаете, что дальнейшая жизнь на бездорожье без грязевой резины не только нежелательна, но и неуместна.

И что же вы делаете? Идете в магазин и покупаете колеса своей мечты? Если бы это было так просто, то интернетконференции давно перестали бы пухнуть от вопросов, связанных с выбором грязевой резины, и от объявлений о продаже малоезженных комплектов внедорожных шин. А коли вопрос серьезный, то и разбирать его мы будем поэтапно. На этот раз речь пойдет об основных моментах в выборе колес.

Цена — решающий фактор

Офф-роуд как явление с каждым годом становится все популярнее, и изобилие моделей специальной резины, представленных на рынке, служит тому подтверждением. Моделей-то, конечно, немало, да только по-настоящему качественных изделий не так уж и много. Внешнее сходство с лидерами рынка не означает идентичность характеристик, ведь рисунок протектора — это всего лишь верхушка айсберга. И если настоящие внедорожные покрышки обладают жестким кордом, устойчивым к боковым ударам и порезам, то дешевые аналоги зачастую рвутся при банальном трении о бордюрный камень.

Та же ситуация и с составом резины. У более дорогих моделей она более эластичная, что обеспечивает уверенное сцепление с дорогой при движении по асфальту (для «зубастой» покрышки, имеющей небольшую площадь контакта, это очень важно), и при этом спущенная для преодоления бездорожья покрышка хорошо деформируется, существенно повышая проходимость автомобиля. Недорогие аналоги обычно имеют низкую управляемость даже на сухом асфальте, а на скользкой дороге становятся попросту небезопасны, при этом на бездорожье ждать от них чудес проходимости также не следует. Поэтому, покупая шины, нужно весьма внимательно подойти к вопросу баланса цены и качества.

При покупке внедорожной резины старая поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» оправдывает себя в полной мере. А учитывая, что ее ценовой диапазон не так уж широк и качественный товар отличается по цене от резино-технических подделок не в разы, а всего лишь на 40– 60%, то на мой сугубо личный взгляд вывод очевиден. Рискуя утомить читателя, все же вспомню еще одну веселую поговорку: «Миллионы мух не могут ошибаться». Коли львиная доля любителей внедорожного отдыха ездит на шинах BF Goodrich, Interco, ProComp, Simex и Mickey Thompson, вам тоже следует обратить свое внимание именно на этих производителей.

Внедорожник как отправная точка

При всем разнообразии характеристик покрышек есть две основополагающие, а именно: максимальные скорость и нагрузка. Эту информацию можно почерпнуть из индекса, нанесенного на боковую поверхность колеса, или уточнить у продавца. Правда, второй вариант не всегда годится, так как продавец бывает достаточно компетентным и зачастую, чтобы «впарить» свой товар, готов назвать любые характеристики, лишь бы они устроили клиента.

Если вы обладатель небольшого и шустрого паркетника, определяющим критерием при выборе должен стать индекс скорости. Владельцу же объемного и грузного внедорожника на скорости особенно зацикливаться не имеет смысла, а основное внимание стоит уделить весовым характеристикам резины.

Следующим по важности из «не грязевых» показателей является шумность. Если машина используется в качестве каждодневного транспортного средства и преодолевает энное количество километров по городским улицам и трассам, гул в салоне может стать серьезным раздражителем. Не стоит надеяться, что хорошая звукоизоляция салона избавит от шума резины. Я не физик, поэтому не смогу объяснить с научной точки зрения, как гул колес проникает в мегазащищенный от внешних шумов салон автомобиля и пробирает сидящих внутри до мозга костей, но, поверьте, это происходит именно так.

На том характеристики шин, связанные непосредственно с типом автомобиля, заканчиваются, и начинается самое интересное.

Асфальт и бездорожье: что важнее?

Универсальная резина — это та, которая едет и по асфальту, и по снегу, и по бездорожью. одинаково плохо. Как ни прискорбно, но факт. Поэтому выбор внедорожных покрышек напрямую зависит от условий эксплуатации. Если машина основное время будет проводить на асфальте и трассе, лишь изредка съезжая на умеренное бездорожье, характеристики колес должны быть соответствующими. Для таких условий эксплуатации лучше всего подходят изделия с маркировкой A/T (All Terrain), то есть вседорожная резина. Они обычно имеют глубокий, но не агрессивный рисунок протектора, вполне сносно ведут себя на асфальте, хорошо держат дорогу, несильно шумят, имеют высокую износостойкость и на умеренном бездорожье, простите за невольный каламбур, также не ударят лицом в грязь. Но резина данного класса имеет свою специфику. В отличие от обычной всесезонной ее нежелательно использовать зимой. Состав большинства этих шин таков, что при низких температурах они замерзают и теряют эластичность, поэтому на снежный сезон внедорожник стоит переобувать во чтонибудь более соответствующее реалиям русской зимы.

Если ваш автомобиль частый гость на бездорожье и проводит на нем столько же времени, сколько и на асфальте, то резина класса M/T (Mud Terrain) — ваш выбор. Агрессивные грунтозацепы и высокий, разделенный на отдельные шашки протектор обеспечивают высокую проходимость на бездорожье, но, как следствие, асфальтовые характеристики у такой резины значительно хуже, нежели у «младшего брата» — All Terrain. К тому же большинство покрышек М/Т довольно сильно шумят на скорости свыше 80 км/ч. Тем не менее на колесах данного класса вполне можно передвигаться по асфальту в том числе и на дальние расстояния, но следует учесть, что их износостойкость не такая высокая, как у All Terrain. Тем не менее при правильной эксплуатации и отсутствии форс-мажоров в виде боковых порезов и деформации корда пробег в 50–60 тыс. км им вполне под силу, дольше М/Т эксплуатируют редко — при износе более 50% резина практически полностью теряет свои внедорожные качества.

Ежели основным назначением машины является езда по тяжелому бездорожью, а по асфальту она передвигается, лишь когда едет в грязь и обратно, универсальные вседорожные покрышки вам ни в коей мере не подойдут. Для таких условий эксплуатации существуют специальные грязевые шины — бескомпромиссные борцы с бездорожьем. Такая резина не имеет общепринятой маркировки, передвигаться по асфальту на ней — мука как для покрышки, так и для водителя, но она способна двигать автомобиль вперед по такому бездорожью, где и пешком-то пройти нелегко. Тут обычной вседорожной резиной не обойтись. Вам потребуются бескомпромиссные грязевые покрышки, о них и пойдет речь далее.

Читать еще:  Чип тюнинг двигателя, за и против

В отличие от «мудовой» (M/T) и «атешной» (A/T) рынок грязевой резины значительно уже. Это касается как количества производителей, так и существующих моделей. Посему мы сможем рассмотреть каждую из удачных и популярных моделей отдельно и начнем, конечно же, с легендарной марки, которой пользуется большинство профессиональных спортсменов.

Interco Super Swamper

Признанный лидер среди производителей внедорожных шин. Модель TSL широко используется любителями езды по бездорожью. Благодаря удачному рисунку протектора резина уверенно передвигается как по твердым, так и по мягким грунтам. Модель Irok имеет менее агрессивный рисунок и потому лучше едет по рыхлым и сыпучим грунтам. На асфальте передвигаться на покрышках данной марки можно, но следует учитывать меньшую износостойкость по сравнению с M/T. К тому же из-за диагонального рисунка протектора при движении по асфальту, продавленному до колеи, машину будет постоянно «переставлять», причем чем выше скорость движения, тем резче ее кидает из стороны в сторону.

Спортсмены чаще всего ездят на модели Bogger. Покрышка напоминает сельскохозяйственную резину, но на внешности сходство заканчивается. В отличие от тракторных колес она эластична и в спущенном состоянии прекрасно отрабатывает неровности, к тому же благодаря особой форме протектора на низком давлении колесо выгибается таким образом, что грунтозацепы вдавливаются в землю. Это существенно повышает и без того недюжинную проходимость. Следствие высоких характеристик на бездорожье — очень высокая изнашиваемость на асфальте (за 12–15 тыс. км покрышка потеряет большую часть протектора) и низкая управляемость, а на мокрой или заснеженной дороге передвигаться на таких колесах попросту опасно. Поэтому машины, обутые в такие шины, на дальние расстояния обычно передвигаются на прицепах или эвакуаторах, ведь, учитывая стоимость резины (а на колеса большого размера она доходит до 25 000 руб.), дешевле оплатить эвакуатор, нежели через год езды по асфальту покупать новый комплект колес. Еще один часто встречающийся вариант — до бездорожья автомобиль едет на обычных колесах, таща за собой прицеп с грязевой резиной, перед съездом с асфальта колеса переобувают.

Чтобы еще больше увеличить проходимость, спортсмены иногда срезают с колеса часть грунтозацепов, а оставшиеся прорезают. За счет этого колесо лучше деформируется и самоочищается от грязи. Bogger на сегодняшний момент является самой серьезной внедорожной резиной, единственный недостаток которой — боковое смещение: против него это колесо бессильно.

Simex Extreme Trekker 2

Пожалуй, лучший выбор для туристов. Эти покрышки обладают практически идентичным набором характеристик с Interco Super Swamper Bogger, но в меньшей степени. При этом, несколько уступая на бездорожье, Trekker способен передвигаться по асфальту на большие расстояния благодаря двум или трем (в зависимости от ширины покрышки) рядам шашек в центральной части протектора. Обычно при движении по асфальту такое колесо накачивают до трех атмосфер, вследствие чего рабочая поверхность выгибается, и грунтозацепы не касаются дороги, а значит, и не изнашиваются.

Большинство начинающих джиперов искренне верят: тракторная резина — это лучшее, что можно придумать для бездорожья. Ведь трактора-то на ней ездят замечательно.

Миф о тракторной резине

Но то, что хорошо для трактора, далеко не всегда подходит внедорожнику. Сельскохозяйственная резина очень тяжелая и твердая, соответственно, как ее ни спускай, деформироваться она все равно не будет: кондовость вкупе с «елочкой» протектора обеспечивают хорошую проходимость лишь на твердых грунтах. На мягких и сыпучих такие колеса при первом неосторожном движении педали акселератора закапываются. К тому же диаметр диска автомобиля не соответствует диаметру тракторной шины, поэтому такие колеса нередко проворачивает на диске, а, поскольку тракторная резина используется только с камерами, заканчивается все обычно перебортированием колеса в походных условиях.

В силу этих причин сельскохозяйственная резина на внедорожниках используется крайне редко и в основном от безденежья.

Недавно на рынке под маркой Fedima появилась наварная внедорожная резина, в качестве нового протектора которой обычно используются все те же рисунки Interco и Simex. Личного опыта эксплуатации таких шин у меня нет, поэтому ни плохого, ни хорошего о ней не скажу, ограничившись оглашением самого факта их существования. Единственным лежащим на поверхности недостатком, на мой сугубо личный взгляд, является то, что комплект наварной резины собирается из изначально одинаковых покрышек, имеющих сходные характеристики. В случае же выхода из строя одного колеса, а при эксплуатации машины на бездорожье это случается часто, подбор наварного колеса, аналогичного уже имеющимся, может стать проблемой.

Внедорожная резина, как и любой профессиональный инструмент, подбирается под конкретные условия и требует умелого обращения. В руках неопытного водителя агрессивные колеса не только не помогут в грязи, но и, напротив, закопают автомобиль по мосты и раскурочат трансмиссию, потому что основным средством в борьбе с бездорожьем все же является голова, а все остальные — только вспомогательные.

Выбираем грязевую резину

Статья о том, как правильно выбирать грязевую резину — чем она отличается от других типов шин, важные критерии выбора. В конце статьи — интересное видео о грязевых шинах.

Романтика, конечно, это хорошо, но при этом не стоит забывать, что скорость автомашины, ее проходимость, управление, а также безопасность водителя всецело зависят от качества шин, от формы рельефа протектора. Поэтому необходимо знать, что грязевые шины для внедорожника – это особые шины, которые выделены в отдельную категорию, и выбирать их нужно с особой тщательностью.

Для того, чтобы понять, что представляют собой грязевые шины, давайте разберемся, какие вообще бывают покрышки для автомобилей.

Типы автомобильных шин

При классификации автомобильной «обуви» учитывают три основных характеристики:

  • рисунок беговой дорожки протектора;
  • разновидность дороги, для которой предназначены покрышки ( дорожный грунт или покрытие);
  • сезон эксплуатации.

Если говорить отдельно о рисунке беговой дорожки, то их тоже можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Направленный рисунок. Название говорит само за себя: он направлен в сторону вращения колес. Поэтому на боковой поверхности такой шины всегда обозначено стрелками направление, в котором колесо должно вращаться.

    Симметричный рисунок. Это такой протектор, на котором рисунок внутренней поверхности шины совпадает с рисунком внешней поверхности. При монтаже такого колеса направление вращения покрышки учитывать не нужно.

  2. Ассиметричный рисунок. На таком протекторе рисунок с левой стороны колеса отличается от рисунка, расположенного на правой стороне.

Как уже было сказано, шины могут отличаться друг от друга по разновидности грунта или покрытия дороги. Поэтому они подразделяются на такие категории:

  • Дорожные или шоссейные. Эти шины используются для дорог, имеющих искусственное покрытие из асфальта или бетона. Узнать их можно по нанесенной маркировке «НТ»;
  • Универсальные шины. Имеют очень крупный протекторный рисунок, позволяющий эксплуатировать такие покрышки как на шоссе, так и на естественном грунте. Обозначаются маркировкой «АТ»;
  • Грязевые шины. Предназначены для полного бездорожья. Промежутки между шипами протектора на этих шинах значительно увеличены, и при этом на них имеются специальные грунтозацепы. Маркировка – «М/Т».

Что касается сезона эксплуатации, то здесь все намного проще – эти названия шин знают даже люди, далекие от вождения автомобиля: летние шины, зимние, а также всесезонные.

Однако при этом необходимо отметить, что соблазняться всесезонной разновидностью шин не стоит, несмотря на многообещающее название, такие покрышки — не самый лучший выбор.

Результат специального тестирования показал, что производители так и не смогли совместить зимний и летний варианты. Протектор всесезонной резины подводит водителей как летом, так и зимой, поэтому если вы решите сэкономить на этой разновидности шин, то у вас появится риск создать аварийную ситуацию на дороге.

Почему грязевые шины выделены в отдельный вид

Грязевые покрышки действительно идут особняком, и для этого имеются весьма серьезные причины. В первую очередь, уникальными эти шины делает структура протектора, позволяющая эксплуатировать машину в условиях абсолютного бездорожья.

При этом надо сказать, что бездорожье не бывает однозначным. Грунт может состоять из песка, гравия, в конце концов, это может быть болото или обычная грязь – откуда и название резины. И для каждого вида бездорожья выпускаются отдельные грязевые шины.

Например, если одни грязевые покрышки великолепно чувствуют себя в «грязевых ваннах» и при этом не создают водителю особых проблем, то на песчаном грунте они могут повести себя иначе.

Поэтому, выбирая для своего внедорожника грязевые шины, пожалуйста, учитывайте местность, по которой вы намерены передвигаться, и только после этого принимайте окончательное решение.

Нюансы выбора грязевых покрышек, исходя из предполагаемого грунта

Если ландшафт местности, куда вы намерены отправиться в путешествие, песчаный либо болотистый? то жесткие шины вам не пригодятся. Резине в этом случае необходимо быть достаточно мягкой, что бы степень контакта и, соответственно, сцепления колеса с дорогой была максимальной.

С такими покрышками автомобиль не будет застревать в песке или в болоте, что позволит вам ощущать комфорт, а также чувство безопасности и уверенности в себе во время поездки.

Однако при твердом грунте, таком, как, например, гравий или камни, вам потребуются колеса с достаточно жесткой резиной. Такие покрышки, помимо всего, будут еще служить надежной защитой для колесных дисков, предохраняя их от возможных повреждений.

Выбираем грязевые шины по протектору

В качестве следующего критерия для объективного выбора грязевых покрышек рассмотрим протектор.

Рисунок «елочка» не теряет своей актуальности именно потому, что он создает условия для максимальной устойчивости автомобиля и, соответственно, обеспечивает довольно высокую надежность в управлении внедорожником.

Для того, чтобы убедиться в сказанном, вспомните старые добрые сельскохозяйственные тракторы «Кировец» и «Беларусь». Если приглядитесь к колесам этих «трудяг», вы без труда распознаете все ту же «елочку». Именно она позволяет этим тракторам проехать там, где, кажется, проехать вообще невозможно.

Кстати, мыть такие колеса не составит особого труда, потому что шины с рисунком «елочка» имеют свойство очищаться самостоятельно во время передвижения.

Выбор шин по диаметру

Опытные асы среди покорителей off-road (бездорожья) всегда относились весьма презрительно к покрышкам, диаметр которых не дотягивает до 32 дюймов. Более того, даже эти самые 32 дюйма, которые они считают детским размером шин, могут подойти далеко не ко всем внедорожникам.

Например, к таким известным внедорожникам, как Suzuki Samurai или Escudo, 30-дюймовые шины могут подойти только при увеличении клиренса (дорожного просвета). При этом желательно установить расширители арок кузова. Но и при таких условиях на перечисленные модели автомобилей могут вместиться колеса с диаметром не более 31 дюйма.

Поэтому имейте в виду, что для обычного внедорожника не всегда можно подобрать так называемые «тракторные» шины. Кроме того, дюймовая маркировка как ширины покрышки, так и ее диаметра не всегда соответствует реальности — истинные размеры довольно часто могут отличаться от обозначенных.

Эти различия могут достигать даже одного дюйма обычно в сторону убывания, хотя бывает и наоборот. Это обстоятельство может означать лишь одно: покупая покрышки, ненавязчиво, но настойчиво заставьте продавца указать настоящий размер тех шин, которые вы выбрали.

Внимание: никогда не забывайте, что грязевые шины – это сугубо летний ассортимент! Если вы где-либо услышите о всесезонности этих покрышек, знайте, что это всего лишь миф. В зимний период такая резина не способна ни к торможению, ни к удержанию машины в боковом направлении. Зимой используйте только негрязевые шины – шипы или «липучку».

Читать еще:  Acura RDX 2017

Грязевая резина на асфальтовом покрытии

Любителям экстрима по бездорожью необходимо знать, что, «обув» свой вездеход в грязевые покрышки, придется избегать дороги с асфальтовым покрытием. Производители грязевых шин не рекомендуют ездить на таких колесах по городским улицам и по автомагистралям, исходя из следующих причин:

  • мокрый асфальт значительно увеличивает тормозной путь машины, «обутой» в грязевые покрышки, разумеется, со всеми соответствующими последствиями;
  • протектор грязевых шин имеет высокий, слишком выступающий рельеф, который на поворотах «подламывается» и делает управление машиной затруднительным;
  • езда по асфальту на грязевых покрышках порождает значительный шум, причем начиная со скорости 80 км/ч.

То есть, грязевые шины нужно эксплуатировать только по назначению и никак иначе. В городских условиях на такой резине ездить нельзя.

Производители грязевых шин

Рассмотрим несколько самых известных фирм, выпускающих резину для бездорожья.

Компания Bridgestone производит одни из самых популярных грязевых покрышек для внедорожников. Сравнительно небольшая цена никак не влияет на довольно качественное сцепление этих шин с дорожной поверхностью. Но, тем не менее, если вы оказались любителем самого настоящего автоэкстрима, продукция этой фирмы – не ваш выбор. Профессионалы такую резину не купят никогда.

Kumho Road Venture. Согласно мнению тех же профессионалов, цена на изделия этой фирмы также не слишком велика, сами шины слабоваты, но для езды по простым проселочным дорогам вполне пригодны. И экстерьер у этих шин довольно внушительный.

Cooper Discoverer. Как любители, так и профессионалы считают такие покрышки вполне приемлемыми для обеспечения дорожного драйва. В протекторе этой резины имеются специальные углубления, которые качественно сцепляются с грунтом и не позволяют грязи налипать на колеса в большом количестве. И цена у этих шин, разумеется, будет повыше.

BFGoodrich Mud Terrain. «Гудрич» какое-то время был в первых рядах среди производителей грязевых шин. Однако постепенно конкуренты дали о себе знать, оттеснив эту компанию с лидирующих позиций. Но при этом сама резина не стала хуже. Поэтому покрышки этой фирмы выбирают многие автолюбители, руководствуясь относительно небольшой стоимостью и хорошим качеством.

Yokohama Geolandar. Эту резину высоко ценят и профессионалы, и любители. Великолепные характеристики, отличное качество и, соответственно, довольно высокая цена – больше нечего добавить в описание этих покрышек. Подавляющее большинство автолюбителей, которые владеют внедорожниками, считают эти покрышки самыми лучшими среди всех грязевых шин.

Из перечисленных компаний есть, что выбрать – это очевидно. Но при этом помните, что, если вы являетесь любителем off-road, то вам лучше покупать покрышки с зарекомендованным «именем». Экстрим не любит экономии, поэтому не жалейте средств на собственную безопасность и на хорошее состояние вашего железного друга. Удачи вам и безопасной дороги!

Видео о грязевой резине против универсальной:

Какие шины на внедорожник лучше подходят для грязи

Если автомобиль относится к классу внедорожников, и его конструкция приспособлена для преодоления расстояний по размытой и ухабистой дороге, это еще не значит, что он проедет всегда и везде. Внедорожник, который обут в обыкновенные шоссейные покрышки, совершенно точно застрянет в таких условиях. Для бездорожья требуется специальная грязевая резина для внедорожников.

Бездорожье – это тип покрытия дороги, для которого необходимы шины с особенными характеристиками. По типу покрытия дороги выделяют покрышки:

  1. Шоссейные (НТ). Предназначены для езды по дороге с искусственным покрытием из асфальта или бетона. Протектор быстро забивается грязью даже на проселочной дороге в дождь, и шины проскальзывают, поэтому для бездорожья они не годятся совсем.
  2. Универсальные (АТ). Отличаются укрупненным рисунком протектора. Автомобиль, обутый в такую резину, может ездить как по грунту, так и по шоссе, по сухому и мокрому покрытию, грязи. Такие покрышки подойдут для относительного бездорожья.
  3. Грязевые (М/Т). Отличаются крупным и глубоким рисунком протектора, большей плотностью резины. Конструкцией предусмотрены грунтозацепы, благодаря которым обеспечивается сцепление с грунтом боковой частью шины, а промежуток между шипами протектора увеличен. Это оптимальный вариант для грязи.
  4. Экстремальные. Имеют тракторный протектор, предназначенный для мягкого грунта и грязи. Их стоимость велика, поэтому целесообразно приобретать их только для поездки на соревнования, в других случаях с задачами вполне справятся грязевые покрышки.

Таким образом, лучшим вариантом для бездорожья являются грязевые автошины. Если сравнивать их с универсальными и экстремальными покрышками, они отличаются средней степенью сцепления с покрытием.

Особенности грязевых шин

Грязевые шины для внедорожников предназначены для тех мест, где дороги не проложены. Однако бездорожье бывает разное. В одном случае это песок, в другом – жидкая грязь, в третьем – дно водоема, покрытое камнями и илом. И это оказывает существенное влияние на выбор резины, так как она ведет себя неодинаково в разных условиях. Одни шины лучше проявляют свои качества при покорении песчаных барханов, а другие – при езде по размытому грунту.

У грязевых покрышек:

  • высокая боковина, которая снижает вероятность боковых порезов и защищает от булыжников и веток;
  • усиленный корд – обеспечивающий большую плотность и защищающий от острых камней;
  • большая ширина – поэтому вероятность погружения автомобиля в грунт снижается.

Классификация грязевых шин внутри своей разновидности:

  1. Лайт – отличаются протектором меньшей глубины по сравнению с другими вариантами, расстояние между шашками также уменьшено.
  2. Классические – конструктивно предусмотрены шестиугольные шашки, расположенные ближе к центральной части, и прямые грунтозацепы. Эти покрышки существенно улучшают проходимость, даже если установлены на обычном автомобиле, но не подходят для соревнований.
  3. Современные – рисунок сложный и обеспечивает хорошие показатели проходимости. Производители указывают, что на таких шинах можно передвигаться по асфальтированным дорогам.
  4. Направленные – отлично держат дорогу и самоочищаются.
  5. Агрессивные – структура протектора более выражена: он глубокий со значительными промежутками, поэтому резина отлично показывает себя на глинистой разбитой дороге.

Выбор типа грязевых покрышек осуществляют, ориентируясь на эти характеристики.

Выбор по типу грунта

Выбирая тип грязевых шин, следует узнать, какой тип грунта в той местности, куда предполагается отправиться:

Если грунт соответствует первому варианту, то подойдут шины с мягкой резиной, благодаря чему увеличится площадь контакта с поверхностью, сцепление колес.

Если же грунт каменистый, резина, наоборот, должна быть жесткой, многослойной (количество слоев указывается на покрышке). Благодаря этому снижается вероятность повреждения как самой шины, так и колесных дисков.

Рисунок протектора

Рисунок протектора шины грязевого типа может быть:

  • направленным – покрышки должным образом выполняют свои задачи, только если расположены правильно. Поэтому резину устанавливают в соответствии с маркировкой направления движения. Оно указывается стрелкой.
  • симметричным – рисунки на внешней и наружной стороне покрышки совпадают, поэтому её можно устанавливать как угодно.
  • асимметричный – рисунок на внешней и внутренней стороне покрышки неодинаков.

Наиболее подходящим и популярным является рисунок «елочка». Он обеспечивает максимальную устойчивость автомобиля, облегчает маневрирование. Машина на такой резине проедет если не везде, то там, где застрянут другие.

Обратите внимание! Протектор с «ёлочкой» очищается самостоятельно в пути.

Выбор по диаметру

Здесь действует принцип: чем больше, тем лучше. Профессионалы советуют выбирать шины диаметром не менее 32 дюймов. Такой размер покрышек считается небольшим, однако, и с ними возникают проблемы при попытке установки их на некоторые внедорожники, поскольку колесные арки не рассчитаны на резину такого диаметра.

Чтобы хоть немного увеличить возможности автомобиля, приходится расширять колесные арки или поднимать подвеску.

Обратите внимание! Реальный диаметр шин не всегда соответствует обозначениям. Разброс составляет до одного дюйма в ту или другую сторону.

Выбор по сезону

По сезону эксплуатации шины разделяются на летние, зимние и всесезонные. Всесезонные разновидности хотя и дают возможность сэкономить, до сих пор не являются лучшим вариантом, потому что в любом случае покрышка будет проявлять лучшие качества или только летом, или только зимой. Но и тогда всесезонным шинам не удастся сравниться с обычными сезонными покрышками.

Большинство грязевых шин не подходит для зимней дороги, грязевая резина дубеет на морозе и подходит разве что для мягкой зимы, классической для Европы. Заявления производителей – маркетинговая уловка. Для снега и льда необходим зимний вариант резины – липучка или шипы. Попытка быстрого старта или маневрирования на таких шинах зимой приводит к заносу.

Можно ли ездить по асфальту

Грязевые шины следует использовать только в условиях бездорожья. Если альтернативы нет, то выбирать не приходится, но езда по асфальтовому покрытию на автомобиле с грязевыми покрышками приводит к следующему:

  1. На поворотах высокий протектор деформируется, что осложняет управление автомобилем.
  2. Покрышки шумят на высоких скоростях, начиная с 80 км/ч.
  3. На мокром асфальте существенно увеличивается тормозной путь.
  4. Шины быстро изнашиваются.

Важно! 50% износ значительно ухудшает характеристики шин.

На что обратить внимание при выборе

Выбирая лучшие грязевые шины для внедорожников, рекомендуется отдавать предпочтение покрышкам:

  • с крупными шашками – они предотвращают воздействие камней и других включений грунта на кордовую часть;
  • со скошенными углублениями, если выбираются покрышки с мягкой резиной для прохождения грязи, песка, болота – это создает условия для самоочищения.

Тракторные покрышки в качестве грязевых шин не используют, потому что они слишком тяжелые и жесткие даже в приспущенном состоянии. Они не подходят для мягкого грунта. К тому же, такие шины камерные, а это значит, что проколов не избежать.

Производители

Составить абсолютно точный рейтинг грязевой резины для внедорожников, учитывающий все параметры, невозможно, потому что шины испытывались в разных условиях. Но в топ однозначно войдут следующие бренды и модели.

Yokohama Geolandar

Японская фирма выпускает покрышки отличного качества, в том числе и резину для соревнований. Технологические наработки были использованы и при производстве резины модели Geolandar. Покрышка имеет уникальную форму и оригинальный рисунок протектора.

Yokohama Geolandar

  • быстрое очищение протектора даже при езде на низких скоростях;
  • отличное сцепление с дорогой, благодаря увеличенной площади контакта;
  • быстрое торможение;
  • плавный ход;
  • отсутствие шума;
  • срок эксплуатации вполовину больше, чем при использовании шин других производителей.

Эта резина подходит и для повседневного использования и для соревнований. По отзывам покупателей, это лучшая грязевая резина для внедорожника.

Стоимость начинается от 6 тыс. рублей.

BFGoodrich Mud Terrain

Шины BFGoodrich оценили многие покупатели. Покрышки этого производителя улучшают проходимость даже самого обычного автомобиля, не обладающего характеристиками внедорожника, обеспечивают сцепление с дорогой, покрытой жидкой грязью.

  • грязь не задерживается на протекторе;
  • устойчивы к износу.

Важно! При езде по асфальтовому покрытию будет заметна разница в худшую сторону, но грязевые шины и не предназначены для этого.

Стоимость: 8-15 тыс. руб.

Cooper Discoverer

Cooper Discoverer – один из тех производителей, которые посвятили деятельность исключительно производству грязевых шин. Покупатели выделяют среди ассортимента продукции покрышки Discoverer Radial, которые:

  • оптимальны для езды по каменистому покрытию;
  • исключительно прочные;
  • хорошо сцепляются с заснеженной дорогой;
  • не скользят по мокрому и рыхлому грунту;
  • остаются чистыми.

Обратите внимание! Эти шины подходят для всесезонной эксплуатации.

Стоимость: 10 тыс. руб.

Kumno Road Venture

Резину этого производителя отличает относительно небольшая стоимость при высоких эксплуатационных характеристиках.

  • универсальна: эти грязевые шины подходят как для грязи, так и для асфальтового покрытия;
  • хорошая проходимость по грязи, песку, снегу;
  • плавность хода при езде по трассе.

Идеальный и недорогой вариант для сложных, но не экстремальных условий.

Kumno Road Venture

Стоимость: от 6 тыс. рублей.

Bridgestone Dueler D673

Грязевая резина для джипов от этого известного во всем мире производителя произведена в соответствии с последними технологическими разработками. Характеристики этой модели средние, покрышки подходят для езды по шоссе и бездорожью без ощутимого дискомфорта.

Стоимость: 6 тыс. руб.

Из недостатков отмечают высокий уровень шума при езде по асфальту, увеличение расхода топлива и ухудшение маневренности.

Cordiant Off Road

Стоимость: от 4,7 тыс. рублей.

Viatti Bosco S/T V-526

В отличие от моделей, рассмотренных выше, эти шины являются зимними. Это так называемые липучки. Они не поражают внешним видом, но по эксплуатационным характеристикам составят достойную конкуренцию продукции именитых брендов.

  • отличное сцепление с дорогой;
  • быстрое очищение шин от снега;
  • более чем приемлемая стоимость;
  • остается мягкой на морозе;
  • не шумит;
  • хватает в среднем на три сезона.

Стоимость – около 3 тыс. рублей.

Viatti Bosco S/T V-526

В рейтинг грязевых шин для внедорожников входят автошины как зарубежных, так и отечественных производителей. Однако первое место в топе занимают колеса иностранного производства, они технологически совершеннее. Отечественная продукция отличается более низкой стоимостью.

Выбирая грязевые шины для внедорожников, учитывайте её диаметр, жёсткость, рисунок протектора, тип, сезонность и другие параметры. Правильно подобрав покрышки для внедорожника, можно значительно улучшить его проходимость на бездорожье.

Лучшие грязевые шины 2018

Главной особенностью грязевой резины является её «тракторный» рельеф протектора, благодаря которому обеспечивается качественное сцепление не только с грязью, но и с песком, размокшей глиной, с каменистыми горными дорогами и т.п. Но грязевые шины по асфальту очень быстро изнашиваются и теряют свою проходимость по бездорожью.

Другие характерные признаки грязевой резины:

  • Большая высота протектора;
  • Мощные плечевые блоки, широко разнесённые друг от друга и выступающие в роли грунтозацепов;
  • Усиленный корд, защищающий протектор от порезов и проколов.

Как правильно выбрать грязевую резину?

Итак, как выбрать резину для бездорожья? На какие факторы необходимо обратить внимание?

1. Особенности эксплуатации.

По этому критерию всю грязевую авторезину можно разделить на три большие группы:

  • Внедорожная (Half Terrain, H/T);
  • Универсальная (All Terrain, A/T);
  • Специализированная (Mud Terrain, M/T).

Внедорожной авторезиной оснащаются большинство спортивных внедорожников и полноприводных кроссоверов. Такая резины великолепно себя чувствует на асфальтированных трассах и чуть хуже на относительно сухих просёлках. Однако уже промокший после проливного дождя грунт или глубокая лужа может поставить для внедорожных шин нерешаемую задачу. Из-под них будет вылетать грязевой фонтан высотой в два метра, но машина от этого будет только глубже зарываться в грунт.

All Terrain – универсальный вариант, который можно в одинаковой степени эксплуатировать и на асфальтированных дорогах, и на бездорожье. Обычно эксплуатационный ресурс таких шин рассчитывается из условия, что 50% времени они будут передвигаться по асфальтированным дорогам и ещё 50% — по бездорожью. Хотя некоторые производители делают уклон либо в сторону асфальта, либо в сторону грунтовых дорог, соответственно, шины для внедорожников асфальт грязь в соотношении 60%/40% или, наоборот, 40;/60%. Шины А/Т станут оптимальным вариантом для тех автовладельцев, которые часто выбираются на дальние кордоны порыбачить или поохотиться. Впрочем, на по-настоящему серьёзное бездорожье их выпускать не стоит.

В подавляющем большинстве случаев внедорожные шины для песка и сложного каменистого грунта относятся именно к классу А/Т. В качестве примера можно привести модель BFG All-Terrain KO2, заточенную именно для передвижения по песчаным пустынным и каменистым степям.

Mud Terrain – шины с этой маркировкой можно использовать в любительских и профессиональных offroad-рейдах. Крупные блоки-грунтозацепы, расположенные по всей площади протектора, способны вытащить тяжелый внедорожник из грязевой лужи, в которую тот сел по самое брюхо, и непринужденно закинуть машину на вершину холма по осклизлому склону. Но на асфальте и даже на хорошо утрамбованном просёлке они чрезмерно шумны, неповоротливы и некомфортны.

Узкие и широкие грязевые шины

Какие лучше грязевые шины – узкие или широкие? Эта тема породила обширные форумные дискуссии владельцев джипов. И у узкого, и у широкого протектора имеются и свои достоинства, и свои недостатки.

Узкая грязевая резина, имея большую удельную площадь на грунт, быстрее «докопается» в грязи до твердого грунта, зацепится за него и толкнет джип вперёд. Также она продемонстрирует лучшую ходимость по снежному насту, но у неё, наверняка, возникнут проблемы при выезде из глубокой колеи, при движении по размокшему суглинку и при подъёме по грязевому склону.

Широкие протекторы по сравнению с узкими обладают большей площадью контакта, что позволяет им лучше цепляться за размокший и вязкий грунт, удерживать тяжелый грузовик на склонах, выходить из глубокой колеи и преодолевать различные препятствия. Но при попадании в жидкую грязь сцепление обнулится, а небольшое удельное давление на грунт не позволит шине зацепиться за твердое дно грязевой ловушки.

Здесь следует заметить, что лучшим доказательством в любой дискуссии являются практические испытания грязевой авторезины. А самым объективными испытаниями считаются слепые рейтинговые заезды, при которых эксперты не знают, модель какого бренда они тестируют.

По каким критериям составляют рейтинги?

Такие показатели, как динамика ускорения на сухой и мокрой дороге, комфорт и плавность движения, защита от аквапланирования, экономичность хода, не берутся во внимание при составлении рейтингов грязевых шин. Потому что всё это не про резину для сурового бездорожья.

Эксперты, чтобы узнать, какие грязевые шины лучше, испытывают их ходимость на различных типах бездорожья (грязь, песок, каменистая почва и глубокий снег). Также выполняются заезды и по асфальту, но только для того, чтобы выяснить, насколько хорошо управляется резина на обычной дороге и насколько быстро она изнашивается.

На основании анализа результатов тестовых заездов экспертами и выносится заключение, какая резина лучше для грязи, а какая для песка или каменистых склонов.

Рейтинг грязевых шин

Предлагаем вашему вниманию рейтинг лучших грязевых автошин в трёх ценовых сегментах – бюджет, средний и премиум.

Лучшие в эконом-классе

Здесь, как любят утверждать журналисты российского журнала «За рулем», лидируют грязевые шины отечественного производства. В частности, они отмечают модель Cordiant OffRoad. Её протектор оснащён мощными поперечными блоками-грунтозацепами и расширяющимися к плечевым зонам широким канавкам, по которым выдавливается из центра пятна контакта жидкая грязь, обеспечивая сцепление с твердым грунтом, находящимся под грязевой жижей.

Для передвижения по глубокой снежной целине лучше выбрать модель Amtel K-151. В центральной зоне протектора зигзагообразно расположены квадратные блоки. Такая конфигурация не позволяет резине пробуксовывать по льду и повышает качество и точность маневрирования на обледенелом грунте и снежном насте.

Специально для автомобилей УАЗ Ярославский шинный завод выпускает ещё с 1970-х гг. модель Я-182. Эта военная разработка, предназначенная для эксплуатации в условиях реального бездорожья. Отличается очень высокой жёсткостью и большой глубиной протектора, но на асфальте, особенно, мокром, она крайне неустойчива.

Лучшие в средней стоимости

Какая грязевая резина лучше в среднем ценовом сегменте? Здесь стоит отметить южнокорейские грязевые шины Kumho Road Venture SAT KL61. Эти «всесезонки» относятся классу А/Т и предназначены для эксплуатации на тяжелых внедорожниках, минивэнах, микроавтобусах и легкотоннажных грузовиках. Они одинаково неплохо чувствуют себя и на асфальте, и на бездорожье, хотя, конечно, в offroad-рейды их брать не стоит.

Для любительских и полупрофессиональных заездов по бездорожью лучше выбрать японскую грязевую шину Yokohama Geolander. Она обладает следующими эксплуатационными преимуществами:

  1. Большая площадь контакта обеспечивает качественное сцепление, неплохую управляемость и короткий тормозной путь не только на бездорожье, но и на асфальте.
  2. При этом уровень износостойкости по сравнению со своими одноклассниками у этой модели увеличен почти в два раза.
  3. Японцам удалось разработать достаточно универсальный рисунок протектора, который демонстрирует одинаково хорошие эксплуатационные характеристики и уровень проходимости на таких разных поверхностях, как грязь, песок, каменистая равнина или снежная целина.
  4. Протектор демонстрирует хорошее самоочищение от налипшей грязи даже при движении на малых скоростях.
  5. По сравнению с большинством аналогов из среднего ценового сегмента Yokohama Geolander оказывается малошумной и комфортной при езде как по асфальту, так и по утрамбованной грунтовке.

И, наконец, стоит отметить ещё одну южнокорейскую модель — Hankook Tire Dynapro MT RT03. Она оснащена агрессивным рисунком протектора с крупными блоками и глубокими канавками, обеспечивающими шине отличную тяговооруженность на грязевом бездорожье. Боковые защитные блоки улучшают защищенность протектора от механических повреждений и повышают проходимость при движении по мягкой грязи. Дополнительно боковина от порезов и проколов защищена высокопрочными нейлоновыми брекерами.

По результатам тестовых заездов по грязи эксперты Four Wheeler (самого старого журнала о джипах, внедорожниках и внедорожье) дали шинами Hankook Tire Dynapro MT высочайшую оценку по уровню проходимости.

Лучшие в премиум-классе

По мнению большинства экспертов, лучшая резина для бездорожья – это BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2. К её достоинствам экспертное сообщество относит:

  • Применение фирменной технологии TriGuard – создание трёх полиэфирных поясов на боковине протектора и на его протезах;
  • Дополнительно протектор укреплен гибкими металлическими прутьями, нейлоном и полишнурами. Всё это обеспечило надёжную защиту от механических повреждений, проколов, порезов и зажимов;
  • Хотя на низких скоростях данную модель и можно назвать шумной, но после преодоления рубежа в 80 км/ч шум начинает резко снижаться;
  • На пониженном давлении резина BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 способна творить чудеса на бездорожье. Она без проблем преодолевает даже очень сильно неровную проселочную дорогу и уверено себя чувствуют на каменистых грунтовках.

К недостаткам этой модели необходимо отнести недостаточное сцепление с рыхлыми грунтами и песком, из-за чего протектор норовит, особенно, на больших скоростях буквально вкапываться в почву. Впрочем, резина BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 и не создавалась для таких условий эксплуатации.

Для рыхлых и каменистых почв лучше выбрать другую модель бренда BFGoodrich All-Terrain T/A KO2. Она отличается не только агрессивным рисунком протектора, но и увеличенной высотой боковины, изготовленной из жёсткого компаунда. Также у неё между крупными блоками протектора имеются микроблоки треугольной формы, задача которых выталкивать мелкие камни, застрявшие в протекторе.

Для разбитых просёлочных дорог лучше всего подойдёт шина Nokian RockProof, разработанная специально для эксплуатации на тяжёлых внедорожниках и пикапах. А потому она способна выдерживать нагрузки, возникающие при передвижении на больших скоростях по пересеченной местности на этих массивных машинах.

Всесезонный состав резиновой смеси и оптимизированный рисунок протектора обеспечивают данной автошине отличные эксплуатационные характеристики в течение круглого года.

На асфальте шины Nokian RockProof оказываются предсказуемо шумными, а качество управления потребует от водителя повышенной внимательности, особенно, на мокрой или обледенелой дороге.

Выводы

Так, какая грязевая резина лучше? Ответ на этот вопрос будет зависеть исключительно от того, как вы её собираетесь эксплуатировать.

Если вам по роду своей деятельности приходится перемещаться по грунтовкам и просёлкам различной степени разбитости, то мы рекомендуем вам выбирать автошины класса М/Т, исходя из того, какой именно у вас автомобиль.

Если вы владелец российского или китайского внедорожника, то вам лучше остановиться на российских грязевых шинах. На бездорожье они демонстрируют достойную проходимость, а их недостатки на асфальтированных дорогах не так будут заметны, как если бы в них были «обуты» внедорожники более именитых брендов.

Для последних следует выбирать модели ведущих брендов, специализирующихся на выпуске шин для бездорожья – BFGoodrich, Nokian, Cooper и Federal. Последние два в нашей статье и не упоминаются, но под их маркой выпускаются очень достойные автошины для разного типа бездорожья.

Наконец, если вы только время от времени попадаете на серьезное бездорожье, тогда ваш выбор – это шины А/Т. Мы рекомендуем вам обратить внимание на продукцию южнокорейских компаний. За последние годы они сумели совершить качественный технологический скачок во всех сегментах производства автошин, в т.ч., и предназначенных для эксплуатации на дорогах без асфальтового покрытия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector