2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

“Геометрия” кузова. Как измерять?

“ Геометрия” кузова. Как измерять?

Все авто­мо­би­ли­сты слы­ша­ли про «гео­мет­рию кузо­ва», но не каж­дый точ­но пони­ма­ет что это, когда она изме­ня­ет­ся, как и где её про­ве­рить. Итак, давай­те раз­бе­рём­ся. Под гео­мет­ри­ей кузо­ва мож­но пони­мать рас­по­ло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тель­но друг дру­га. Завод­ские точ­ки выбра­ны таким обра­зом, что­бы не при­шлось при изме­ре­нии демон­ти­ро­вать какие-либо эле­мен­ты транс­порт­но­го сред­ства. В первую оче­редь, это точ­ки, опре­де­ля­ю­щие поло­же­ние перед­ней и зад­ней под­вес­ки, а так­же точ­ки рас­по­ло­же­ния дви­га­те­ля. Эти пара­мет­ры очень важ­ны, так как их нару­ше­ние вле­чёт за собой ухуд­ше­ние ходо­вых качеств авто­мо­би­ля, износ шин, ухуд­ше­ние управ­ля­е­мо­сти. Непра­виль­ное рас­по­ло­же­ние точек креп­ле­ния дви­га­те­ля вызо­вет виб­ра­цию и уско­рен­ный износ поду­шек креп­ле­ния.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

К «гео­мет­рии кузо­ва» так же мож­но отне­сти диа­го­на­ли про­ёмов кузо­ва. Это диа­го­на­ли про­ёма лобо­во­го стек­ла, зад­не­го стек­ла, а так­же про­ёмы две­рей кузо­ва, капо­та, крыш­ки багаж­ни­ка. Непра­виль­ные диа­го­на­ли про­ёмов лобо­во­го и зад­не­го стё­кол может при­ве­сти к тому, что стёк­ла будут трес­кать­ся. Сме­ще­ние в двер­ных про­ёмах отра­зит­ся на зазо­рах и на труд­ном закры­ва­нии две­рей. Нару­ше­ние гео­мет­рии про­ёмов капо­та и крыш­ки багаж­ни­ка так­же затруд­нит или сде­ла­ет невоз­мож­ным закры­тие капо­та и крыш­ки багаж­ни­ка, а так­же отра­зит­ся на зазо­рах.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Если нет дан­ных о рас­сто­я­ни­ях кон­троль­ных точек

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Инфор­ма­ция о пара­мет­рах кон­троль­ных точек кузо­ва важ­на для изме­ре­ния «гео­мет­рии кузо­ва». Но есть такой момент, что, не имея такой инфор­ма­ции мож­но срав­ни­вать рас­сто­я­ние меж­ду сим­мет­рич­ны­ми точ­ка­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми по раз­ные сто­ро­ны маши­ны. То есть авто­мо­биль, если его мыс­лен­но раз­де­лить вдоль попо­лам, сим­мет­ри­чен. Это спра­вед­ли­во для боко­вых двер­ных про­ёмов. Под­ка­пот­ная план­ка, извест­ная как “теле­ви­зор” ино­гда име­ет несим­мет­рич­ные раз­ме­ры. Что каса­ет­ся про­ёмов лобо­во­го и зад­не­го стек­ла, а так­же капо­та и крыш­ки багаж­ни­ка, то здесь нуж­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на зазо­ры и оди­на­ко­вость каж­дой диа­го­на­ли. Но ещё раз сто­ит упо­мя­нуть о важ­но­сти инфор­ма­ции о пара­мет­рах кон­троль­ных точек. При серьёз­ных ава­ри­ях про­ис­хо­дят слож­ные пере­ко­сы про­ёмов, ино­гда тре­бу­ет­ся заме­на сило­вых эле­мен­тов, что тре­бу­ет нали­чия дан­ных о кон­троль­ных точ­ках.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Изме­ри­тель­ные систе­мы

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Совре­мен­ные изме­ри­тель­ные систе­мы мож­но раз­де­лить на меха­ни­че­ские, элек­трон­ные и шаб­лон­ные.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Меха­ни­че­ские систе­мы состо­ят из набо­ра спе­ци­аль­ных лине­ек, дер­жа­те­лей и направ­ля­ю­щих, по кото­рым дви­га­ют­ся эти ком­по­нен­ты. Теле­ско­пи­че­ская линей­ка, а так­же про­стая рулет­ка тоже отно­сят­ся к меха­ни­че­ским изме­ри­тель­ным систе­мам.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Теле­ско­пи­че­ская линей­ка может выдви­гать­ся на дли­ну до 3 м, в ком­плек­те име­ет раз­лич­ные насад­ки, кото­рые помо­га­ют делать более точ­ные изме­ре­ния.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Элек­трон­ные систе­мы

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Элек­трон­ные систе­мы рабо­та­ют по прин­ци­пу ска­ни­ро­ва­ния кон­троль­ных точек авто­мо­би­ля и пере­да­чи дан­ных в ком­пью­тер, кото­рый содер­жит спе­ци­аль­ную про­грам­му с базой дан­ных кон­троль­ных точек раз­ных марок и моде­лей авто­мо­би­лей. Быва­ют уль­тра­зву­ко­вые и лазер­ные систе­мы.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Уль­тра­зву­ко­вые систе­мы вклю­ча­ют в себя источ­ник уль­тра­зву­ка, кото­рый поме­ща­ет­ся под маши­ну и чув­стви­тель­ные эле­мен­ты, рас­по­ло­жен­ные в кон­тро­ли­ру­е­мых точ­ках кузо­ва и отра­жа­ют уль­тра­зву­ко­вые вол­ны. Элек­трон­ное устрой­ство изме­ря­ет вре­мя, за кото­рое вол­ны воз­вра­ща­ют­ся к источ­ни­ку уль­тра­зву­ка. По это­му вре­ме­ни опре­де­ля­ет­ся рас­сто­я­ние, прой­ден­ное уль­тра­зву­ко­вы­ми вол­на­ми, что поз­во­ля­ет точ­но уста­но­вить поло­же­ние любых кон­тро­ли­ру­е­мых точек. Таким обра­зом мож­но посто­ян­но кон­тро­ли­ро­вать поло­же­ния сра­зу несколь­ких точек кузо­ва.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Рабо­та лазер­но­го изме­ри­тель­но­го устрой­ства стро­ит­ся на мето­де актив­но­го обна­ру­же­ния и опре­де­ле­ния коор­ди­нат объ­ек­та. На авто­мо­биль, на кон­троль­ные точ­ки уста­нав­ли­ва­ют­ся мишени(датчики), настро­ен­ное и закреп­лён­ное нуж­ным обра­зом ска­ни­ру­ю­щее устрой­ство, опра­ши­ва­ет каж­дый из этих дат­чи­ков. Полу­чен­ные дан­ные о раз­ме­рах про­ве­ря­ют­ся в базе дан­ных, и ста­но­вит­ся вид­но, куда сме­сти­лись кон­троль­ные точ­ки. Ска­ни­ро­ва­ние про­ис­хо­дит несколь­ко раз в секун­ду, таким обра­зом, в момент вытяж­ки мож­но лег­ко кон­тро­ли­ро­вать этот про­цесс, не отхо­дя от экра­на мони­то­ра.

p, blockquote 13,1,0,0,0 —>

Шаб­лон­ные систе­мы

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Прин­цип дей­ствия шаб­лон­ных изме­ри­тель­ных систем осно­ван на исполь­зо­ва­нии спе­ци­аль­ных устройств, назы­ва­е­мых шаб­ло­на­ми, кото­рые кре­пят на раме рих­то­воч­но­го стен­да. Эти устрой­ства кре­пят и фик­си­ру­ют в кон­троль­ных точ­ках ниж­ней части кузо­ва. Если шаб­лон не сов­па­да­ет, зна­чит гео­мет­рия нару­ше­на. Откло­не­ние кон­троль­ной точ­ки от уста­нов­лен­но­го шаб­ло­на пока­зы­ва­ет направ­ле­ние, куда сле­ду­ет напра­вить вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Так­же суще­ству­ют шаб­ло­ны для кон­тро­ля двер­ных и сте­коль­ных про­ёмов. Они име­ют фор­му и раз­ме­ры изме­ря­е­мо­го про­ёма. При при­ло­же­нии тако­го шаб­ло­на сра­зу вид­но, изме­не­на ли гео­мет­рия про­ёма. Недо­ста­ток шаб­ло­нов в том, что они при­ме­ня­ют­ся для изме­ре­ния гео­мет­рии опре­де­лён­ной моде­ли авто­мо­би­ля. Совре­мен­ные шаб­лон­ные систе­мы для изме­ре­ния гео­мет­рии ниж­ней части кузо­ва могут менять поло­же­ние «вер­шин» шаб­ло­на, под­стра­и­вая их под раз­ные моде­ли транс­порт­ных средств.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Теле­ско­пи­че­ская изме­ри­тель­ная линей­ка

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Явля­ет­ся меха­ни­че­ской систе­мой изме­ре­ния. Смысл в том, что при про­ве­де­нии заме­ров кузо­ва авто­мо­би­ля, меж­ду дву­мя кон­троль­ны­ми точ­ка­ми могут нахо­дить­ся дета­ли, меша­ю­щие пря­мо­ли­ней­но­му изме­ре­нию рас­сто­я­ния. Исполь­зуя спе­ци­аль­ную изме­ри­тель­ную линей­ку, Вы смо­же­те мерить рас­сто­я­ние меж­ду нуж­ны­ми точ­ка­ми, даже нахо­дя­щи­ми­ся на раз­ных уров­нях (раз­ной высо­те). С помо­щью тако­го изме­ри­тель­но­го устрой­ства мож­но изме­рять “гео­мет­рию” кузо­ва точ­но и без помех.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

p, blockquote 20,0,0,1,0 —>

Чем мерят в гараж­ных мастер­ских

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

При изме­ре­нии «гео­мет­рии” кузо­ва масте­ра в гараж­ных усло­ви­ях при­ме­ня­ют про­стые изме­ри­тель­ные рулет­ки, изго­тав­ли­ва­ют изме­ри­тель­ные линей­ки, так­же вполне может исполь­зо­вать­ся завод­ская линей­ка для изме­ре­ний рас­сто­я­ний кон­троль­ных точек.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —> Рулет­ка

Рулет­ку мож­но немно­го дора­бо­тать. Мож­но уго­лок, кото­рый при­клё­пан к нача­лу изме­ри­тель­ной лен­ты, сре­зать с боков, что­бы остал­ся тон­кий шты­рёк. Но сна­ча­ла, у неко­то­рых руле­ток, нуж­но зава­рить отвер­стие в этом угол­ке. Полу­чив­ший­ся шты­рёк будет удоб­но встав­лять в тех­но­ло­ги­че­ские отвер­стия, от кото­рых про­из­во­дят­ся заме­ры.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Изме­ри­тель­ную линей­ку мож­но сде­лать само­му. Кон­струк­ция при­мер­но тако­ва: попе­ре­чи­на, на кото­рой рас­по­ла­га­ет­ся два стерж­ня, один из кото­рых может быть непо­движ­ным, а дру­гой может дви­гать­ся по попе­ре­чине и фик­си­ро­вать­ся в нуж­ном поло­же­ни. Стерж­ни долж­ны пере­ме­щать­ся вверх-вниз и фик­си­ро­вать­ся. Допол­ни­тель­но на попе­ре­чине мож­но при­кле­ить изме­ри­тель­ную лен­ту от стро­и­тель­ной рулет­ки. В отдель­ной ста­тье я напи­шу подроб­нее о при­ме­не­нии и само­сто­я­тель­ном изго­тов­ле­нии линей­ки для изме­ре­ния кузо­ва.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Може­те так­же про­чи­тать ста­тью о про­филь­ной линей­ке-шаб­лоне, кото­рой мож­но све­рять фор­му повре­ждён­ной дета­ли с фор­мой целой пане­ли кузо­ва, а так­же более подроб­ную ста­тью об изме­ре­нии гео­мет­рии кузо­ва.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —> p, blockquote 27,0,0,0,1 —>

Правильная проверка контрольных точек геометрии кузова

Контрольные точки геометрии кузова — главный параметр, который позволяет проверить целостность транспортного средства. По этим точкам проверяют соответствие геометрии автомобиля заводским нормам. Любое отклонение в расстоянии между точками замеров приводит к кузовному ремонту, который, в зависимости от нарушений, можно провести самостоятельно или в СТО.

Причины нарушения

Правильное расстояние между всеми конкретными технологическими отверстиями на кузове автомобиля называется геометрией кузова. Расстояние определяется заводом-изготовителем. Его неизменность обеспечивает оптимальную работу всех узлов и агрегатов автомобиля, установленных на кузове. Места проверки:

  1. Диагональ дверных проемов.
  2. Расстояние между опорными точками кузова, к которым крепятся двигатель и ходовая.
  3. Диагональ между лонжеронами и стаканами.
  4. Диагональ капота, багажного отделения.
  5. Расстояние между контрольной точкой на крыше и передним бампером.

Любое повреждение транспортного средства, годовая эксплуатация приводят к нарушению геометрии кузова. Расстояния изменяются, деформируя размер колесной базы, смещая внутренние детали.

Геометрия нарушается в следующих случаях:

  1. Авария. Иногда достаточно задеть бампером забор.
  2. Частая езда по ухабам, переезд ж/д путей на высокой скорости.
  3. Заводские недоработки — недостаточно жестко прикрученные болты.

В двух последних случаях 70 % нагрузки берет на себя подвеска автомобиля, автомобилист же сталкивается с такой проблемой, как растянутые пружины и сломанные амортизаторы. Кузовная геометрия в этом случае изменяется постепенно.

После ДТП на кузов приходится 100 % нагрузки, геометрия изменяется моментально, необходимо проводить диагностику на стапеле в СТО или нивелиром (можно в гараже).

Первые признаки нарушения

Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:

  1. Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.

В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.

  1. Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
  2. На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
  3. Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.

Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.

Как проверить геометрию автомобиля

Стандартно проверка кузова должна проводится 1 раз в год, если авто не побывало в аварии. Самостоятельно можно сделать проверку геометрии, ориентируясь на ширину передней и задней колеи и на межосевое расстояние. В техсопровождении к паспорту автомобиля есть прописанные размеры. Проверка занимает меньше минуты, водитель всегда может приблизительно прикинуть возможные нарушения.

Читать еще:  Напорный пескоструй: плюсы устройства напорного типа

Наиболее важны для диагностики геометрии кузова расстояния (в миллиметрах) между контрольными точками. Это расстояние от места крепления агрегата (от лонжерона) до стакана. Для самостоятельного определения необходимо знать расстояния и места измерения, которые определяются изготовителем.

На СТО

Проверка геометрии на специализированной автостанции становится неизбежной, если после диагностики колес на развал и схождение слесарь говорит, что отрегулировать посадку уже невозможно и необходимо проверить кузов на точное соотношение расстояний.

Первичная диагностика на СТО проводится с помощью нивелира. Прибор показывает, как отклонились колеса от заданного размера. Эта процедура лишь определяет, есть ли нарушение геометрии в принципе или нет.

Дальнейшая диагностика проводится на стенде. Автомобиль закрепляется на стапеле, предварительно с машины снимаются вся навесная облицовка: бампера, обвесы. В редких случаях необходим демонтаж агрегатов ходовой.

Дальнейшее диагностирование проводится электронными датчиками. Слесарь устанавливает их на контрольные точки, а устройства посылают трехмерный сигнал своего местонахождения на монитор.

Если СТО не имеет современного оборудования, мастер может использовать линейку для измерения геометрии кузова. Но это кустарный метод, дающий отклонение в размерах ± 5 мм.

На стапеле по контрольным точкам проводят следующие замеры:

  • проем багажника;
  • моторный отсек;
  • передние, задние лонжероны;
  • проем переднего, заднего стекла;
  • проем всех дверей авто;
  • срезы передней, средней, задней части автомобиля.

Каркас выправляют с помощью гидравлического оборудования и вакуумных присосок. После серьезной аварии кузов выравнивают растяжкой только при условии, что металл сохранил свои свойства.

Если в СТО предложат компьютерную проверку геометрии с помощью диодной указки, то разбирать авто на составляющие не потребуется — достаточно поставить машину на стенд. Программа проведет замеры и наложит их на шаблон модели. Буквально 10 минут диагностики, и распечатка кузова со всеми проблемами готова. Допустимая норма отклонений ± 5 мм.

В домашних условиях

Проверка кузова автомобиля в гараже необходима, если водитель замечает сложности с управлением без видимых причин. Для этого понадобится:

  • линейка геометрическая, рулетка;
  • масштабная рейка;
  • циркуль;
  • штангенциркуль.

Необходимые расстояния между контрольными точками находят в техдокументации на авто. Можно воспользоваться подсказками в интернете. Необходимо брать официальные сайты производителя. Японские бренды размещают техдокументацию на свои модели в свободном доступе, европейские комплектации придется поискать. Что проверять самостоятельно:

  1. Визуально проверить, насколько плотно и равномерно закрываются двери, багажник и капот. Посмотреть расстояние от крышки, проема двери до кузова.
  2. Загнать авто на яму, снизу проверить межосевое расстояние, используя рулетку.
  3. Расстояние между колесами на оси поперечное.
  4. Найти по инструкции все контрольные точки (технические отверстия, болты).
  5. Снять элементы обшивки, если они мешают провести замеры и перекрывают доступ.
  6. Начинать замер от центральной части основания кузова или рамы.
  7. Проверить диагонали между точками в моторном отсеке.
  8. Провести замер по контрольным отверстиям и болтам между направляющими рамы, от них к крепежам силового блока.
  9. Каждый замер проверять дополнительными измерениями.
  10. Проверить диагональ крыши.

Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.

Возможные последствия

Правильные геометрические параметры автомобиля — это безопасность водителя и пассажиров. Относительно положения силовых элементов кузова задается угол расположения каждого из колес автомобиля. При нарушении геометрии измерительная система развала-схождения никогда не будет соответствовать норме. Если кузов «повело» относительно мало, мастер настроит положение колес, но ненадолго.

Изменения геометрии приводят к тому, что постепенно деформируется днище, в промежутках между точками сварки в длинномерных элементах кузова появляются складки, характеристики безопасности конструкции заметно снижаются.

При лобовом столкновении двигатель должен провалиться под днище. Если размеры кузова нарушены, мотор влетит в салон, риск смертельного исхода для водителя и пассажира увеличивается на 50 %.

Как восстановить геометрию

Восстановление геометрии в гараже сводится к рихтовке кузовных элементов и подтяжке всех болтов, если авто не стало участником аварии. Рулеткой проверяются замеры между технологическими отверстиями. Если геометрия нарушена незначительно из-за долгой эксплуатации, рекомендуется проверить все крепежи кузова и сварочные швы.

Основательно восстановить кузов после ДТП самостоятельно, без специального оборудования, практически невозможно. Даже если с точностью до миллиметра провести замеры, выровнять кузовные элементы часто нельзя, необходимо менять их на новые. При деформации рамы потребуется устанавливать авто на стенд и проводить вытяжку.

Геометрия кузова и способы её проверки

Сегодня многие люди покупают автомобили с рук. Предложений на вторичном рынке великое множество, но не все хозяева машин полностью честны с покупателями и не редко пытаются продать авто, побывавшее в аварии. Одним из наиболее негативных последствий аварий является нарушение геометрии кузова автомобиля. Это может стать причиной изменений в управляемости, которая может проявиться в самый неподходящий момент и, конечно же, может привести к аварийной ситуации.

Что мы понимаем под геометрией кузова

Понятие «геометрия кузова» обычно включает в себя несколько довольно чётких параметров. Это комплекс, состоящий из контрольных точек автомобиля и расстояний между ними. Исходя из этих параметров, выставляются все элементы кузова, механизмы и узлы машины относительно друг друга. Производитель данного транспортного средства имеет технический паспорт, в котором чётко указаны все эти контрольные точки.

Причины деформации кузова

Причины нарушения геометрии кузова могут быть совершенно разными.

  1. Наиболее часто деформация возникает вследствие аварии. Это может быть и серьёзное ДТП, и просто на первый взгляд незначительный инцидент. При серьёзном столкновении проблемы с кузовом явные и требуют обязательного вмешательства, а вот во втором случае хозяин автомобиля может даже не понять, что возникла проблема, требующая вмешательства.
  2. Транспортировка грузов, превышающих допустимые конструкцией авто нормы. Подозрения на такую ситуацию могут возникнуть, если при перевозке слишком тяжёлого груза автомобиль явно проседал или немного заваливался на один бок.
  3. Негативные последствия для кузова могут наблюдаться и при длительной эксплуатации транспортного средства в условиях очень плохих работ. Добавить проблем может и манера вождения хозяина.

Все перечисленные нами причины являются важным основанием для проведения проверки геометрии кузова автомобиля. Экспертизу очень желательно проводить и в том случае, если вы не собираетесь продавать автомобиль. Иначе неисправности машины могут стать источником повышенной опасности для вас и окружающих людей. Это происходит по тому, что машина, имеющая деформации, зачастую становится менее предсказуемой на дороге.

Как обнаружить нарушения геометрии кузова

В том случае если вы решили купить автомобиль с рук или если вы попали в небольшое ДТП, желательно проверить геометрию кузова. Это можно сделать несколькими способами:

  • в хорошем центре по техническому обслуживанию авто;
  • самостоятельно.

Диагностика в техническом центре

В крупных населённых пунктах вы обязательно найдёте специализированный техцентр, в котором могут провести полную диагностику геометрии кузова. Здесь обычно имеется нужное нам компьютерное оборудование, подключенное к специальному стенду. Диагностика может проводиться с использованием механических систем, специальных систем с креплениями, лазерных установок и компьютерной диагностики. Транспортное средство сначала немного разбирают и устанавливают на стенд. После своеобразного «сканирования» данные поступают на компьютер, где и создаётся трёхмерная модель автомобиля. Компьютер же далее проводит сравнительный анализ данных машины и исходные данные модели.

Главным плюсом такой проверки является максимальная точность. Но данный способ требует времени и, конечно же, денежных затрат, примерно вам придётся потратить на это несколько тысяч рублей.

Самостоятельная диагностика деформации кузова

Если по каким-либо причинам диагностические мероприятия в техническом центре недоступны, проверить наличие нарушений в геометрии кузова можно и самостоятельно в домашних условиях. Это можно сделать, просто осмотрев кузов транспортного средства, а можно сделать специальные замеры.

Визуальный осмотр

Внешний осмотр автомобиля нужно делать максимально внимательно и не пренебрегать проверкой даже самых маленьких сомнений. Всю эту процедуру желательно провести по следующему алгоритму:

  1. Открываем и закрываем поочерёдно все имеющиеся двери. В том случае если возникли проблемы, стоит заподозрить деформацию стоек.
  2. Осматриваем стекла. Наличие трещин, идущих вертикально, деформация присутствует почти всегда.
  3. Осмотр корпуса. Нужно присесть на корточки и, глядя вдоль бока машины, осмотреть все неровности или несовпадения в зазорах.
  4. Осмотр днища. Машина поднимается на подъёмник и вы внимательно осматриваете днище на наличие складок. Складки могут иметь различную степень выраженности и располагаются обычно в совершенно разных местах.
Читать еще:  Полировка акриловой краски: можно ли полировать ее на авто?

Проверка правильной геометрии с применением инструментов

В том случае если визуальный осмотр не дал однозначного ответа, был ли деформирован кузов или нет, необходимо применить метод контроля, основанный на замерах. Для этого нам понадобятся:

  • линейка или масштабная рейка;
  • рулетка;
  • штангенциркуль.

Специальные точки для контроля

Производители автомобилей разместили на кузове так называемые контрольные точки геометрии кузова. По большей части, ими являются отверстия в определённых местах, это могут быть горизонтальные и вертикальные плоскости. Они позволяют по средствам замеров расстояний между ними определить, была деформация кузова или нет. У каждого производителя они собственные и прежде чем приступить к замерам, нужно точно знать схему их расположения. Такие данные довольно просто получить через запрос в интернете. Обычно замер производится от центра до центра, но иногда производитель отмечает данные от края до края.

Замеры штангенциркулем

Подобный замер нужно делать следующим образом. При помощи штангенциркуля замеряем расстояние между двумя контрольными точками с одной стороны, фиксируем циркуль и замеряем расстояние на другой стороне транспортного средства. Если замеры совпадают, то всё в полном порядке. Здесь важно понимать, что автомобили всегда симметричны. Встречающиеся отклонения от этого правила крайне редки.

Замеры при помощи линейки

Замеры при помощи линейки или рейки производятся по тому же самому принципу. Таким образом, можно проверить весь корпус и раму автомобиля. Здесь нужно следовать рекомендации – делать замеры желательно на максимально дальние расстояния. Это позволит получить наиболее точные данные.

Современные линейки для замеров геометрии кузова автомобилей – это телескопические устройства с регуляторами по высоте. Это даёт возможность производить замеры даже в тех случаях, если имеются небольшие препятствия между двумя точками замеров. Важно все указатели выставлять чётко на одну и ту же высоту и плотно вставлять их в отверстия.

Линейку нужно расположить параллельно кузову. Замеры желательно проводить и по параллельным замерам, и по диагонали. В обоих случаях можно допустить расхождение в 3 мм., хотя в современных моделях такой допуск чаще всего отсутствует.

Проверка геометрии при помощи рулетки

Стопроцентную точность данный метод обеспечить не сможет, но примерные данные можно получить. До начала замеров автомобиль помещаем на абсолютно ровную поверхность, все колёса должны быть накачаны равномерно. Лента должна быть в хорошем состоянии без загибов и изломов. На отметки смотреть нужно под углом в 90 градусов. Далее нужно действовать следующим образом:

  1. Проводим замер передней колеи. С этой целью замеряем расстояние, находящееся между серединой шины правого колеса и серединой шины левого колеса. То же самое делаем и с замерами задней колеи. Полученные результаты нужно сравнить с техническими данными производителя.
  2. Проверка длины колёсной базы. Замер производится от середины ступицы переднего колеса.
  3. Проводим замеры багажника, моторного отсека и дверных проемов.

В том случае если у вас нет точных технических характеристик проверяемой модели, то можно просто проверить симметричность всех контрольных отверстий или сравнить полученные данные с другой такой же моделью авто.

Проверка кузова с применением трёхмерного измерения

Этот метод заключается в сравнении с эталонными вариантами высоты, длины и ширины основных структурных элементов. Сделать это можно только с применением специальных трёхмерных систем. Такая система сама устанавливает плоскости, от которых и производится отсчёт.

От центральной плоскости производятся замеры ширины. Центральной плоскостью (линией) является линия, условно разделяющая автомобиль вдоль по центру на одинаковые половинки. На некоторых моделях уже производитель ставит такие метки в нижней или верхней части кузова. Обе части авто должны быть полностью идентичны, симметричны.

От основной плоскости производится замер высоты машины. Эта плоскость идет параллельно автомобильному днищу.

От нулевой плоскости, размещаемой перед автомобилем, идёт отсчёт его длины.

Измерение днища кузова

При проверке состояния днища кузова автомобиля могут использоваться методы контрольных замеров по диагонали или методы скручивания или смещения по отношению к центральной линии.

При использовании второго метода на днище автомобиля подвешиваются несколько линеечек. Они должны быть закреплены в контрольные отверстия, расположенные вдоль «силовых элементов». Далее мы проверяем, чтобы они были полностью параллельны. В том случае если этот принцип нарушен, мы можем смело говорить о наличии скручивания.

Далее следует проверить совпадение центрирующих линеечек по совпадению центров. При отрицательной оценке становится понятно, что у днища есть смещение по отношению к центральной плоскости.

Также отдельного внимания заслуживает проверка самих контрольных отверстий – они не должны быть деформированы.

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Перед покупкой важно проверить геометрию кузова транспортного средства с пробегом. Серьезная авария может привести к деформации кузовных элементов машины, что, в свою очередь, приводит к изменению ее эксплуатационных свойств, а также ухудшению управляемости и снижению пассивной безопасности. Автокод расскажет, что собой представляет проверка геометрии кузова автомобиля.

Содержание

Что такое геометрия кузова

Под геометрией кузова авто понимается определенная совокупность расстояний между специальными контрольными точками. Последние позволяют определить, насколько точно расположены кузовные элементы, узлы и механизмы транспортного средства по отношению друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в техпаспорте компании-производителя. При определении правильности геометрии кузова машины, прежде всего, необходимо обратить внимание на:

  • ширину передней и задней колеи;
  • расстояние между передней и задней осью (колесную базу);
  • расстояние между лонжеронами, а также их длину;
  • размеры багажника и отсека для двигателя;
  • размеры проемов дверей и окон.

От правильного соблюдения данных размеров зависит не только внешний вид автомобиля, но также комфорт и безопасность его использования.

Где проверить геометрию кузова

Существует несколько способов обнаружить деформацию кузовных элементов подержанной машины. Это можно сделать:

  • самостоятельно;
  • в специализированном центре технического обслуживания;
  • при помощи всероссийского интернет-сервиса «Автокод».

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных выше вариантов.

Проверяем геометрию кузова самостоятельно

Это можно сделать как по косвенным внешним признакам, так и при помощи специальных измерительных инструментов. Предварительно закрываем двери, а также крышки капота и багажного отделения авто. При этом смотрим, насколько легко удастся выполнить данные действия. Если при закрывании возникли трудности – это уже признак того, что у кузова машины нарушена геометрия (например, проблемы с захлопыванием дверей могут быть вызваны деформацией стоек).

Визуальный осмотр

Сначала проверяем стекла. Присутствие горизонтальных трещин – один из признаков нарушения геометрии кузова. Затем, присев на корточки, внимательно осматриваем корпус автомобиля. Смотреть нужно вдоль борта: так лучше заметны неровности и зазоры между кузовными элементами, которые также могут свидетельствовать о нарушении геометрии. Затем переходим к замерам.

Проверка геометрии кузова специальными инструментами

Нам потребуется особый штангенциркуль и масштабная рейка. Первый необходим для проверки правильности расположения колес относительно друг друга. Также он подходит для сравнения месторасположения контрольных точек на разных сторонах кузова ТС.

Сначала измеряем расстояние между двумя точками с одной стороны. Затем фиксируем положение ножек циркуля при помощи специального крепежа. Далее проводим замеры между аналогичными контрольными точками с другой стороны кузова. Если результаты не совпадают – геометрия нарушена.

По такому же принципу можно проверить наличие деформации кузова при помощи масштабной рейки. Она имеет телескопическую конструкцию и регулируемые по высоте указатели, что дает возможность проводить замеры при наличии между контрольными точками различных препятствий. Также масштабная рейка позволяет рассчитать точное расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС и сравнить их с данными, указанными производителем авто.

Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой

Она менее точна, но общее представление о нарушении геометрии кузова транспортного средства с ее помощью получить можно. Прежде всего, проверяем переднюю колею: измеряем расстояние от середины протектора переднего левого колеса до середины протектора правого переднего колеса. Затем таким же образом выполняем проверку задней колеи. Сверяем полученные данные с информацией завода-изготовителя. Несоответствие результатов послужит доказательством того, что геометрия кузова авто нарушена. Аналогичным образом проверяем длину колесной базы (замеры производим между центром ступицы переднего колеса и центром ступицы заднего колеса). Также, используя обычную рулетку, проверяем:

  • багажник;
  • моторный отсек;
  • дверные проемы.

Существует еще один достаточно простой способ проверить геометрию кузова ТС. Для этого на ровной и прямой дороге разгоняем авто и на несколько секунд отпускаем рулевое колесо. Если машину начнет уводить в сторону – возможны проблемы с геометрией кузова. Для получения более точного результата проверить машину нужно при разной скорости движения – 50 и 90 км/час.

Читать еще:  Как вытянуть лонжерон?

Проверяем геометрию кузова в автосервисе

Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.

К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей. Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.

О чем следует помнить

Если перед покупкой транспортного средства нарушений геометрии кузовных элементов выявлено не было, это не значит, что машина не побывала в серьезной аварии. Возможно, ее просто качественно отремонтировали. Однако даже если восстановление битого авто выполнено на должном уровне – оно уже не является на 100 процентов надежным в эксплуатации. Поэтому чтобы убедиться в том, что вы не покупаете кота в мешке – воспользуйтесь еще одним простым и доступным способом проверки ТС на сайте Автокод.

Здесь можно косвенно проверить геометрию кузова авто. Для этого достаточно ввести в поле поиска гос. номер или ВИН-код ТС. Через несколько минут система выдаст отчет с подробной историей подержанной машины. Если вас, прежде всего, интересует информация о геометрии кузова – обратите внимание на раздел, посвященный участию авто в аварии. Там размещены данные о дате происшествия, регионе, где оно произошло, типе ДТП (например, столкновение), а также схема повреждений, которые при этом получил автомобиль.

Как видно из приведенного примера, данное авто побывало в аварии, где получило повреждения передней правой и задней левой частей кузова, а, значит, скорее всего, и геометрия кузовных деталей была нарушена. Покупать такую машину или нет, решать уже вам.

Данные об участии ТС в дорожно-транспортных происшествиях поступают на сервис непосредственно из ГИБДД, поэтому им можно полностью доверять.

Кроме того, при помощи интернет-сервиса Автокод перед покупкой вы легко проверите количество бывших владельцев ТС, пробег авто, наличие ограничений ГИБДД (арест, залог и т. п.) и получите другую информацию о подержанной машине.

Получив онлайн-отчет, необходимо провести качественный осмотр авто. Если вы не уверены в своих знаниях и желаете доверить осмотр профессионалу, воспользуйтесь услугами выездной проверки. Мастер приедет на место и проведет диагностику с помощью специального оборудования, а затем выдаст полное профессиональное заключение.

Проверяем геометрию кузова, проверка автомобиля на стенде

Если автомобиль побывал в аварии, то в большинстве случаев нарушается геометрия автомобильных кузовов. Последствия аварии очень часто несут скрытые повреждения кузову и оказываются более значительными и глубокими, чем это кажется на первый взгляд неискушенному человеку. Точные параметры геометрии автомобиля задаются компанией-производителем и выглядят как контрольные точки на габаритном чертеже с кузовом. Даже самое незначительное происшествие на дороге может привести к смещению, деформации некоторых деталей и, как следствие, нарушить геометрию кузова.

Очевидно, уже при первом изучении состояния автомобиля надо обнаружить все деформации — очевидные, как смятый капот, и не бросающиеся в глаза изменения базовых (контрольных) точек. Нарушения видны визуально, либо дают о себе знать соответствующим образом. Например, в результате деформации автомобиля могут плохо закрываться двери, капот, багажник; дождевая вода может попадать в салон или багажник через едва заметные щели; наконец, в случае даже незначительных изменений кузовных размеров, бывает сложно выполнить развал-схождение.

Для начала просто проверьте двери автомобиля на открывание и закрывание. Усилие и звук должны быть одинаковыми. Если всё нормально, осмотрите все щели и зазоры при закрытых дверях: они должны быть одинаковыми по ширине, при этом двери должны быть утоплены в свои проёмы. Если какая-либо дверь выступает наружу или утоплена глубже, значит, имеет место перекос со стороны этой двери из-за внешнего удара.

Далее, произведите осмотр зазоров и щелей между крышкой капота и багажника и крыльев, проверьте соответствие уровня фар и задних фонарей. Если различие в щелях явно либо крышка капота или багажника закрывается неравномерно, можно говорить как о боковом ударе, так и о переднем и заднем ударе, смотря с какой стороны видна разница в щелях. Дополнительно можно делать вывод о состоянии лонжеронов.

Повреждённые не сильно лонжероны могут быть не до конца выпрямленными или оставлены в перекошенном виде, и автомобиль просто не сможет ехать прямо, в лучшем варианте. В худшем, выпрямленные и сваренные лонжероны — это нарушенная силовая конструкция, которая может лопнуть в месте ремонта при движении в снаряжённом автомобиле либо при возникновении аварийной ситуации.

Особое внимание необходимо обратить на пластиковые детали под капотом автомобиля, в багажнике и дверных проемах. Если автомобиль попадает в серьезное ДТП с «лобовым» ударом большинство пластмассовых деталей ломаются или деформируются, производить полную замену на заводской оригинал достаточно затратно, поэтому многие СТО либо просто склеивают их, либо не устанавливают их вовсе.

Заводские размеры автомобиля это параметры транспортного средства, которые сформированы в процессе создания и последующей конвейерной сборки. В том случае, когда размеры соответствуют параметрам производителя эксплуатация автомобиля происходит в безопасном режиме.

Во время аварии нарушаются параметры и размеры несущей части, которые влияют на эксплуатационные характеристики транспортного средства. В этих случаях требуется основательная проверка кузова автомобиля.

Для проведения работ, которые характеризуются, как диагностика и восстановления используется стапель соответствующими измерительными параметрами.

Измерение диагоналей проводится специальной измерительной линейкой. Контролирующие диагонали должны проходить через контрольные или базовые точки. Они должны пройти через направляющие отверстия рамы дальше к крепежам. Визуально оценивается симметричность полученных диагоналей.

Измерение линейкой начинается с центральной точки основания на кузове или раме. Это место проще использовать для начальной точки, потому что здесь крайне редко что-то нарушается. Измеряются длины от центрального отверстия под осью до базовых точек. Диагонали измеряются от точек рамы до точек на передней и задней оси. На этом этапе может потребоваться снятие некоторых деталей. Измерительную линейку можно заменить обычной рулеткой, но она даст большую погрешность при измерениях.

Затем считается расстояние между точками с одной стороны, затем противоположной. Полученные результаты измерений должны быть равноценными. Различие данных показывает на деформацию кузовной геометрии, которую придется исправлять на стапеле.

Кроме измерительной системы стапель оснащен мощной гидравликой, позволяющий вытягивать дефекты любых автомобилей, включая рамные джипы и минивены. Этот спектр услуг относится к кузовному ремонту.

Если в результате ДТП у автомобиля произошло нарушение заводских параметров, выполнить ремонт такого авто не имея на него кузовных размеров практически невозможно. Также без контроля размеров восстановление будет не полным.

Для диагностики геометрии используются заводские данные по контрольным размерам и расположению контрольных точек. В отдельных случаях допускается использования данных из «стапельных баз» программ, идущих в комплекте со стапелем. Большое внимание уделяется центру днища, так как именно данная точка считается точкой отсчёта главных диагоналей. Для проведения целого ряда необходимых измерений потребуется произвести частичное снятие узлов подвески.

Диагностика геометрии кузова большинства европейских автомобилей осуществляется шаблонным методом на стенде с посадочными местами для базовых точек (производитель указывает расположение точек и высоту крепления к стапелю). Кузов просто крепится на шаблон, выполняется проверка, а нарушения фиксируются визуально. Затем на стапеле проводится правка элементов несущей части, покуда не совпадут точки крепления шаблона.

Рекомендуется осуществлять диагностику при помощи электронных стапельных систем Car-on-Liner, Autorobot, Chief, Spanesi. По этой методике координаты базовых точек устанавливаются инструментом с датчиком. Затем программа сравнивает новые показатели с исходными от завода-изготовителя. Но к сожалению, большинство СТО не могут похвастаться наличием современных стапельных стендов с актуальными базами данных и владельцам автомобилей приходится самостоятельно искать/покупать необходимую информацию.

Восстановление несущей части автомобиля на стапеле может существенно урезать смету на кузовной ремонт за счет исключения необходимости покупки новых кузовных элементов. Расчёт времени воздействия, направлений и усилий осуществляется на специальном высокоточном оборудовании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector