0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещение в покрасочной камере: советы по организации

Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.

Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.

Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере

Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.

  1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
  2. Однородность рассеивания световых лучей.
  3. Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
  4. Отсутствие эффекта мерцания.
  5. Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
  6. Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
  7. Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.

Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.

Виды и параметры ламп

На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.

Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:

  • лампами накалывания.
  • люминесцентными лампами.
  • светодиодные светильники и лампы.

Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.

Лампы накалывания

Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:

  1. вакуумные.
  2. газонаполненные (инертным газом).

Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.

Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.

Люминесцентные светильники

Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.

Выделяют два основных вида таких источников излучения:

Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:

Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:

  • Ц — естественная цветопередача;
  • ЦЦ — цветопередача повышенного качества.

Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.

Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.

Светодиодные светильники

Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.

Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.

Из минусов – цена.

Схемы расположения светильников

В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.

Потолочное освещение

Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.

Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.

Потолочное + стеновое освещение

Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.

Лампы на стены монтируют двумя вариантами:

  1. В горизонтальном виде сплошной линией.
  2. В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.

Дополнительное освещение

В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.

Как рассчитать количество и мощность ламп?

Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.

В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.

  • S – площадь помещения.
  • Рл – мощность одной лампы определенного вида.
  • Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:

  • Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
  • Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
  • Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.

В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.

Пример расчета

  1. Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
  2. Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
  3. Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.

Расчет будет выглядеть так:

  • (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
  • (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
  • (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.

Монтаж светильников

Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.

Порядок действий может быть следующим:

  1. Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
  2. По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.

Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.

Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.

Читать еще:  Защитная полироль для автомобиля: виды и назначение

Освещение покрасочной камеры — советы экспертов

Освещение покрасочной камеры

Покраска автомобиля – продолжительный и сложный технологический процесс, который подразумевает под собой наличие специально оборудованного помещения, где будет происходить процесс покраски, так называемая покрасочная камера. Такие помещения стоят довольно дорого, поэтому целесообразным будет сделать ее самостоятельно, рассчитать и разместить при этом все необходимое оборудование для высококачественной организации покраски автомобилей. Так, любая покрасочная камера должна включать в себя следующие элементы:

  • полностью закрытая камера, необходимая для покраски и сушки автомобиля;
  • рабочая система вентиляции со всеми необходимыми фильтрами;
  • тепловой насос, который будет ускорять процесс сушки автомобиля;
  • вентиляционная система в надлежащем состоянии.

Как видим, чтобы оборудовать качественную камеру, необходимо рассчитать и сопоставить все эти составляющие для обеспечения продуктивной работы покрасочных механизмов.

Эффективное освещение — залог качественных покрасочных работ!

Эффективное освещение — залог качественных покрасочных работ!

Одним из важных элементов любой покрасочной камеры является ее освещение, необходимое для высококачественной покраски автомобиля, так как покраска вручную подразумевает под собой распыление мелкодисперсного красильного порошка, который в взвешенном состоянии в воздухе значительно ухудшает уровень видимости в камере. Весомым шагом будет рассчитать уровень света, количество ламп для покрасочных камер и правильное их размещение. Так, среднестатистическая норма освещения для покрасочных ламп составляет 1000-2000 люкс. Это обеспечивает высокий уровень видимости как внутри помещения, что немаловажно для специалиста-маляра, так и высветит все дефекты автомобиля, которые надо будет исправить в процессе покраски.

Оптимальными схемами освещения считают:

  • потолочную;
  • потолочно-стеновую;
  • дополнительное освещение задней стенки камеры.

Потолочная схема освещения характерна тем, что лампы для покрасочных камер могут быть как навесными, так и встроенными в потолок, что в некоторых случаях приводит к нарушениям техники безопасности, вызванными амплитудой движения навесных ламп и проблемами с покраской вертикальных поверхностей многослойными покрытиями. Так что, более рациональным является использование Потолочно-стеновая схемы, которая дает возможность улучшить визуальные возможности качества нанесения покрытия и обшей схемы покраски автомобиля.

Дополнительное освещение задней стенки чаще всего используется в окрасочно-сушильных камерах, что обеспечивает высококачественный технологический процесс как сушки, так и покраски машины.

Как приблизить освещение в покрасочной камере к дневному свету?

Освещение в покрасочных камерах должно быть максимально приближено к дневному свету. Минимальный расход – это 24 лампы в камере, каждая по 40 Ватт. Лампы размещают в один-два ряда по периметру помещения таким образом, чтобы они находились на разном уровне и тем самым обеспечивали разностороннее освещение в камере. Например, два ряда ламп, по 16 штук ламп мощностью 18 Ватт каждая, способны обеспечить достойный уровень освещения в помещении, и как результат – успешную покраску автомобиля.

Самостоятельно рассчитываем и настраиваем освещение!

Самостоятельно рассчитываем и настраиваем освещение!

Самостоятельный расчет освещения в Вашей покрасочной камере может выглядеть следующим образом. Так, необходимо рассчитывать количество ламп и их размещения в зависимости от габаритов покрасочной камеры. Так как среднестатистическая камера находится в пределах 5×6 метров, то на нее необходимо взять 30 ламп мощностью как минимум 40 Ватт. Если Вы используете потолочно-стеновую схему освещения, то в среднем расположение ламп будет выглядеть таким образом: 24 лампы прочно крепятся на потолок, причем в 2 ряда и на разной высоте, и того 12 ламп в каждом ряду с интервалом между ними –0,5 метра; еще 6 ламп крепятся на боковые стены с учетом на 3 лампы на каждую стену с наклоном под 45 градусов к горизонту и интервалом между ними1,5 метра. В конечном итоге мы получаем прекрасно освещенную покрасочную камеру с максимальным уровнем света в помещении, необходимом для продуктивной работы специалиста-маляра по покраске автомобилей.

Виды приборов и ламп используемых для освещения в покрасочной камере

Важным этапом в настройке освещения окрасочного помещения является выбор ламп для покрасочной камеры. На сегодняшний день рынок светильных приборов предлагает различные варианты ламп в зависимости от их мощности и стоимости. Наиболее предпочтительными вариантами для покрасочных камер являются:

  • светодиодные светильники;
  • люминесцентные лампы;
  • лампы накаливания.

Обязательным условием является работа ламп в режиме «мерцания», что улучшает цветовое восприятие специалиста-маляра, и как результат – повышение качества покраски автомобиля.

Светильники с лампами накаливания

Обычная лампа накаливания – это электрический источник света, который на основе вольфрама в вакуумной стеклянной среде при накале излучает свет. Такие лампы бывают нескольких видов: лампы общего назначения, декоративные лампы, лампы местного освещения, иллюминационные лампы, лампы для оптических приборов, прожекторные лампы, сигнальные лампы и зеркальные лампы накаливания. В покрасочных камерах обычно используют лампы местного назначения, так как они предназначены для низкого напряжения — 12-48В и главное место их применения – производственные помещения. Однако, эти лампы ненадежны, поскольку могут легко разбиться, их конкурентоспособность мала, поэтому чаще всего в покрасочных камерах используют такие лампы как люминесцентные и светодиодные, о которых информация подана ниже.

Люминесцентные светильники и лампы

Люминесцентные светильники и лампы

Люминесцентные лампы или лампы дневного света – газоразрядный источник света, который при воздействии паров ртути, нагретыми электрическим током, пускает ультрафиолетовые световые волны, которые, в свою очередь, через покрытые колбы лампы люминофоров делает иллюзию дневного, солнечного света. Эти лампы очень технологичны, так как способны достигать 85 люменов на 1 Вт при сроке эксплуатации 18 тысяч часов. Также, этим лампам характерен высокий уровень экономичности: лампы накаливания с мощностью 40, 60, 75 и 100 Вт можно с легкостью заменить люминесцентными лампами мощность в 5, 7, 11, 15, 20Вт, а срок использования при этом в 10-15 раз больше. Индекс передачи света в данных лампах для покрасочных камер должен быть не меньше 90, чтобы обеспечить качественный процесс покраски и тюнинга автомобиля. И так, ниже приведены основные рекомендации по выбору люминесцентных ламп в окрасочное помещение:

  • лампы фирмы «Camelion» — недорогие, яркость и калибровка цвета хорошая, долгий срок эксплуатации;
  • энергосберегающие лампы фирмы «Philips» — мощные, использование новых люминофоров, высокий уровень светоотдачи;
  • люминесцентные лампы фирмы «OSRAM» — высококачественные немецкие лампы, имеющие высокий уровень мощности. Для покрасочных помещений используют преимущественно лампы LUMILUX DE LUX 36W /940 T8 G13.

Светодиодные светильники и лампы

Светодиодные светильники и лампы

Светодиодные светильники используют как источник света светодиоды, корпус и цоколь элемента может быть позаимствован и у других видов ламп, например люминесцентных. Основные преимущества светодиодных ламп – это низкое потребление энергии при высоком коэффициенте полезного действия, высокий индекс цветопередачи, который обеспечивает лучшую видимость и контрастность пространства покрасочной камеры; экологическая безопасность эксплуатации; высокий уровень механической прочности и устойчивости к вибрации; отсутствие «мерцающего» эффекта свечения; долгий срок эксплуатации, в 10 раз больше, чем люминесцентные лампы; большая стоимость. Уместным будет использование таких светильников в покрасочных камерах, как:

  • лампы фирмы «ЕвроЛед», например светильник ДКУ 9 – мощность всего 9 Ватт, отсутствие стробоскопического эффекта и высокий уровень устойчивости к вибрациям;
  • светильники LED, например LUMO LINE 4 – высокий уровень цветопередачи, экологичность, устойчивость к вибрациям.

Такие лампы станут незаменимым помощником при регулировке освещения в покрасочных камерах автомобиля.

Разнообразность выбора ламп – это возможность правильно рассчитать и разместить их с учетом минимальных затрат денег и места, но максимальной выгоды от уровня освещения в окрасочном помещении Вашего автомобиля. Если Вы намеренны сделать покрасочную камеру самостоятельно, Вам наверняка пригодится выше поданная информация, так как в ней содержатся особенности строения покрасочных камер, их необходимый уровень освещения (600-2000 люкс), правильность расположения ламп и мощность их света. Так, более продуктивным вариантом будет использования светодиодных ламп – они, конечно, дорогие, но их высокая стоимость уже через месяц эксплуатации окупается высококачественной покраской автомобилей. Так что, надеемся данная информация была полезной для Вас.

Освещение в покрасочной камере и его значение

Как сделать правильное освещение в покрасочной камеры»>Какое освещение необходимо для покрасочных камер

Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

  • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
  • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
  • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
  • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
  • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
  • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
  • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.
Читать еще:  Ваз 2115: покраска кузова (цвета) и бампера своими руками

Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

Применяемые схемы освещения

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Монтаж освещения собственными силами

При своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

Поскольку в покрасочных камерах достаточно важна собственная площадь светильника, то первый тип этих ламп является более предпочтительным.

Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

  • «Ц» — цветопередача естественная;
  • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.

Достоинства таких ламп:

  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Как сделать правильное освещение в покрасочной камеры

Отличное качество покраски автомобиля может быть обеспечено лишь при условии, что покрасочная камера оснащена полным набором всех необходимых устройств. Но одно лишь наличие устройств не может быть гарантией успешности работ, которые во многом зависят от условий их проведения. Самым важным из этих условий является освещенность. Освещение в покрасочной камере должно быть правильно рассчитано и установлено, поскольку именно оно играет решающую роль в той работе, которая зависит от человеческого фактора, от возможностей человека оценить качество выполняемых операций.

Какое освещение необходимо для покрасочных камер

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

  • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
  • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
  • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
  • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
  • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
  • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
  • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.

Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

Применяемые схемы освещения

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.
Читать еще:  Защитные покрытия для кузова автомобиля: отзывы о средствах защиты авто

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Монтаж освещения собственными силами

При оборудовании покрасочных камер своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

  • «Ц» — цветопередача естественная;
  • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.

Достоинства таких ламп:

  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Освещение в покрасочной камере

Чтобы получить действительно качественное покрытие в покрасочной камере, следует обеспечить мастеру требуемые условия работы. Воздух должен быть чистым, но даже чистый воздух и качественная вентиляция не поможет, если в помещении будет слишком тускло. К помещению в покрасочной камере предъявляются вполне конкретные требования, применимые ко всем конфигурациям подобных помещений.

Специфика освещения

Создание нормального освещения в покрасочной камере, с учетом всех сопутствующих факторов, является процессом непростым. Есть четкие критерии, которым нужно следовать. Световой поток должен находиться в диапазоне от 600 до 2000 люмен. При меньшем значении в помещении может быть слишком тускло, и мастер будет вынужден работать в сложных условиях. Большее значение является избыточным. Сам свет должен быть полностью однородным, что качается яркости и оттенка. На всех участках требуется соблюдать единые световые параметры. Спектральный состав света должен быть близким к тому, что дает естественный свет.

Использование мерцающих, пульсирующих или других неестественных световых потоков запрещено – в условиях длительной работы глаза мастера устанут от него, что может вызвать головную боль и, как следствие, падение работоспособности.

Все без исключения зоны, где будет выполняться покраска, должны освещаться равномерно. Если нельзя этого добиться основными приборами, следует компенсировать все с помощью дополнительных мобильных источников света. Во время покраски в камере могут наблюдаться критические для световых приборов явления – это перепады температур, вибрации, давление. Потому стоит подбирать те приборы, которые без проблем переносят указанные воздействия. Индекс передачи света должен соответствовать показателю 80 и выше. Это создаст в камере обстановку, как будто в помещение поступает естественный солнечный свет.

Оборудование

Обычные световые приборы следует сразу отбросить – учитывая среду в помещении, прослужат они примерно месяц. Часто в камерах используется направленный на рабочую зону световой поток. Для создания такого потока можно использовать лампы 12-48 В, но обязательно в связке с понижающим трансформатором. Использовать понижающий трансформатор нужно тогда, когда подключение выполняется к стандартной сети. Обязательное правило для установки – соблюдение равного расстояния от рабочей зоны, а это сделать затруднительно. Про возможные варианты нужно сказать следующее:

  1. Лампы накаливания используют очень редко, так как КПД у них невысокий.
  2. Дорого стоят светодиодные лампы, но при их использовании можно получить свет без мерцания. Лампы являются экономными по расходу энергии.
  3. При необходимости выбора определенного светового оттенка стоит выбирать люминесцентные лампы, которые бывают более холодными или теплыми.

Пульт управления освещением должен располагаться за пределами камеры для покраски, кроме случаев, когда это технически выполнить нельзя. Чтобы не было проблем, следует отдельные приборы покрасочной линии подключать к отдельным автоматам.

Наличие люминесцентных ламп обязывает предпринимать меры безопасности против возможного разрыва сети – для этого потребуется установить систему дроссель-старт.

Схемы

При установке систем освещения следует учитывать и расстановку других коммуникаций, так как иногда можно затронуть функциональность системы вентиляции. При использовании исключительно потолочной схемы освещения получится так, что светильники будут установлены в угол между стеной и потолком. Потребуется соблюсти угол, равный 45 градусам, но это не единственная проблема. Есть также проблема, связанная с появлением слепых зон. Обхватить все зоны при такой схеме физически невозможно, что приведет к трудностям при покраске вертикальных элементов.

При слишком компактной камере будет сложно сделать качественное освещение. Тут можно пойти на хитрость, используя переносные приборы. Они выносятся только на момент выполнения работ.

Более оптимальной и сбалансированной схемой является потолочно-стеновая, то есть, кроме потолочных светильников, будут еще и светильники на стене. Они будут установлены на расстоянии метра от пола. В идеале, световые приборы должны находиться и на потолке, и в месте пересечения стены и потолка. Приборы вдоль стены могут устанавливаться горизонтальной сплошной линией, или же монтироваться вертикально, но только через определенный шаг.

Учитывая множество специфических моментов, лучше обустраивать освещение покрасочной камеры в Москве через специальные компании, которые занимаются установкой покрасочных камер. Тогда не будет проблем с определением наиболее подходящей схемы, с определением конфигурации светового оборудования и прочими проблемами. Выбор неподходящего прибора приведет к самым печальным последствиям, вплоть до взрыва оборудования во время работы. Учитывая наличие огнеопасной среды, лучше не рисковать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector